Четыре благородные истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Среди многих регулярно задаваемых вопросов, наиболее частыми является вопрос относительно Учения Будды. В этом коротком трактате сделана попытка систематизировать объяснение:
1) наиболее важных событий из жизни Будды, 2) основ Учения,3) Текстов, в которых Учение может быть найдено ,и 4) как мы сами можем следовать Учению Будды, чтобы достигнуть той же свободы ума.

Содержание работы

1 Четыре благородные истины………………………………….........2
1.1Первая благородная истина – о наличии страданий………………………………………………………………4
1.2 Вторая благородная истина – о причине страданий……………5
1.3Третья благородная истина — о прекращении страданий………………………………………………………………8
1.4Четвертая благородная истина –о пути к освобождению………………………………………………………...12
1.4.1 Правильные взгляды……………………………………………13
1.4.2 Правильная решимость……………………………………...…13
1.4.3 Правильная речь………………………………………………..13
1.4.4 Правильное поведение………………………………………....14
1.4.5 Правильный образ жизни……………………………………....14
1.4.6 Правильное усилие.................................................................….15
1.4.7.Правильное направление мысли………………………………15
1.4.8 Правильное сосредоточение……………………………….…..16
1.4.9Итог………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

этика -четыре будды.docx

— 40.34 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1 Четыре благородные истины………………………………….........2

1.1Первая благородная истина – о наличии страданий………………………………………………………………4

1.2 Вторая благородная истина – о причине страданий……………5

1.3Третья  благородная истина — о  прекращении страданий………………………………………………………………8

1.4Четвертая  благородная истина –о пути к освобождению………………………………………………………...12

1.4.1 Правильные  взгляды……………………………………………13

1.4.2 Правильная решимость……………………………………...…13

1.4.3 Правильная речь………………………………………………..13

1.4.4 Правильное поведение………………………………………....14

1.4.5 Правильный образ жизни……………………………………....14

1.4.6 Правильное усилие.................................................................….15

1.4.7.Правильное  направление мысли………………………………15

1.4.8 Правильное сосредоточение……………………………….…..16

1.4.9Итог………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………….….19 
 
 
 
 

  1. Введение 

Среди многих регулярно  задаваемых вопросов, наиболее частыми  является вопрос относительно Учения Будды. В этом коротком трактате сделана  попытка систематизировать объяснение:

1) наиболее важных  событий из жизни Будды, 2) основ  Учения,3) Текстов, в которых Учение  может быть найдено ,и 4) как мы сами можем следовать Учению Будды, чтобы достигнуть той же свободы ума.

Ясно, что в  рамках этого трактата невозможно тщательно  рассмотреть детали доктрины. Это  скорее попытка дать общее представление.

Возможно, многие приходят понять большую ценность Учения Будды — Дхарму — чтобы  улучшить свои человеческие качества и вступить на Путь святости для  достижения Нирваны. 

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ  ИСТИНЫ  

 Будда был  главным образом учителем этики  и реформатором, но не философом.  Знакомство с его просветлением  указывает человеку путь в  жизни, который ведет к освобождению  от страдания. Когда кто-нибудь  задавал Будде метафизические  вопросы о том, отлична ли  душа от тела, бессмертна ли  она, конечен или бесконечен  мир, вечен он или невечен и т. д., – он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений, напоминающих противоречивые односторонние описания слона, сделанные слепыми, которые ощупали различные части его тела.  

Будда, приводя  в пример ряд метафизических взглядов предшествовавших ему мыслителей, показал, что все они отличаются друг от друга, так как они основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и опасениях. Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной цели – архатству (состоянию освобождения от всякого страдания), но, наоборот, запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий. Самая настоятельная задача – положить конец несчастьям. Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил.

Будда часто  упоминает десять вопросов , которые он считает неопределенными и этически бесполезными. Он считает бесполезными следующие вопросы:

1) Вечен ли  мир? 

2) Или он невечен?

3) Конечен ли  мир? 

4) Или он бесконечен?

5) Тождественна  ли душа с телом? 

6) Отлична ли  душа от тела?

7) Бессмертен ли познавший истину?

8) Или он смертей? 

9) Будет ли  познавший истину одновременно  и бессмертным и смертным?

10) Будет ли  он бессмертным или смертным?  

Эти вопросы  известны в буддийской литературе как  «десять неразрешимых вопросов»  и являются предметом трактата Авьяката Саньютты, называемого «Саньютта-никая».

Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных  для морального усовершенствования и недоступных познанию. Будда  всегда стремился просвещать людей  по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении  и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это, – говорит Будда, – приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению  страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване».

