Смешанная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

С началом реформ в нашей стране усилился интерес к так называемой шведской модели экономики. Собственно, это вполне объяснимо: шведы действительно сумели гармонизировать социальные отношения, найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных проблем, связанных с дифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Теоретические основы смешанной экономики . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие «Смешанная экономика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Двухсекторная модель смешанной экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Исследование особенностей экономики Швеции . . . . . . . . . . . 11
2.1. Характеристика частного сектора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2. Особенности государственного сектора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Характеристика кооперативов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3. Характеристика Шведской модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.1. Понятие «Шведская модель» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2. Становление шведской экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ смешанная экономика[1].doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

       Шведские  предпринимательские круги довольно рано осознали, что им выгоднее идти по пути равноправного социального  партнерства, чем вступать в классовые  бои. Еще в 1938 г. в пригороде Стокгольма - Сальтшебадене, было подписано первое в мире соглашение о полюбовном разрешении спорных социальных вопросов между профсоюзами и работодателями (на него до сих пор встречаются ссылки в дискуссиях по социальным проблемам).

       Содержание "сальтшебаденского соглашения" обычно кратко формулируется так: социальная уверенность, солидарность, демократия, равенство, справедливость. В дальнейшем мы рассмотрим, как это конкретно применяется в различных областях жизни.

       Превращению экономики из отсталой аграрной в  передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

       В 70-х годах XIX в. шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что  в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение.

       Доля  рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась  половина работающего населения.

       В условиях быстрого роста населения  важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.

       В межвоенный период Швеция по темпам роста  ВПП уступала только США.

       Однако  серьезный удар по экономике нанесли  два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25%.

       В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами и опережала ее лишь Япония. Это были ее “золотые” годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.

       В 70-е годы темпы роста упали. После  энергетического кризиса 1973-1974 гг. в  промышленности страны возник ряд серьезных  проблем. В значительной степени  это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке.

       Избыток мощностей и низкий мировой спрос  на чугун, и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом, как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.

       В 1977 г. (впервые за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста производительности труда резко замедлились и  составили в 1975-1984 гг. только 1,4% в  год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых женщин.

       С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как “валютная змея”. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность.

       С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда – на 7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г.

       Главным фактором роста опять являлся  экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились  из-за замедления роста экспорта. Повышение  доходов населения привело к  увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон.

       В целом в 80-х годах Швеция имела  прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос более чем на 60% . Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество невыходов на работу - основные причины, сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на достаточно высоком уровне. Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры. Он выражался главным образом в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой.

       Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.

       Налоговая реформа 1991 года совпала с мировым  экономическим кризисом. Когда международный  спад обострился и спрос упал, шведская валюта оказалась под серьезным давлением. Осенью 1992 года шведская крона вышла из привязки к экю и отправилась в свободное плавание. Экономический кризис оказал определенное положительное воздействие на шведский бизнес, заставив бизнесменов пересмотреть свои действия и предпринять шаги по устранению издержек.

       Рентабельность  промышленности значительно возросла, и сейчас она намного выше того уровня, который отмечался в 1980 году. Однако высокая рентабельность тесно  связана с ориентацией на экспорт. Рост экспорта привел к заметному повышению доходов в промышленности Швеции.

       Рост  количества шведских компаний за границей в 1980-е годы шел параллельно с  сокращением инвестиций внутри страны. Если общее число занятых в  зарубежных филиалах выросло за это  время примерно на 200 тыс., то занятость в шведском секторе тех же компаний сократилось на 80 тыс. человек. Эти изменения стали особо заметны в секторе интенсивной технологии и знаний. В 1993 году число работающих в принадлежащих шведским фирмам компаниях за границей составило примерно 535 тыс. Из них около 460 тыс. (86%) были заняты на промышленных предприятиях.

       В то время как шведские компании вели активную деятельность на иностранных  рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В последующие несколько лет иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские инвестиции за границей. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской промышленности. В качестве примера можно привести приобретение американским концерном General Motors 50% Saab Automobile; слияние шведской Аsea и швейцарской Brown Boveri, приведшее к созданию ABB; слияние шведской Pharmacia и американской компании Upjohn; приобретение компании Alfa Laval концерном Tetra Pak и Nobel Industries голландским Akzo.

       Доминирует  в экспорте-импорте Швеции по-прежнему обрабатывающая промышленность. На нее  приходится более 80% совокупного экспорта товаров и около 75% импорта.

       Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет продукция машиностроения. Экспортируют в основном машины, телекоммуникационные системы, электротовары и автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная масса, бумажная продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность, основанная на сырьевых материалах (например, лесная промышленность и добыча руды), экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами Европы.

       Нельзя  переоценить важность мировой свободной  торговли для роста шведской промышленности и благосостояния. Швеция проводила политику свободной торговли после второй мировой войны и активно участвовала в процессе либерализации торговли. Являясь раньше членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), 1 января 1995 года Швеция вошла в Европейский союз (ЕС).

       Сегодня продукция шведских интернациональных  компаний составляет около половины всего шведского экспорта и всего  промышленного производства.

       Многие  из этих компаний высоко глобализованы: почти 90% продаж сосредоточены на иностранных  рынках и более 60% занятых работает за границей.

       Интернационализация стала важным стимулом к повышению  конкурентоспособности и реструктурированию шведской промышленности. Это сделало  возможным расширение продаж, необходимых  для финансирования основных НИОКР  и решения маркетинговых задач.

       Сложно  найти другую страну, где структура  экономики столь же быстро перестраивается  в ответ на появление новых  технологий. Быстро растут предприятия  так называемой новой экономики. Швеция стоит на первом месте по инвестициям в информационно-компьютерные технологии. По данным IDC (The International Data Corporation/World Times Information Society Index), в прошлом году Швеция опередила США и стала лидером в области информационных технологий. Согласно недавно опубликованным данным экономического анализа "Merill Lynch", Швеция стоит на первом месте по факторам, способствующим экономическому росту. Если бы налоги и расходы на социальную сферу создавали проблемы, шведская экономика не смогла бы выказывать такой гибкости. Вместо этого пример Швеции показывает, что, хотя сохранение высоких темпов экономического роста в течение десятилетия является исключительной особенностью США, основная предпосылка экономического роста, гибкость, таковой не является. Значит, существует, по крайней мере, одна альтернатива. Вопреки расхожему объяснению, очевидно, что расходы на социальную сферу могут благоприятствовать гибкости экономики. Переходя к научно обоснованной экономике, мы можем рассчитывать на то, что этот эффект только усилится.

       К тому же информационные технологии - это только один пример того, с какой смелостью шведы осваивают новые грани экономики. В соответствии со шведскими традициями работники и профсоюзы активно поддерживают структурные изменения, появление новых технологий, открытие границ. В качестве иллюстрации можно процитировать слова Йорана Юханссона, мэра Гетеборга, а в прошлом главы местного профсоюза металлистов на шведском шарикоподшипниковом предприятии "SKF". Когда на "SKF" в целях экономии начали внедрять высокопроизводительные технологии, один журналист спросил Юханссона, не боится ли тот, что новые технологии отнимут работу у членов его профсоюза. "Нет, - ответил Юханссон. - Я не боюсь новых технологий. Я боюсь старых. Только старые технологии могут лишить работы моих людей".

Информация о работе Смешанная экономика