Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2016 в 00:24, реферат
Актуальность темы данного реферата заключается в том, что право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту является конституционным принципом, нашедшим закрепление в ст. 45 и 48 Конституции Российской Федерации. Он как бы соединил в себе две стороны одной медали: право на защиту и гарантии реализации этого права. Если коротко, то право обвиняемого на защиту предполагает активную защиту не запрещёнными законом способами от уголовного обвинения как лично, так и с помощью другого лица, именуемого в уголовном процессе защитником.
В современных условиях развития и совершенствования правового государства свобода личности, ее права и гарантии возрастают, следовательно, это свойственно и уголовному судопроизводству. Возрастание гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе соответствует как интересам личности, так и интересам общества в целом.
Возможность судебной защиты прав и свобод человека во многом зависит от того, как реализуется право на эффективное средство правовой защиты. Оно закреплено в ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве ».
Обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве существенным образом предопределяется интеграцией правовой системы России в систему основных международных пактов и конвенций о правах человека, что требует не только инкорпорации заложенных в них правовых принципов и стандартов в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, но и реализации их в правоприменительной практике с учетом особенностей правовой системы России.
Уголовно-процессуальное положение лица, вовлекаемого в сферу уголовного судопроизводства, базируется на конституционном статусе гражданина, определяющем исходные начала отраслевых уголовно-процессуальных прав участников уголовного судопроизводства.
Актуальность темы данного реферата заключается в том, что право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту является конституционным принципом, нашедшим закрепление в ст. 45 и 48 Конституции Российской Федерации. Он как бы соединил в себе две стороны одной медали: право на защиту и гарантии реализации этого права. Если коротко, то право обвиняемого на защиту предполагает активную защиту не запрещёнными законом способами от уголовного обвинения как лично, так и с помощью другого лица, именуемого в уголовном процессе защитником.
Развернутая нормативная регламентация института права на защиту содержится в конституционном праве и уголовно-процессуальном законодательстве. Конституция не только провозглашает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, но и устанавливает в ч. 2 ст. 48 круг лиц, которым гарантируется право на получение юридической помощи в осуществлении защиты (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления), ее качество (квалифицированная), условия предоставления (бесплатная в случаях, предусмотренных законом), начальный этап его реализации в уголовном процессе (с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения).
Осуществление этих и иных положений Конституции РФ, утверждающих и детализирующих различные проявления реализации права на защиту в уголовном судопроизводстве, регламентируется в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 49 – 53 УПК).
1. Участие защитника в деле – одна из важнейших гарантий реализации прав и законных интересов граждан при производстве по уголовным делам
Под защитой в уголовном процессе понимается вся совокупность принадлежащих подозреваемому и обвиняемому (подсудимому) прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, защищать другие законные интересы в деле (моральные, имущественные, трудовые и др.).
Одной из особенностей осуществления данной функции в условиях состязательности является изменение круга представляющих ее лиц: исключение из него представителей профсоюза, общественного объединения. Успешный выбор процессуальных средств и способов зависит от достаточности профессионального опыта и юридических знаний лица. Только при таком условии будет оправдано его участие в состязательном процессе и обеспечена возможность противостоять государственному обвинению.
Положения ст. 48 Конституции РФ и ст. 49 УПК РФ о праве подсудимого на квалифицированную юридическую защиту и об осуществлении этой функции в суде по большинству уголовных дел профессиональным защитником – адвокатом являются гарантией реального осуществления состязательности и равноправия сторон.
Право подозреваемого и обвиняемого (подсудимого) на защиту образует вся совокупность принадлежащих им прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, защищать другие законные интересы в деле (моральные, имущественные, трудовые и др.), т.е. реализовывать его любым законным способом (заявление ходатайств, отводов, представление ходатайств и т.д.).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 июня 2000 г. №11-П разъяснил, что «право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, – удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность…
При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии со статьей 51 (часть 1) Конституции Российской Федерации права не давать показаний против себя самого).
Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику)». Эти разъяснения Конституционного Суда РФ по вопросу о конституционности отдельных статей УПК РСФСР сохраняют свое значение и применительно к соответствующим нормам УПК РФ.
Участие защитника в судебном разбирательстве обеспечивает защиту прав и законных интересов подсудимого и (в конечном итоге) способствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, установлению истины.[1]
Право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Поэтому ни следователь, ни прокурор, ни суд не могут отказать в допуске защитника. Показания, данные задержанным в отсутствие адвоката, не будут иметь силы в суде.
Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту является одним из принципов уголовного судопроизводства. Согласно Уголовно-процессуальному Кодексу РФ (УПК) право подозреваемого и обвиняемого на защиту реализуется в двух основных формах: путем личного осуществления предоставленных им прав и с помощью защитника, использующего целый комплекс предоставленных ему законом полномочий. Обе эти формы могут использоваться подозреваемым или обвиняемым одновременно в ходе производства по делу.
Значение этих полномочий определяется тем, что принцип права на защиту выступает юридической предпосылкой реализации гарантий не только прав и интересов личности, но и интересов правосудия. Использование юридических средств противостояния обвинению служит установлению подлинных обстоятельств дела, вынесению, в конечном счете, законного и обоснованного окончательного решения.
