Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 19:10, контрольная работа
Теория прав собственности оформилась в особый раздел политической экономии в 60-70-е годы. В настоящее время она развивается не столько как самостоятельной концепция, сколько как методологическая и общетеоретическая основа трех новых направлений экономического анализа: экономики права, новой экономической истории и теории экономических организаций. Основоположниками теории прав собственности считаются известные американские экономисты Р. Коуз и А.Алчиян.
§1. Теорема Р. Коуза.
§2. Особенности приватизационных процессов в России.
Список литературы.
Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
ЭССЕ
По дисциплине: Институциональная экономика
Особенности российской приватизации и теорема Коуза
Выполнил: студ. гр. ЭБТ-50
Маркин И.К.
Проверила: Кулешова Т.А.
Новосибирск, 2015
Содержание:
§1. Теорема Р. Коуза.
§2. Особенности приватизационных процессов в России.
Список литературы.
§1. Теорема Р. Коуза.
Теория прав собственности оформилась в особый раздел политической экономии в 60-70-е годы. В настоящее время она развивается не столько как самостоятельной концепция, сколько как методологическая и общетеоретическая основа трех новых направлений экономического анализа: экономики права, новой экономической истории и теории экономических организаций. Основоположниками теории прав собственности считаются известные американские экономисты Р. Коуз и А.Алчиян.
Теорема, сформулированная Коузом, считается одним из постулатов неоинституцианализма. В оригинальной версии утверждение Коуза выглядит следующим образом: «Перераспределение прав собственности происходит на основе рыночного механизма и ведет к увеличению стоимости произведенной продукции», следовательно, «окончательный результат перераспределения прав собственности не зависит от правового решения» 1 (относительно первоначальной спецификации прав собственности). Суть теоремы сводится к тому, что при нулевых трансакционных издержках конечное распределение ресурсов не зависит от первоначального их распределения и спецификации прав собственности.
В качестве доказательства Р. Коуз приводит следующий пример. По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть yспешно решена без участия государства. Если скотовод не является владельцем права собственности на землю, он может заплатить фермеру за прогон своего стада. Если право собственности на землю принадлежит скотоводу, фермер заплатит ему за возможность пользоваться землей. В результате фермер оставит неизменными свои посевы, а скотовод не будет менять численность своего стада. Таким образом, кому бы ни принадлежало право собственности на землю, итоговая структура производства останется неизменной.
Некоторые ученые-экономисты считают этот пример неубедительным доказательством. Ведь принимая как исходное условие равенство трансакционных издержек нулю, Коуз доказывает свою теорему именно с использованием этих издержек. Те выплаты, которые совершают фермер и скотовод в зависимости от того кому принадлежит право собственности и есть трансакционные издержки.
С другой стороны, развивая теорему Коуза, можно предположить, что в долгосрочном периоде издержки взаимодействующих экономических агентов выравниваются, и это не приводит к существенным изменениям в размещении ресурсов. Во-первых, трансакционные издержки фермера приблизительно равны издержкам скотовода, во-вторых, принимая во внимание, то что в долгосрочной перспективе предпринимательская прибыль выравнивается, тоже можно сказать и об издержках. Теорема Коуза работает. Если трансакционные издержки выравниваются, то в долгосрочном периоде можно вообще не принимать их во внимание, представив их в виде определенной надбавки к производственным издержкам. Даже если предположить, что изначально трансакционные издержки экономически различны, введение государством некоторых правил, порождающих их неравное распределение, введет к расширению неформальной деятельности, то есть к снижению трансакционных издержек.
Терема Коуза внесла существенный вклад в развитие послевоенной экономической мысли. Из нее можно сделать ряд практических и теоретических выводов:
Влияние Коуза на развитие экономической мысли было глубоким и разноплановым. Его статья "Проблемы социальных издержек" стала одной из наиболее цитируемых в западной литературе. Из его работ выросли новые разделы экономической науки (экономика права, например). В более широком смысле его идеи заложили теоретический фундамент для развития неоинституционального направления.
