Особенности страхования интеллектуальной собственности и перспективы его развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2015 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цели данного исследования – определить сущность и правовые основы страхования интеллектуальной собственности в России, выявить законодательные предпосылки для его проведения, охарактеризовать его основные особенности и сделать выводы о перспективах развития такого страхования в России.
Среди основных задач, решаемых в данной работе: оценка законодательной базы, регулирующей отношения в области интеллектуальной собственности, и выработка подходов, в том числе и правовых, к проведению страхования интеллектуальной собственности в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Содержание и правовые основы страхования интеллектуальной собственности
§ 1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности………………………………....4
§ 1.2 Законодательные предпосылки и возможности создания механизма страхования интеллектуальной собственности…………………………………………...12
Глава 2. Ключевые аспекты страхования интеллектуальной собственности и перспективы его развития в России
§ 2.1 Страховое покрытие: зарубежный и российский опыт………...……………….…21
§ 2.2 Оценка страховой стоимости и определение страховой суммы……………….....25
§ 2.3 Особенности договора страхования интеллектуальной собственности....………32
§ 2.4 Перспективы развития страхования интеллектуальной собственности
в России…………………………………………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы….………………………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

osobennosti_strahovaniya_intellektualnoi_sobstvennosti_i_per.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

Патентные поверенные представляют граждан и юридических лиц в органе государственной экспертизы, оказывают помощь в получении и поддержании в силе охранных документов за рубежом, предоставляют консультационные услуги.

Итак, логическим завершением второго этапа – является возникновение исключительного права на ОИС у правообладателя и предоставление ему специального режима правовой охраны. Возникает триада правомочий собственника, исторически сложившаяся в российском праве, - владение, пользование и распоряжение имуществом, в данном случае исключительными правами на ОИС.  Владение - это фактическое обладание имуществом, без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы. Пользование – процесс извлечения полезных свойств имущества. Распоряжение – действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, передача по наследству, сдача в аренду, залог и т. п.). Само по себе владение интеллектуальной собственностью не может принести материальную выгоду. Необходима коммерциализация разработки: экономически эффективное использование ее в собственном производстве, монополизация рынка либо полная или частичная переуступка (продажа) прав, оформляемая обычно авторским или лицензионным договором.

 То есть  фактически созданы предпосылки  для использования ОИС в экономическом  обороте и, что не менее важно, законные основания для проведения страхования исключительных прав на ОИС.

Теоретически потребность в страховой защите возникает у обладателя исключительных прав на ОИС при их возникновении, но наиболее отчетливо она проявляется именно на этапе их использования и защиты. Чтобы подтвердить этот довод, ответим на вопрос, что будет представлять собой механизм страхования интеллектуальной собственности и в какой форме оно может проводиться в контексте различных вариантов использования прав на ОИС?

Приведем определение, полностью соответствующее современным представлениям о страховании. Статья 2 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (далее – Закон) гласит: «Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)».

«Имущественный интерес – интерес, имеющийся у лица в отношении вещей или имущественных прав. Раньше гражданское право регулировало в основном оборот имуществ, соответственно, только имущество относилось к объектам гражданских прав…Современные законодательные системы относят к объектам гражданских прав и нематериальные блага – жизнь, здоровье, честь и др. (ст. 128, 150 ГК). Соответственно и страховая защита распространилась на интересы, связанные с этими благами»10. Таким образом, к интересам, связанным с результатами интеллектуальной деятельности, в том числе с исключительными правами на них, (ст. 128 ГК) может быть применена страховая защита.

Статья 4 Закона классифицирует возможные виды страхования по трем группам в зависимости от объекта страхования: «Объектами страхования могут быть не    противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:

связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным    обеспечением   страхователя   или   застрахованного  лица  (личное страхование);

связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

связанные с  возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

В ст. 927 ГК виды страхования разделены на две большие группы: имущественное и личное страхование - классификация по признаку наличия или отсутствия материальных убытков: «объектом имущественного страхования является любой интерес, связанный с возможными убытками лица, в пользу которого заключен договор (ст. 929 ГК)»11. Страховой юрист Ю. Б. Фогельсон оценивает такое деление как «более правильное».

Целесообразно судить о возможности страхования интеллектуальной собственности, опираясь на понятие «страховой интерес».

«Страховой интерес существует, если обстоятельства, в которых находится заинтересованное лицо, могут причинить ему вред. Иными словами, страховой интерес рассматривается как оборотная сторона вреда до его применения, поскольку страхование и есть защита от вреда… кроме возможного вред присутствует и возможная выгода, так как возможная выгода или польза и есть оборотная сторона возможного вреда…Таким образом, лицо следует считать заинтересованным в отношении имущества или нематериального блага, если оно своим поведением может извлекать пользу из того, что это имущество или благо находится в неизменном состоянии. Под вредом же следует понимать такое изменение обстоятельств, которое уменьшает возможности извлекать пользу»12.

