Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:39, курсовая работа
Летом 2012 года после 18 лет переговорного процесса Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Формально, Россия договаривалась с участниками ГАТТ/ВТО более 18 лет. Никакой другой член ВТО не нуждался в таком длительном периоде переговоров перед вступлением в ВТО. Другой рекорд, установленный Россией – это число государств-членов (более чем 60), которые участвовали в Рабочей группе переговоров о присоединении России. Цель российских посредников состояла в обеспечении выгодных условий вступления для страны.
Существенное снижение пошлин предполагается в области самолетостроения. К 2016 г. предполагается снизить с 20% до 7,5% пошлины на широкофюзеляжные самолеты, к 2017 г. — с 20% до 7,5% самолеты вместимостью до 50 пассажиров для местных авиалиний (легкие самолеты), к 2019 г. — с 20% до 12,5% пошлины на все остальные гражданские пассажирские и грузовые самолеты.
С учетом того, что российское гражданское самолетостроение уже сейчас находится в кризисе, а авиакомпании отдают предпочтение импортным самолетам (в т.ч. — бывшим в употреблении, иногда возрастом 15–20 лет), указанное снижение пошлин только закрепляет данную ситуацию. Более того, по состоянию на август 2012 г. Правительство России рассматривает возможность полной отмены ввозных пошлин на самолеты вместимостью до 72 пассажиров для местных авиалиний, и хотя президент РФ не одобрил данную меру, отрицать возможность возврата к этому вопросу нельзя [16].
В складывающейся ситуации восстановление производства ближнемагистральных самолетов марок Ан-38, Ан-140, Ил-114, отвечающих всем необходимым требованиям, представляется практически невероятным, и данный сектор будет полностью занят иностранными производителями. Поскольку проектов новых широкофюзеляжных самолетов в настоящее время в России нет, а производство Ил-96 решено прекратить, более чем двухкратное снижение пошлин на ввоз таких самолетов к 2016 г. делает маловероятной реализацию проектов по их разработке и внутреннему производству с учетом продолжительности разработки самолета в 7–10 лет.
Условия для запуска проектов по разработке обычных пассажирских и грузовых средне - и дальномагистральных самолетов представляются несколько лучшими, однако с учетом сроков проектных и конструкторских работ даже при немедленном запуске подобного проекта принципиально новая модель самолета появится приблизительно в одно время со снижением ввозных пошлин, как например реализуемый в настоящее время проект МС-21 с предполагаемым началом эксплуатации в 2017–2020 гг.
2.3 Возможности использования международного опыта для нивелирования негативных последствий вступления РФ в ВТО
Варианты решения актуальных вопросов, связанных с последствиями вступления России в ВТО были во многом рассмотрены в прошлой главе работы. Но все же хотелось бы обратить внимание, что ВТО существует уже 19 лет, а в ее состав входят 159 стран, таким образом, вполне разумным было искать решение сегодняшних экономических проблем, связанных с вступлением в ВТО, опираясь на многолетний опыт других стран-членов организации.
Безусловно, экономика и политика России имеет очень много особенностей, связанных с размерами территории страны и историческими аспектами ее развития, но проанализировав последствия вступления в ВТО для других стран, можно все же выявить схожие проблемы и негативные последствия для экономик стран-участниц, которые тем или иным образом уже были решены.
Сельское хозяйство
Если российское сельское хозяйство работает в условиях ВТО, то необходимо создание равных условий с аграриями других стран-членов ВТО — особенно Европы. Сегодня субсидия в России на гектар пашни значительно ниже, чем в других странах: менее 20 евро у нас и более чем 200 евро в Европе. Если российские производители сельскохозяйственной отрасли конкурируют с европейскими производителями на одних и тех же рынках, то должны иметь равные с ними условия, таким образом, не будет искажаться экономика сельского хозяйства, а именно эти цели заявлены в идеологии ВТО.
Необходимо использование погектарного субсидирования.
Существует мнение, что погектарное субсидирование — не самая правильная форма поддержки, так как получается, что одинаковая помощь оказывается сильным и слабым игрокам. Но, как и любая другая модель, упомянутая схема имеет свои достоинства и недостатки, но всё же достоинств у неё больше, чем у любых других. Все другие страны-соседи России, члены ВТО используют именно эту модель: в этом случае можно говорить о единой системе мер и указывать при этом на существующий диспаритет между Россией и Европой. А что касается сильных и слабых, то у России есть отдельная поддержка для сильных компаний — субсидирование процента банковской ставки как на длинные инвестиционные деньги, так и на короткие оборотные кредиты.
Другим популярным среди других стран методом стимулирования сельского хозяйства является участие государства в страховании урожая. Размер минимального урожая страхуется фермером, и если урожай оказывается ниже этой цифры, то государство участвует в компенсации этой разницы, которую фермеру выплачивает страховая компания.
Стоит так же рассмотреть еще один механизм, применяемый в других странах - механизм ретроактивной уплаты антидемпинговой или компенсационной пошлины - мера активно используемая в США и ЕС. Ретроактивная пошлина вводится задним числом и распространяется на время проведения расследования, ограничивая массированный рост импорта. Речь идет о промежуточном периоде между началом расследований и введением пошлины, ограничивающей ввоз импортных товаров. Как правило, этот промежуток занимает 3-4 месяца. В этот "мертвый" период никто не платит никаких пошлин. Однако предприниматели стараются до отказа забить свои склады на будущее. Это принципиально новый механизм для России, его внедрение позволит ограничить массированный рост импорта на время проведения расследования.