§2. Особенности приватизационных процессов в России.
Российская приватизация — процесс перманентный, неформальное (спонтанное) начало которого относится к концу 1980-х годов, а формальное — к началу 1990-х годов. Процесс продолжается и поныне, при этом необратимый характер он приобрел во второй половине 1990-х годов (к концу десятилетия в России насчитывалось более 58,9% частных предприятий). В целом можно выделить три этапа приватизации, отличающиеся целями, задачами и методами.
Первый этап — массовая ("ваучерная") приватизация (1992-1994 гг.). Основная задача — создание широкого круга собственников, прежде всего миноритарных акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности.
Второй этап — денежная приватизация (1994-1999 гг.). Основная задача — повышение эффективности приватизации, пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов.
Третий этап — совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (с 1999 г. по настоящее время).
В целом десятилетие масштабного акционирования в российской промышленности привело к соединению собственности и контроля. Для сравнения: за 60 лет до начала приватизационных процессов фактом экономической реальности стало отделение собственности от контроля, имевшее место в американской промышленности и зафиксированное в знаменитом труде А. Берли и Дж. Минза «The Modern Corporation and Private Property». Такое прямо противоположное отношение собственности и контроля предопределило многие особенности российской модели акционерной собственности и корпоративного контроля и управления. К специфическим чертам образовавшейся в результате приватизации структуры российской собственности, отличающей ее от структуры собственности развитых стран, относятся:
Специфика структуры российской (а во многих отношениях и постсоциалистической) собственности в явной или неявной форме подчеркивается многими учеными-экономистами. Об этом свидетельствует распределение категорий собственников, включая крупнейших и доминирующих, и их воздействие на хозяйственное поведение российских корпораций. В основном многие сходятся на том, что наблюдается тенденция к постепенному размыванию и ослаблению собственности инсайдеров.
Но есть и авторы, оценивающие ситуацию по-другому. Так, по мнению Р. Капелюшникова, в период после 2001 г. обнаруживаются признаки восстановления и укрепления инсайдерской собственности, хотя и на принципиально иной основе: "...Сейчас на первое место выходит собственность менеджеров. Главный сдвиг заключается в почти двукратном расширении "зоны контроля" менеджеров и столь же резком сужении "зоны контроля" работников. Однако это создает впечатление, что вывод о сдвиге структуры акционерного капитала в направлении менеджериальной модели базируется на использовании информации по весьма коротким временным рядам, чтобы об этом можно было бы говорить с достаточной степенью уверенности.
Одна из главных идей книги Ф. Фукуямы "Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию" состоит в том, что "организация капиталистического общества имеет куда больше степеней свободы, чем это обычно представляется", и что "не следует считать, что ...погоня за эффективностью обязательно будет навязывать ту или иную конкретную форму организации производства".
Сказанное верно и в отношении приватизации и выбора форм корпоративного устройства предприятий. Эффективность различных моделей корпоративного управления зависит от того, на какое институциональное поле ориентированы корпорации — формальное, правовое (где лучше себя могут показать аутсайдеры в роли собственников) или неформальное, общественное (где эффективность инсайдеров зависит от того, насколько им удается реализовать потенциал социального капитала).
Возможно, стремление отдельных исследователей приспособить теорему Коуза к обоснованию преобразований в постсоциалистических странах достаточно обоснованно, но эта обоснованность относится все-таки к миру, где царит примат формального права, индивидуализма и рационализма, а переходные экономики таким миром не являются. И выводом может служить тот факт, что в каждом отдельном случае, в конкретной стране подход к научному обоснованию и практическому применению приватизационных процессов требует индивидуального рассмотрения.
Список литературы
1 Коуз Р., Фирма, рынок и закон. Чикаго, 1998.
Информация о работе Особенности российской приватизации и теорема Коуза