Юридический факт наличия страхового интереса в отечественном законодательстве для всех видов страхования признается путем указания в нормативном акте. ГК признано существование страхового интереса в следующих видах страхования: имущества (ст. 930 ГК), ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК), ответственности по договору (ст. 932 ГК), предпринимательского риска (ст. 933 ГК), личного страхования (ст. 933 ГК). Причем ГК оставляет открытым перечень отношений, в которых признается существование страхового интереса, в частности в имущественном страховании допускается страхование и иных интересов.

Наличие страхового интереса в других видах отношений фиксируется в нормативном акте, изданном органом страхового надзора – Условиях лицензирования страховой деятельности на территории РФ (Приказ Росстрахнадзора от 19.05.1994 №02-02/08 – далее Условия лицензирования).

Рассмотрим интеллектуальную собственность в разрезе названных групп страховых отношений. Попытаемся выделить страховые интересы, имеющиеся в этой сфере, и отнести страхование интеллектуальной собственности к соответствующему законодательно установленному виду страхования.

Страхование имущества существенно отличается от других видов имущественного страхования. Страхование имущества производится именно на случай его утраты или повреждения (п.2 ст. 929 ГК). С определенной степенью уверенности можно судить о неприменимости договоров страхования имущества в отношении исключительных прав на ОИС.

В состав имущества, принадлежащего физическому или юридическому лицу, входят не только вещи, но и имущественные права на ОИС. Некоторые из них, к примеру, деловая репутация фирмы (goodwill) могут быть утрачены или повреждены, а товарный знак, который тоже входит в состав имущества, нельзя ни повредить, ни  утратить в результате случайного стечения обстоятельств. Рассуждения Ю. Б. Фогельсона о возможности утраты или повреждения исключительных прав в некотором смысле раскрывают суть страхования интеллектуальной собственности: «Права на приобретенные экземпляры программ входят в состав имущества их обладателя. Организации учитывают эти права на специальных счетах. Как и любое другое имущество, они продаются и покупаются, амортизируются и т. д. У одних, как мы видим, эти права основаны на законе, у других – на договоре. Однако вопрос о том, могут ли эти права быть полностью или частично утрачены или повреждены, весьма сложный. На мой взгляд, права, не имеющие характер исключительных, никак нельзя повредить или утратить. Действительно, если вы приобрели экземпляр программы, то у вас может испортиться дискета, сломаться компьютер, на котором записана программа, то есть текст приобретенной программы может быть уничтожен в результате случайного стечения обстоятельств, но сами права у вас сохранятся в неизменном виде – поломка компьютера никак не ограничила ваше право пользоваться приобретенным экземпляром. Повредив дискету, вы нанесли вред материальному объекту - носителю, а не связанным с ним правам. Аналогично с видеофильмом. Если приобретены права на пользование одним экземпляром фильма, можно сделать резервную копию и не опасаться поломки видеокассеты с пленкой. Исключительные права также не могут быть утрачены в результате стечения обстоятельств. Но вот могут ли они быть повреждены в результате продажи «пиратских» копий – сложный вопрос. «Пиратство», бесспорно, наносит вред обладателю исключительных прав, но этот вред сродни упущенной выгоде – сами же исключительные права остаются у их обладателя в целости и сохранности»13.

Следует согласиться с этой точкой зрения, ведь ОИС – нематериальные блага, воплощенные на материальном носителе. Страхование материальных объектов, в которые воплощен ОИС, является обычным страхованием имущества, но не страхованием интеллектуальной собственности, то есть исключительных прав на ОИС. Хотя некоторые авторы включают страхование имущества в страхование интеллектуальной собственности, подразумевая защиту от рисков, «связанных с утратой или повреждением документов, подтверждающих права собственности на ОИС»14. Данный вопрос позволим себе оставить за рамками этой работы.

Упущенная выгода правообладателя, о которой пишет Ю. Б. Фогельсон, является следствием такого распространенного вида нарушения исключительных прав, как «пиратство», то есть воспроизведение ОИС без соответствующего разрешения правообладателя. Таким образом, возможность неполучения доходов правообладателем доказывает наличие у него страхового интереса.

Правообладатель (лицензиар), заключая лицензионный договор с другим лицом (лицензиатом), предоставляет ему возможность за плату на определенных условиях использовать имущественные права на ОИС для получения экономической выгоды. Стоимость лицензии определяется на основе лицензионных платежей, которые получает правообладатель в течение срока действия договора. В случае неисполнения данного обязательства лицензиатом, правообладатель также недополучает запланированные доходы – еще одно свидетельство наличия страхового интереса у владельца исключительных прав на ОИС.