Совокупность предоставляемых подозреваемому (обвиняемому) процессуальных прав и средств, позволяющих ему знать, в чем он обвиняется, давать свои объяснения, возражать против обвинения, оспаривать выдвинутые против него обвинения или подозрения в совершении преступления, доказывать свою непричастность к нему, невиновность или меньшую степень вины, опровергать обвинительные доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, приносить жалобы на действия и решения должностного лица, производящего дознание или ведущего предварительное следствие, обжаловать приговор и иные судебные решения – использование всех этих правомочий составляет правовую основу института права на защиту в уголовном судопроизводстве.
Право обвиняемого на защиту является важнейшей гарантией, обеспечивающей действие презумпции невиновности. Оно имеет важное значение и тогда, когда обвиняемый признает себя виновным, раскаялся в совершении преступления и готов сотрудничать с правосудием.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, но он вправе это делать, причем используя все имеющиеся в его распоряжении законные средства. Любое нарушение прав обвиняемого на защиту считается в судебной практике существенным нарушением закона, поскольку речь идет о нарушении принципа уголовного процесса.
Законодатель возлагает на ведущие процесс государственные органы и должностных лиц обязанность обеспечить обвиняемому возможность защищаться от предъявленного обвинения законными способами и средствами. О наличии у подозреваемого, обвиняемого права на производство всех дозволенных законом действий лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, судья должны сообщить участвующим в деле лицам, разъяснить порядок использования названных прав и обеспечить возможность их полного осуществления (ч. 6 ст. 47, ч. 1 ст. 92, ст. 267 УПК).
Значительное внимание законодатель уделяет регулированию такой существенной составляющей системы защиты подозреваемого, обвиняемого, какой является право иметь защитника и допуск его к участию в уголовном судопроизводстве.
Защитник – это лицо, которое допускается к участию в деле для защиты прав и интересов подозреваемого, обвиняемого, а также для оказания подозреваемому, обвиняемому юридической помощи. Деятельность защитника направлена на опровержение обвинения (подозрения), на поиск оправдывающих или смягчающих вину обстоятельств.
В качестве защитников допускаются адвокаты (ч. 2 ст. 49 УПК). Это означает, что в досудебном производстве защитником может быть только профессиональный адвокат, отвечающий определенным требованиям.
В подтверждение своего адвокатского статуса защитник предъявляет удостоверение адвоката, а в подтверждение того, что ему поручена защита, – ордер. Участие в качестве защитников представителей профсоюзов или общественных организаций, равно как и сотрудников юридических (не адвокатских) фирм и бюро, УПК не предусмотрено.
В статье 49 УПК говорится не о допуске адвоката к уголовному делу, а о его участии в деле. Такая формулировка в большей мере соответствует конституционным и международным нормам о праве обвиняемого на получение квалифицированной помощи от избранного им самим защитника и предполагает уведомительный, а не разрешительный порядок вступления защитника в уголовное дело.
Вместе с тем, законом предусмотрено, что в качестве защитников могут быть допущены близкие родственники, законные представители подсудимого, а также другие лица, которым подсудимый доверяет защиту своих прав и законных – интересов. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается вместо адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК).
Практикой эта норма понимается таким образом, что указанные лица допускаются к участию в деле в качестве защитников лишь на судебных стадиях процесса.
Под близкими родственниками закон понимает не всех родственников, а только перечисленных в п. 4 ст. 5 УПК РФ[2] , независимо от того, проживают они с обвиняемым вместе или нет. Эти лица могут участвовать в деле в качестве защитников только наряду с защитником-адвокатом. Причем защитник, не являющийся адвокатом, может быть только один.
Отказ суда в допуске указанных лиц к делу в качестве защитников будет являться нарушением прав обвиняемого. Так, 18 сентября 1999 года межмуниципальным судом Юго-Западного административного округа города Москвы осуждён Павлюк.
Подсудимый просил вместо адвоката допустить в качестве защитника своего отца. Суд отказал, тем самым грубо нарушил право подсудимого на защиту, что повлекло отмену приговора.
Принять решение о допуске указанных лиц к участию в деле могут только судья или суд, причем указанные лица могут быть защитниками обвиняемого, но не участвовать на стороне подозреваемого.
Защитником не может быть лицо, ранее участвовавшее в этом же деле в ином качестве, лицо, состоящее в родственных отношениях с участниками процесса, а также лицо, оказывающее или ранее оказывавшее юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам обвиняемого (ч. 1 ст. 72 УПК РФ).
Защитником не может быть лицо, ранее участвовавшее в этом же деле в ином качестве, лицо, состоящее в родственных отношениях с участниками процесса, а также лицо, оказывающее или ранее оказывавшее юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам обвиняемого (ч. 1 ст. 72 УПК РФ).
Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого. В то же время, если соглашение подозреваемого (обвиняемого) с адвокатом было заключено на определенный срок или на определенную стадию процесса, по окончании действия соглашения адвокат уже не связан обязанностью осуществлять защиту.
Выбор защитника подозреваемым и обвиняемым по своему усмотрению – важная гарантия права на защиту. Подозреваемый (обвиняемый), особенно если он задержан или заключен под стражу, не всегда в состоянии сам пригласить защитника. Поэтому законом предусмотрена возможность приглашения защитника иными лицами по поручению или с согласия подозреваемого (обвиняемого). Согласие подозреваемого (обвиняемого) в этих случаях может быть и предварительным, и последующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 92 УПК РФ по просьбе подозреваемого ему до первого допроса обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Если возникла необходимость производства процессуальных действий с участием подозреваемого, то продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором, но с обязательным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
Информация о работе Права и обязанности защитника при расследовании и рассмотрении уголовных дел