Тактика допроса и очной ставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2010 в 17:07, Не определен

Описание работы

Дипломная работа

Файлы: 1 файл

Тактика допроса и очной ставки.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

     Чтобы избежать ошибок при допросе и  проверить достоверность полученных показаний, в каждом случае следует  тщательно выяснять все условия  восприятия, ту реальную основу, на которую опираются сообщаемые допрашиваемыми сведения.

     Запечатление  и сохранение информации. Запоминание так же, как и восприятие, избирательно. Оно зависит от целей, способов, мотивов деятельности, индивидуальных особенностей субъекта.

     Необычайность, чрезвычайность случившегося, необходимость преодоления каких-либо препятствий, те или иные действия с предметами и документами, особое внимание к определенным обстоятельствам способствуют непроизвольному запоминанию, т.е. запоминанию без специальных волевых усилий со стороны наблюдателя. Полно и прочно, иногда на всю жизнь запоминается то, что имеет особо важное значение. Стремление понять наблюдаемое явление, постичь его внутренней смысл и мотивы действий участвовавших в нем лиц также благоприятствует запоминанию.

     Не  исключено, что свидетель (потерпевший), понимая значение происходящего, предвидя возможность будущего допроса, может ставить перед собой специальную цель – удержать в памяти наиболее важные моменты воспринятого (например, номер машины, совершившей наезд, внешность и приметы преступников, номер, дату и другие признаки подложного документа и т.п.). Такое запоминание называется произвольным, преднамеренным.

     Сохранение  воспринятого зависит также от времени, истекшего с момента случившегося, преобладания определенного вида памяти (двигательной, образной, эмоциональной, словесно-логической), индивидуальных, в частности возрастных, особенностей и наличия дефектов. Забыванию нередко благоприятствуют новые впечатления, напряженная умственная работа, важные события в личной жизни и т.п. При этом возникает опасность смешения и подмены воспринятой информации сведениями, почерпнутыми из других источников (разговоров, слухов, сообщений прессы т.п.).

     Воспроизведение и передача информации на допросе. Вызов лица на допрос является своеобразным толчком к припоминанию определенных обстоятельств. Субъект мысленно обращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему не известна причина вызова, определить, какие конкретно факты интересуют следствие. На этом этапе формирования показаний также, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях, что создает серьезную угрозу достоверности показаний.

     Свидетель, особенно свидетель-очевидец, и потерпевший  нередко затрудняются изложить на допросе полно и подробно все воспринятые обстоятельства вследствие страха перед преступником и боязни мести с его стороны. В подобных случаях обычно не следует торопиться, а нужно исподволь, осторожно подвести допрашиваемого к осознанию важности его показаний для разоблачения преступника, пробудить в нем гражданские чувства, желание помочь следствию.

     Воспроизведению показаний на допросе может помешать и волнение, вызванное необычной для допрашиваемого процедурой допроса. Поэтому важно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу допроса и помочь свидетелю (потерпевшему) быстрее освоиться с новой для него обстановкой. При допросе нужно иметь в виду, что слишком сильное желание припомнить воспринятое может затруднить воспроизведение вследствие появляющегося в результате переутомления процесса торможения. В этих случаях желательно перейти к выяснению других обстоятельств, побеседовать на нейтральные темы. Отвлечение внимания помогает снять торможение. И тогда то, что надо припомнить, как бы само «всплывает» в памяти.

     Кроме того, далеко не всегда более полному  воспроизведению показаний способствует допрос сразу же после случившегося. В этот период может проявить свое действие такое психическое явление, как реминисценция. Суть его состоит в том, что субъект в силу эмоционального, интеллектуального, физического напряжения в момент восприятия не в состоянии сразу вспомнить все обстоятельства происшедшего. Нужно некоторое время, обычно два-три дня или несколько более, чтобы память обрела временно утраченную способность к воспроизведению.

     Возможны  дефекты в восприятии информации следователем. Поспешность, невнимательность, необъективность следователя, увлечение одной наиболее предпочтительной версией могут помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения. Ошибки могут проистекать и в результате недостаточной компетентности допрашивающего в некоторых специальных отраслях знания (строительстве, технике, технологии и т.п.). Поэтому очень важно, чтобы следователь предварительно познакомился со специальной литературой, ведомственными инструкциями и распоряжениями, а также использовал на допросе помощь соответствующих специалистов.

     Одним из важнейших положений тактики  допроса является необходимость  установления психологического контакта с допрашиваемым.

     Психологический контакт, в частности, можно определить как взаимоотношения следователя  с допрашиваемым, когда допрашиваемый  сознательно и добровольно предоставляет  следователю информацию, имеющую  значение для дела. Н. И. Порубов определяет психологический контакт как систему взаимодействия людей в процессе их общения, основанного на доверии; как информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга2.

     Важно подчеркнуть: установление психологического контакта отнюдь не равнозначно даче допрашиваемым правдивых показаний. Наличие психологического контакта - это всего лишь первый шаг к правдивым показаниям, одно из условий, существенно облегчающих их получение. Он не означает возникновения симпатии, готовности к взаимным уступкам и т. д. При наличии конфликтной ситуации установление психологического контакта означает вовлечение допрашиваемого в диалог, создание условий для свободного общения между следователем и допрашиваемым несмотря на наличие конфликта между ними. Психологическое напряжение при этом может и сохраниться, но следователь должен его в максимальной степени ослабить, добиться того, чтобы со стороны допрашиваемого было преодолено чувство антипатии, раздражения против следователя3.