Ответы на эти  четыре вопроса составляют, как мы знаем, сущность просветления Будды, которым  он стремился поделиться со всеми  ближними. Они стали известны под  названием «четырех благородных  истин»: 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно  прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий  к прекращению страданий. Все  учение Будды сосредоточено вокруг этих четырех истин.  

    1. ПЕРВАЯ  БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА – О НАЛИЧИИ  СТРАДАНИЙ 

Молодой Сиддхартха был поражен увиденными картинами  страданий человека – болезнями, старостью и смертью. Однако просветленный  Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных, вызывающие все без исключения несчастья. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние – короче, все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание.  

Пессимизм подобного  рода присущ всем индийским философским  системам; и в подчеркивании особого  значения первой благородной истины Будду поддерживали все крупнейшие индийские мыслители. Чарваки, конечно, могли отвергать осуждение Буддой вообще всякой мирской жизни и указать на различные источники удовольствий, существующие в жизни наряду с источниками страданий. Но Будда и многие другие индийские мыслители могли бы возразить им на это, что мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.

1.2.ВТОРАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА – О ПРИЧИНЕ СТРАДАНИЙ

 Хотя наличие  страданий признается всеми индийскими  мыслителями, но в определении  этого в ненормального явления  они не всегда единодушны. Происхождение  зла объясняется Буддой с помощью  особой концепции естественной  причинной связи. Согласно этой  теории, нет ничего необусловленного  – все зависит от определенных  условий. Так как каждое событие  порождается некоторыми условиями,  должно существовать нечто, бытие  которого порождает страдание. 

Земные страдания (старость, смерть, отчаяние, печаль и  т. п., кратко обозначаемые словом «джара-марана»), учит Будда, возникают из факта, рождения (цжатн). Если бы человек не был рожден, он не знал этих тягостных состояний. Рождение, в свою очередь, обусловлено стремлением к становлению (бхава), силой слепого стремления или предрасположения к рождению, стремлением, вызывающим наше рождение. Но что вызывает это стремление? Наша умственная приверженность («схватывание») к земным вещам является условием наших желаний быть рожденными. Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды, страстного стремления наслаждаться предметами внешнего мира: зрелищами, звуками и т. д. Но откуда происходит это желание? Мы ведь не можем стремиться иметь вещи, которые мы не испробовали, не видели раньше. Предыдущий чувственный опыт, скрашенный некоторыми приятными ощущениями, является причиной жажды, страстного стремления. Но ведь чувственный опыт невозможен без соприкосновения, то есть без контакта между органами чувств и объектами. Этот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не было шести органов познания: пяти чувств и ума (шадаятана). Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, который составляет воспринимаемое существо человека. Но этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мертв, то есть лишен сознания. Сознание же, которое входит в зародыш еще во чреве матери, является только результатом впечатлений нашего прошлого бытия. Последняя же ступень (состояние) нашей прошлой жизни, ступень, предшествовавшая нашей сегодняшней жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде все впечатления, результаты всех предшествовавших, прошлых деяний. Впечатления, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, порождающей новое рождение. Неведение, следовательно, есть коренная причина впечатлений, то есть стремлений к новому рождению.  

Вот вкратце  формула причинной зависимости:

1) страдание  в жизни обусловлено рождением; 

2) рождение –  стремлением к жизни; 

3) стремление  к бытию – умственной привязанностью  к объектам;

4) привязанность  —жаждой, желанием вещей;

5) жажда –  чувственным восприятием; 

6) чувственное  восприятие – чувственным соприкосновением  с объектами; 

7) чувственное  соприкосновение – шестью органами  познания;

8) шесть органов  познания—эмбриональным периодом развития организма (состоящего из разума и тела);

9) эмбрион не  может развиться без первоначального  сознания;

10) первоначальное  сознание обусловлено впечатлениями  прошлой жизни; 

11) эти впечатления  обусловлены двенадцатым звеном  цепи 

12) неведением  истины.  

Таким образом, мы имеем двенадцать звеньев цепи причинной зависимости. Порядок  и число звеньев не всегда одинаковы  в буддийских проповедях, но в приведенном  выше виде они наиболее полно и  точно воспроизводят принятые буддистами формулы причинной связи. Среди  буддистов она выступает под  разными названиями: например, «12 источников», «механизм существования» и др. Некоторые  набожные буддисты ежедневно напоминают себе об этой части учения Будды  вращением колеса, которое символизирует  механизм причинности. Наряду с перебиранием четок оно составляет часть их ежедневной молитвы.  

