Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа
К совокупности условий, способствующих росту международного движения капиталов, а также либерализации международного движения товаров и услуг, относятся создание и функционирование свободных (или специальных) экономических зон.
Действительно, в мировом хозяйстве имеются анклавы, в которых международное движение капитала, а также перемещение товаров и услуг имеет ярко выраженную специфику. Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых «свободных (или специальных) экономических зон» (СЭЗ) стало одной из характерных особенностей мировой экономики в последние десятилетия XX в.
Среди офшорных компаний исследователи выделяют следующие основные виды. 1. Компании холдингового типа:
2. Торгово-посреднические фирмы:
3. Компании финансового профиля:
В последнее время в мировой офшорной практике получили распространение инвестиционные структуры типа офшорных взаимных фондов, инвестиционных компаний и международных трастов.
Офшорные фирмы создаются и действуют в специальных офшорных зонах, или офшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности):
Характерно при этом, что в «налоговых гаванях» налоговые и другие льготы предоставляются всем иностранным (а нередко и всем отечественным) компаниям, а в офшорных центрах (зонах) - тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами (т.е. «чистым» офшорным компаниям). Однако на практике во многих случаях различия между налоговыми гаванями и офшорными центрами фактически становятся весьма относительными и нередко, по существу, исчезают.
Географически ОФЦ может представлять целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примером первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе, Белиз, Панама в Центральной Америке, Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке, Сингапур в Азии, некоторые океанические островные государства. Ко второму типу можно отнести Дублин. В некоторых случаях термин «офшорные центры» используется в более широком смысле - для характеристики мировых финансовых центров.
В целом в мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 офшорных центров (зон), а общее количество офшорных компаний составляло более 1,5 млн. В ОФЦ сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам - до 6 трлн долл. Здесь открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Присутствует в офшорных зонах и страховой бизнес. Так, например, на Бермудских островах зарегистрировано около 1,5 тыс. страховых компаний.
По имеющимся оценкам, через ОФЦ проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20% капиталов частных лиц и примерно столько же (до 20%) внешних активов банков.
В
мае 2000 г. созданный при поддержке
глав центральных банков и министерств
финансов стран «большой семерки» Форум
финансовой стабильности (FinancialStability Forum),
основной задачей которого является определение
системных рисков при развитии глобальной
экономики и создание международных правил
и стандартов для финансовых институтов,
опубликовал рейтинг надежности (прозрачности)
офшорных зон. В первую группу этого рейтинга
(с большей прозрачностью) вошли: Гонконг,
Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин,
острова Гернси, Мэн и Джерси. Вторую группу
составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос,
Бермуды, Гибралтар, Лабуа (Малайзия), Макао,
Мальта, Монако. В третью группу включили:
Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз,
Британские Виргинские острова, Каймановы
острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр,
Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова,
Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды),
остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс
и Нвейс, Сент-Люсия, Сент- Винсент и Гренадины,
Самоа, Сейшелы, Багамы, Терке и Кайкос,
Вануату.
На практике привлекательность офшорных центров объясняется прежде всего льготным налоговым режимом для нерезидентон. Именно поэтому ОФЦ в ряде случаев рассматриваются как налоговые убежища (налоговые гавани).
Одним из последствий глобализации экономики стало обострение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в офшорные центры стал излюбленным способом ухода от уплаты налогов. По данным ОЭСР, использование налоговых убежищ в 90-х гг. возрастало экспоненциальными темпами. В течение достаточно продолжительного времени многие офшорные центры (зоны), по существу, отказывались от сотрудничества с другими государствами и группами стран на экономическом и правовом поле.
Подобное положение вещей вынудило Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 г. выступить с докладом на тему «Пагубная налоговая конкуренция», в котором содержалось обобщение недобросовестной налоговой практики и был представлен список из 35 офшорных финансовых центров (ОФЦ), которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносили ущерб международной торговле и инвестициям. Этим 35 офшорным финансовым центрам ОЭСР предложила принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР по борьбе с уклонениями от уплаты налогов. В противном случае в докладе была весьма определенно сформулирована фактическая угроза введения против указанных ОФЦ санкций со стороны ОЭСР.
По
вполне понятным причинам первоначальная
реакция ряда офшорных центров была
весьма негативной. Однако идет процесс
дальнейшего ужесточения
В данной области происходят определенные позитивные сдвиги. Ряд офшорных центров, в том числе Кипр, в последнее время ужесточили свое законодательство с тем, чтобы повысить прозрачность финансовых операций нерезидентов. Для России это имеет существенное значение, поскольку Кипр в последнее время стал одной из ведущих стран - инвесторов в нашу страну (что свидетельствует прежде всего о том, что здесь мы имеем дело с капиталом российского бизнеса, ранее ушедшим из страны в офшоры, а теперь под видом иностранных инвестиций возвращающимся в Россию).