Промышленность
Одним из негативных последствий членства России во Всемирной торговой организации является появление ограничений в области государственной политики по поддержке промышленности. Проще и нагляднее всего оценивать сегодняшние последствия вступления в ВТО через призму кризиса 2008-2010 гг., когда Россия еще не была членом этой организации. Проводимая политика была достаточно эффективной и дала желаемый результат. Но применение мер поддержки промышленности, хорошо зарекомендовавших себя в России в кризис 2009-2010 гг., для членов ВТО крайне затруднено: прямые субсидии запрещены, иные формы, такие как таможенные регулирование, весьма ограниченны.
Однако после вступления в ВТО полностью отказываться от накопленного опыта поддержки промышленности не является целесообразным, его просто достаточно адаптировать под требования новых условий. Поддержка промышленности стран-участников ВТО происходит в «скрытой» форме путем ее включения в такие программы, как меры по энергосбережению и по снижению ущерба окружающей среде.
В качестве примера того, как развитые страны поддерживают национального производителя, можно привести поддержку компании Boeing: за период 1992-2004 гг. объем мер поддержки (поддержка НИОКР и образования, налоговые льготы, субсидирование облигаций) со стороны Правительства США составил 24 миллиардов долларов.
Примеры государственной поддержки промышленности в Китае и США. В Китае используется механизм «скрытого субсидирования» – льготное кредитование через банки. Сумма льготных кредитов только за 2010 г. трем крупнейшим китайским производителям солнечных панелей (LDK Solar, Suntech Power и Yingli Green Energy) составила около 38 млрд долларов. Другим примером является США, где используется сочетание прямых грантов («маскировка» под НИОКР) и программ развития отдельных штатов. Общая сумма правительственных грантов в США за 2009-2010 гг. на проекты возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составила около 17 млрд долларов.
В условиях ВТО техническое регулирование становится важнейшим элементом протекционистской политики государства, при этом такой мерой пользуются все страны-члены ВТО без исключения. Провести четкую грань между необходимыми мерами в области технического регулирования и использованием национальных технических норм в качестве протекционистского инструмента в большинстве случаев очень сложно, что позволяет обходить формальный запрет на такие меры со стороны ВТО.
Несмотря на продекларированные ВТО цели о свободе торговли, страны-участницы умело используют имеющиеся механизмы ВТО для защиты своих производителей. Также, Российским компаниям надо активнее использовать имеющиеся механизмы для отстаивания своих интересов, в том числе с отсылкой к мировому опыту, так как государство не всегда способно оценить имеющиеся угрозы для промышленности.
Заключение
Итак, в декабре 2011 года закончился восемнадцатилетний период присоединения России к ВТО. Представляется, что условия, которые были согласованы российскими переговорщиками со странами-членами рабочей группы, являются в целом вполне приемлемыми для страны и ее хозяйствующих субъектов. Так, несмотря на то, что окончательный уровень связывания на ряд товаров установится в день присоединения, для «чувствительных» товаров определены переходные периоды, которые призваны позволить производителям адаптироваться к новым условиям функционирования.
В сфере сельского хозяйства на ряд «чувствительных» товаров также предусмотрены значительные переходные периоды. Для некоторых видов продукции будут действовать тарифные квоты. Экспортные субсидии для сельхозпроизводителей России не разрешены, что, в целом, соответствует общему настрою, который можно наблюдать в рамках Дохийского раунда: страны, использующие эти субсидии в настоящее время, в принципе согласились принять на себя обязательства по их отмене с 2013. Что касается мер внутренней поддержки, то правительству России потребуется довольно серьезная «домашняя работа», связанная с ее перераспределением по «корзинам» таким образом, чтобы она не входила в противоречие с обязательствами страны. Предполагается, что в случае грамотного регулирования в сельскохозяйственной отрасли и облегчения доступа на внешние рынки отечественных производителей, положительные последствия от присоединения перекроют возможные негативные эффекты от открытия внутреннего рынка.
После присоединения к ВТО Россия сохранит возможность регулировать тарифы на электроэнергию и газ, предназначенные для населения страны. Что касается промышленных предприятий, то продажи им энергоносителей должны быть прибыльными для компаний-поставщиков, что вполне логично. Потенциальные негативные последствия для сектора могут возникнуть в отношении перспектив создания нефтехимических кластеров на территории России, так как возрастающая конкуренция со стороны иностранной продукции будет способствовать вытеснению с рынка ряда отечественных производителей. В сфере услуг Россия приняла обязательства в 116 подсекторах. При этом во многих из них предусмотрены изъятия, либо из национального режима, либо из режима наиболее благоприятствуемой нации. В очень узком количестве секторов Россия взяла на себя дополнительные обязательства. Предполагается, что присоединение к ВТО не принесет серьезных негативных последствий для отечественных поставщиков услуг.
В ходе переговорного процесса по присоединению к ВТО в России проходили серьезные внутренние реформы, связанные с приведением отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации. Теперь правительству страны предстоит еще большая работа по реформированию, созданию и укреплению институтов, которые будут полезны для усиления положительных эффектов от членства России в ВТО.
Обязательства по присоединению России к ВТО, как и любой страны, сложны и многообразны. Присоединение чревато как плюсами, так и минусами для ее хозяйствующих субъектов. Максимизация плюсов и минимизация минусов может быть достигнута путем проведения грамотной экономической политики, опирающейся на богатый опыт нивелирования последствий вступления в ВТО других стран.
Список литературы
Центр экономических и финансовых исследований и разработок
ФАО Региональное бюро по Европе Центральной Азии
Сергей Киселев, 2013
Международный торговый центр