«Двенадцать звеньев» иногда представляются как описание прошлой, настоящей и будущей  жизни, которые причинно связаны следующим образом: настоящую жизнь полностью можно объяснить лишь при соотнесении с прошлыми условиями ее существования и ее будущими действиями. Приведенные в расположенном ниже порядке с последовательным переходом от причин к следствиям двенадцать звеньев как бы символизируют этот круговорот бытия. Прежде чем покончить с этим вопросом, следует отметить весьма важный вклад индийских мыслителей, в частности Будды, в философию – концепцию обусловленности внешних явлений жизни (то есть живого организма) внутренней движущей силой сознательного или бессознательного желания. Современные биологи, как дарвинисты, так и их противники, пытаются объяснить эволюцию жизненного процесса механистически, с помощью материальных условий, как унаследованных, так и условий окружающей среды. Появление рогов на голове коровы или образование глаза представляется биологам не более чем случайным изменением – постепенным или внезапным.  

Основной принцип  объяснения буддистами жизненного процесса, сводящийся к тому, что бхава (внутреннее предрасположение, стремление к бытию) ведет к рождению (существованию тела), то есть что сознание является условием развития эмбриона, предвосхищает утверждение Бергсона, согласно которому живое тело является не только соединением материальных частей, но и внешним выражением взрыва внутреннего побуждения. Мы можем указать также, что бергсоновская философия реальности как изменения напоминает буддийскую доктрину всеобщей недлительности.  

1.3.ТРЕТЬЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА — О ПРЕКРАЩЕНИИ СТРАДАНИЙ

 Третья благородная  истина – о прекращении страданий  – вытекает из второй: о том,  что несчастье зависит от некоторых  условий. Если устранить условия,  порождающие несчастья, то прекратится  и страдание. Попытаемся ясно  представить себе истинную природу  состояния, называемого прекращением  страдания. 

Прежде всего следует заметить, что освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре степени самоуглубления к совершенной мудрости (о чем будет сказано ниже), тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным лицом. Это состояние освобождения чаще называется нирваной – угашением страстей, а вместе с ними и страданий.  

Затем следует  вспомнить, что достижение этого  состояния вовсе не означает состояния  бездеятельности, как ошибочно многие себе представляют. Верно, конечно, что  для достижения совершенного, ясного и надежного познания четырехсторонней истины надо полностью отвлечься  от внешнего и внутреннего мира, а также от других идей и целиком  сосредоточиться на неустанном размышлении  о четырех благородных истинах  во всех их аспектах. Но, достигнув совершенной  мудрости посредством сосредоточенного мышления, освобожденный человек  не должен вечно оставаться погруженным  в размышление и совершенно отстраниться от активного участия в жизни.  

Мы знаем, какую  деятельную жизнь вел сам Будда  в течение сорока пяти лет после  своего просветления – странствуя, проповедуя и основывая братства даже в последние дни своей  жизни, будучи восьмидесятилетним стариком. Таким образом, для самого основателя буддизма освобождение не означало прекращения  активной деятельности. Будда однажды  ясно указал на то, что есть два рода человеческих поступков: одни совершаются  под влиянием привязанности, ненависти  и ослепления (рага, двеша и моха), другие – без их влияния. Поступки первого рода, усиливая нашу жажду жизни и привязанность к ней, рождают семена кармы, вызывающей новые рождения. Поступки второго рода, совершаемые с пониманием подлинной сущности бытия, лишены привязанности, не порождают кармы и, следовательно, нового рождения. Различие между двумя видами кармы, как учит Будда, подобно результату от посева зерна обычного и зерна бесплодного. Это же поучение приводится им и в рассказе о его просветлении. Достигнув нирваны, Будда некоторое время сомневался: следует ли распространять свое учение, должен ли он трудиться для освобождения ближних? Но вскоре его просветленное сердце забилось горячей любовью к бесчисленным охваченным муками страдания людям. Он решил, что сооруженный им с такими усилиями плот, на котором он переплыл поток страданий, должен быть оставлен другим, не должен исчезнуть. Следовательно, как показывает Будда личным примером и в своих заповедях, от архата не требуется отказа от деятельности; наоборот, по мере просветления его любовь и сострадание ко всем живым существам возрастают и заставляют достигшего совершенства человека делиться своим знанием с ближними и работать ради их морального подъема. Если признать правильным подобное понимание жизни и учения Будды, то ошибочно думать, как это очень часто бывает, что нирвана означает полное прекращение существования. Этимологически слово «нирвана» означает «погашенный»; «угасший» же является метафорой, с которой иногда сравнивается понятие «освобожденный». Основываясь на этом этимологическом смысле слова «нирвана», а также на ее отрицательном значении – отсутствии известных умственных и физических состояний, – некоторые исследователи буддизма (как буддисты, так и не-буддисты) понимают под нирваной полное прекращение, «угасание» жизни. Этому толкованию можно противопоставить следующие возражения:  

Информация о работе Четыре благородные истины