Следует отметить, что многие ОФЦ хотят иметь безукоризненную репутацию, так как желают развивать свой офшорный бизнес в течение длительного времени и понимают необходимость сотрудничества с мировыми деловыми кругами. Так, например, Центральный банк Багамских островов стал одним из первых членов Офшорной группы банковских контролеров, который ввел у себя правовой режим, подобный тому, что действует в крупнейших финансовых центрах мира. Багамы заключили соглашения о взаимной правовой помощи с Великобританией, Канадой и США, подписали соглашение с 70 странами о выдаче преступников, а уже в 1999 г. приняли поправки к закону об отмывании денег. Эта страна является членом специальной комиссии по борьбе с финансовыми преступлениями.
Помимо всего прочего отмеченные позитивные акции был связаны также и с усилением противодействия международному терроризму после террористических актов в США 11 сентября 2001г.
В настоящее время оценка деятельности офшорных зон (центров), их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д.
Проблемы
создания и функционирования офшорных
зон (центров), безусловно, актуальны и
для современной России. Это выразилось
в деятельности таких зон, как Калмыкия,
Ингушетия, где проявлялись элементы офшорного
бизнеса, а также в таких специфических
структурах, как закрытые административно-
Достаточно динамичное развитие офшорного бизнеса в мировой экономике, особенно в развивающихся странах, потребовало принятия в целом ряде развитых стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Швеция, Германия) специальных регулирующих офшорный бизнес законов и других нормативно-правовых актов. В определенном смысле этапным событием явилось принятие регламентирующих этот вид бизнеса документов на Лондонской международной конференции предпринимателей «Offshore-2000».
Вопрос о деятельности налоговых гаваней был поставлен и в докладе ООН. В этом докладе необходимым для всех ОФЦ считается:
В ноябре 2000 г. ЕС было принято беспрецедентное решение о борьбе с преступно нажитыми капиталами любыми способами вплоть до открытия банковской тайны. К ОФЦ при этом было предъявлено требование привести их законодательство в соответствие с новыми положениями ЕС. Все эти требования связаны в конечном счете с тем, что офшорные центры (зоны), созданные когда-то для легального ухода от налогов, превратились в определенной мере в «прачечные для отмывания грязных денег».
Значительную роль в наведении порядка в сфере офшорного |бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием грязных» денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). Это независимая организация была создана в июле 1989 г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран-участниц в ее состав входят и международные организации - например, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива.
В 1990 г. FATF разработала 40 рекомендаций в рамках реализации своей основной задачи. Затем в 1996 г. эти рекомендации были пересмотрены с целью отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» денег. FATF осуществляет постоянный контроль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми органи-шциями, в частности с МВФ и Всемирным банком.
В 2000 г. FATF опубликовала доклад о странах и территориях, не сотрудничающих с ней в области борьбы с отмыванием «грязных» денег (non-cooperative countries and territories - NCCT). В нем были приведены основные критерии, по которым определяются NCCT. К их числу относятся прежде всего «лазейки» в финансовом регулировании: отсутствие или неадекватное регулирование и надзор за финансовыми институтами, несовершенные правила лицензирования и образования финансовых институтов (отсутствие эффективных законов и соглашений между органами надзора и финансовыми институтами). В докладе к числу таких критериев относятся также и юридические препоны и препятствия международному сотрудничеству (в частности, законы, запрещающие международный обмен информацией между организациями по борьбе с отмыванием «грязных» денег из разных стран) и недостаток средств, которые выделяются на выявление и запрет деятельности по отмыванию денег. В августе 2002 г. к странам и территориям, не сотрудничающим с FATF (NCCT), относились острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ, Сент-Винсент и Гренадины, Украина. В 2002 г. из этого списка были исключены Россия, Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис, в 2003 г. — Украина. Четыре региональные группы (по странам Америки, АТР, Европы, Африки и Ближнему Востоку) регулярно проводят встречи, на которых обсуждается положение со странами и территориями, не сотрудничающими с FATF. Активное сотрудничество России с FATF привело к тому, что в 2003 г. наша страна стала полноправным членом этой международной организации.
Информация о работе СЭЗ в России, законодательная база, перспективы функционирования