     Психологический контакт достигается авторитетом  следователя, его твердостью в проведении своей линии, непреклонностью в  принципиальных вопросах и в то же время - благожелательностью, готовностью  видеть в любом допрашиваемом  живого человека, подчеркнутым стремлением избавить его от лишних тягот, облегчить его участь (конечно, действуя при этом в рамках закона).

     Психологический контакт между следователем и  допрашиваемым не может означать установления отношений равенства. Как отмечается в криминалистической литературе, при всей его двусторонности психологический контакт в ходе допроса - это всегда взаимоотношения между представителем государства и частным лицом, к тому же нередко лицом, обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления. Здесь естественна разница в положении, и ее не следует ни преуменьшать, ни вуалировать. Контакт действен именно тогда, когда он возникает при осознании реального положения вещей, реальной расстановки сил и основан на уважении допрашиваемого к следователю.

     Для установления психологического контакта следователь должен уметь расположить к себе допрашиваемого. Для этого очень важно проявлять заинтересованность судьбой обвиняемого или подозреваемого. Если следователь равнодушен к тому, кого он допрашивает, держится формально, сухо, психологический контакт между ними никогда не возникнет. Следователь обязан быть всегда ровен, корректен и в то же время, как отмечалось выше, — благожелателен, человечен. Раздражительность, грубость, а также сухость, равнодушие немедленно вызывают ответную негативную реакцию.

     Допрашиваемый должен видеть, что следователь стремится  только к установлению истины и не намерен обвинять его во что бы то ни стало, готов выслушать все  его доводы и тщательно проверить  их. В то же время необходимо сразу  показать допрашиваемому, что попытки ввести следователя в заблуждение бесполезны — он хорошо знает материалы дела, подготовлен к допросу и вовсе не склонен верить всему, что услышит от допрашиваемого.

     Если  допрашиваемый ведет себя невежливо, допускает развязность или грубость, необходимо это сразу же пресечь. В таких случаях обычно помогает замечание, сделанное в спокойном, выдержанном тоне; следователь ни в коем случае не должен допустить ответной грубости. Любой срыв при допросе, как правило, дорого обходится, т. к. установить психологический контакт после этого уже не удается.

     Очень важно вызвать у допрашиваемого интерес к даче показаний, к самому процессу общения со следователем. Подозреваемый или обвиняемый должен хотеть разговора со следователем, ждать вызова на допрос хотя бы для того, чтобы поспорить со следователем, привести какие-то новые аргументы в свою пользу. Важно, чтобы он воспринимал возражения следователя без озлобления, не отвергал их сразу; тогда постепенно он начнет соглашаться с некоторыми из них и в конце концов должен будет сказать правду.

     Следователь должен стремиться к тому, чтобы  стиль его поведения в ходе допроса (умение слушать собеседника, четко и грамотно формулировать  вопросы, 
проявлять при этом необходимый такт) был безупречным. Нужно, в частности, 
быть очень сдержанным в выражении своего отношения к показаниям — давать 
какую-либо оценку показаниям можно лишь тогда, когда следователь полностью 
уверен в их правдивости или лживости. 

     Установлению  психологического контакта во многом способствует обстановка допроса. Она должна быть спокойной, деловой. Следует по возможности исключить все отвлекающие моменты, все, что может помешать доверительной беседе - посторонние телефонные звонки, разговоры с коллегами и т. д.

     Выше  уже отмечалось, что с психологической точки зрения сущностью допроса является взаимодействие следователя с допрашиваемым, направленное на получение необходимой информации. Допрос — это не пассивное получение тех или иных сведений, а активная деятельность обеих участвующих в нем сторон. Иными словами, общение в ходе допроса, как и всякое другое, предполагает психологическое воздействие на другую сторону, на другого участника этого общения. Значит, следователь не только может, но и должен воздействовать на допрашиваемого, т. е. убеждать допрашиваемого поступить так, как это необходимо в интересах дела.

     Среди юристов были высказывания о неправомерности  любого психологического воздействия  со стороны следователя на допрашиваемого. Это явно ошибочная позиция, не учитывающая  реального положения вещей. Психологическое воздействие (причем обоюдное) неизбежно при любом общении. «Запретить» оказывать психологическое воздействие в ходе допроса невозможно; речь может идти лишь о законности, о правомерности воздействия следователя на того, кого он допрашивает.

     Нужно четко разграничивать правомерное  психологическое воздействие и  незаконное давление на допрашиваемого, вымогательство у него нужных следователю  показаний. Как пишет А. Р. Ратинов, «правомерное психическое влияние  само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает показание того или иного содержания, а вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностях и лишь опосредованно приводит его к выбору определенной линии поведения»1. Значит, грань между психическим насилием и правомерным психологическим воздействием определяется, во-первых, законностью тактических приемов, применяемых следователем в ходе допроса, и, во-вторых, наличием у допрашиваемого свободы выбора той или иной позиции.

     Для того чтобы обеспечить эффективность  допроса, следователь должен воздействовать на допрашиваемого, причем воздействовать весьма гибко. Иными словами, тактика  допроса определяется прежде всего  в зависимости от того, какую позицию занимает допрашиваемый по отношению к расследуемому событию, какая тактическая ситуация складывается в ходе допроса - конфликтная или бесконфликтная. В зависимости от той или иной ситуации следователь выбирает соответствующие приемы допроса. 

1.4. Тактика допроса свидетелей и потерпевших 

     В качестве свидетеля допрашивается  лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. В соответствии со ст.56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

     Не  подлежат допросу в качестве свидетелей:

     1) судья, присяжный заседатель - об  обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

Информация о работе Тактика допроса и очной ставки