В случае нарушения исключительных прав, например, появления на рынке контрафактной продукции, владелец интеллектуальной собственности вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Участие в судебном процессе крайне нежелательно для правообладателя, поскольку связано с необходимостью производить непредвиденные дополнительные расходы на оплату юридических услуг, государственных пошлин и судебных издержек.

Во всех рассмотренных случаях автор или правообладатель имеет возможность защитить свои интересы с помощью страхования предпринимательского риска. Интерес, который страхуется в этом виде страхования, связан с убытками при ведении предпринимательской деятельности. Подобный вид страхования относится к имущественному страхованию и в Условиях лицензирования определяется как страхование финансовых рисков, которое «представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потерь доходов (дополнительных расходов) лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), вызванных следующими событиями: …г) непредвиденные расходы; д) неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; е) понесенные застрахованным лицом судебные расходы (издержки); ж) иные события». Для проведения такого страхования необходимым условием является ведение страхователем предпринимательской деятельности: «Интерес, страхуемый как предпринимательский риск, … из других видов интересов выделяет то, что он возникает в связи с ведением заинтересованным лицом предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК)»15. Владелец имущественных прав на ОИС, то есть потенциальный страхователь, ведущий предпринимательскую деятельность, должен зарегистрироваться в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК).

В сфере интеллектуальной собственности довольно распространено так называемое пересечение прав. Ситуация, когда вследствие экономии на патентных исследованиях, изучается минимально необходимый для получения патента перечень уже существующих изобретений или иных ОИС и происходит непреднамеренное использование объектом интеллектуальной собственности, принадлежащей третьим лицам. То есть фактически нарушаются их права, а в случае причинения вреда на нарушителя возлагается обязанность возместить этот вред. «Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15)» (ст. 1082 ГК).

За нарушение авторских и смежных прав, наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Нормы о защите авторских, смежных и патентных прав внесены в Уголовный Кодекс Российской Федерации (ст. 146, 147) и Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7.12, 32.4).

«Во всех случаях тот, у кого может возникнуть ответственность, заинтересован в том, чтобы она не возникла, так как в результате ему будет причинен вред. То есть у лица, несущего ответственность за причинение вреда…имеется имущественный интерес, но связанный не с утратой и повреждением имущества, а с тем, чтобы ответственность не возникла»16. Таким образом, страхование ответственности за причинение вреда – еще один вид страхования, обеспечивающий защиту интересов владельцев интеллектуальной собственности и других лиц, использующих ОИС. Говоря об этом виде страхования, следует отметить мнение А.А. Цыганова, который выделяет также страхование ответственности патентных поверенных как актуальное в системе отношений интеллектуальной собственности: «Объектом страхования в данном случае являются имущественные интересы патентного поверенного, связанные с его намерением избежать убытков (расходов) при наступлении ответственности за вред, причиненный им третьим лицам в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности в качестве патентного поверенного Российской Федерации, аттестованного и зарегистрированного патентным ведомством России»17.

До этого речь шла о возможности защиты имущественных прав  на ОИС с помощью имущественного страхования, но не упоминались личные неимущественные права авторов, которые неотчуждаемы и охраняются бессрочно. Возможно ли защитить их с помощью страхования? Вопрос, пожалуй, дискуссионный. По крайней мере прямых законодательных ограничений не существует. Напротив, в соответствии со ст. 934 ГК личное страхование может производиться на случай любого причинения вреда личности. То есть «объект личного страхования следует определить, как любой интерес застрахованного лица в отношении имеющихся у него личных нематериальных благ (ст. 150 ГК)»18. В этом виде страхования могут быть застрахованы только интересы граждан. Ст. 150 ГК включает в состав нематериальных благ гражданина авторские неимущественные права : «…право на имя, право авторства и иные неимущественные права». То есть, возможно заключение таких договоров личного страхования на случай причинения вреда одному из названных нематериальных благ гражданина. Отметим также, что договор личного страхования является публичным. (ст. 927 ГК) Это проявляется в том, что свобода страховщика в заключении договора личного страхования ограничивается. Страховщик, имеющий право заключать договоры личного страхования определенного вида, не вправе отказать ни одному из тех, кто к нему обратиться (следует из ст. 426 ГК). Интересы страхователя при заключении договора личного страхования более защищены по сравнению с имущественным страхованием. Однако здесь возникает проблема с оценкой интересов, связанных с причинением вреда личности (морального вреда), не имеющего прямой денежной оценки.

Информация о работе Особенности страхования интеллектуальной собственности и перспективы его развития в России