Национальная модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 17:28, Не определен

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике развитых стран и в экономике Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРЕ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

   Эволюция денежно-кредитной системы США проходила параллельно с генезисом мировой валютной системы. Финансовые Потрясения 1929-1933 гг., Бреттон-Вудская конференция 1944 г. И Ямайская система 1976 г. показали, что, несмотря на многочисленные колебания в денежной и кредитной сферах, американский доллар был и остается доминирующим валютным гегемоном. По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, в мировом обращении в 2000 г. находилось в общей сложности 560 млрд наличных долларов, 70 % из которых обращаются за пределами США (второе место в мире после США по объему оборота наличных долларов занимает Россия). Многие страны привязали курсы своих валют к американскому доллару: государства Латинской Америки, Африки, страны с переходной экономикой. Другие, такие как Панама, Либерия, Маршалловы Острова, используют американскую валюту вместо национальной денежной единицы как законное платежное средство. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 3. Кредитная система США [2]

Комитет открытого рынка
 
Совет управляющих

Федеральный консультативный совет
 
12 федеральных резервных банков (25 отделений)
 
Сберегательные учреждения:

Ссудо-сберегательные ассоциации; взаимосберегательные банки; кредитные союзы; страховые  компании; пенсионные фонды; финансовые компании; брокеры и дилеры

 
Коммер-ческие банки
  Банки – члены ФРС
 
Домашние хозяйства и предприятия
 

2.2. Денежно – кредитная  сфера в Японии.

   Буржуазная революция 1868 г. положила конец феодальному строю Японии. Были созданы условия для формирования единой судебной системы, развития свободного предпринимательства и торговли, образования кредитно-финансовых учреждений. Умеренные буржуазные реформы получили название реформы Мэйдзи. Началась индустриализация страны; быстро протекал процесс концентрации капитала и производства. На протяжении 30 лет, последовавших за принятием в 1872 г. закона о национальных банках, была создана большая часть японских государственных (специальных) и частных банков, в том числе Банк Японии в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. В 1897 г. закон о коммерческих банках легализовал организацию банковской системы по европейским образцам. В том же году в Японии был введен золотой стандарт. Экономические преобразования сопровождались агрессивной политикой колониальных захватов в Китае (1894-1895) и России (1904-1905), что закрепило за Японией статус крупной колониальной державы.

   Продолжавшаяся военная кампания Японии (захват Маньчжурии, подготовка ко Второй мировой войне) в совокупности с мировым финансовым кризисом в 1929-1933 гг. привела к нарушению равновесия в монетарной архитектонике государства. Так, с 1914 по 1920 г. денежная масса выросла втрое, а иена обесценилась на 64 %. В 1927 г. Япония пережила острый банковский кризис, который усугубил монополизацию банковской системы, сократив число банков в 1928 г. вдвое по сравнению с 1918 г. (в 1910 г. - 1621 банк, в 1925 г. - 1577, в 1936 г. - 424 банка).

   С отменой золотого стандарта в 1931 г. масса денег вновь увеличилась, теперь уже в 1,6 раза в 1937 г., а оптовые цены выросли на 68 %. В целом на протяжении всех военных лет наблюдался структурный кризис милитаризованной экономики.

   В 1942 г., в условиях военной экономики, когда усилился государственно-монополистический контроль над хозяйством, была создана Национальная финансовая контрольная ассоциация, которой была подчинена деятельность всей кредитной системы. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных военных займов не менее 75 % прироста своих депозитов. В годы войны были созданы специальные кредитные учреждения для осуществления экспансии в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, временно оккупированных японскими военными.

   Послевоенный период, с 1945 по 1950 г., был периодом восстановления страны из состояния разрухи и хаоса. В эти годы более половины работоспособного населения было занято главным образом в сельском хозяйстве, что обеспечивало стране аграрный статус. Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилась. В ходе Второй мировой войны, когда инфляция получила большое развитие, доля наличных денег возросла с 30 до 56 %, а депозитных соответственно сократилась. Тяжелый кризис переживала банковская система. Банки столкнулись с большими трудностями, потому что лишились возможности кредитовать на выгодных условиях, т.е. предоставлять кредиты под гарантии правительства, а то и просто «проводить» государственные средства предприятиям, занимающимся военным производством. Более того, последние оказались не в состоянии вернуть значительную часть занятых средств, в результате чего обострилась проблема невозвратных кредитов.

   Вторая половина 1940-х гг. — это время жесткого централизованного распределения крайне ограниченных финансовых ресурсов. Созданный для оперативного управления хозяйством и располагавший большими полномочиями государственный орган — Штаб стабилизации экономики — ежеквартально разрабатывал и принимал планы распределения финансовых средств между отраслями, подлежащие утверждению правительством. Все финансовые ресурсы, так или иначе находившиеся под контролем государства, распределялись в соответствии с этими планами. В январе 1947 г. был создан государственный финансовый институт — Фонд финансирования восстановления хозяйства. Приоритетными объектами кредитования Фонда стали угольная и сталелитейная промышленность, производство удобрений, электроэнергетика, которые рассматривались как ключевые для подъема экономики. В 1947 г. Фонд обеспечивал 33 %, в 1948 г. — 15 % всех кредитов отраслям.

   В силу низкого уровня валютных резервов все операции по текущему и капитальному счету платежного баланса были запрещены и в стране действовал механизм обязательной продажи валютной выручки. По мере экономической стабилизации валютные операции по текущему счету были постепенно либерализованы, в 1964 г. Япония присоединилась к VIII статье Устава МВФ, в 1979 г. отменила ограничения по капитальному счету. В стимулировании экспорта важную роль сыграли правительственные институты — Экспортно-импортный банк Японии, созданный в 1950 г., система внешнеторгового страхования, налоговая система (освобождение от налогообложения доходов от экспорта). Кроме того, сотрудничество с международными финансовыми организациями значительно повысило кредитный рейтинг Японии (вступление в МВФ и Всемирный банк в 1952 г.). В 1949 г. возобновил работу фондовый рынок, закрытый сразу после окончания войны.

   В 1945—1951 гг. инфляция в Японии приняла невиданный размах. Масса денег в обращении выросла в 15 раз, оптовые цены — в 343 раза. Наученные опытом высокой инфляции, когда стоимость иены в 1950 г. упала до 0,4 % от уровня 1936 г. (в сентябре 1945 г. 1 доллар был равен 15 иенам, в марте 1947 г. — 50 иенам, в июле 1948 г. — 270 иенам), японские власти избрали приоритетом стабилизацию денежного обращения и цен. Вплоть до апреля 1949 г. Япония практиковала административный режим множественности валютных курсов, после которого был установлен фиксированный обменный курс: 360 иен за 1 доллар. Он сохранялся до 1971 г., ознаменовав собой стабилизацию в монетарной сфере японской экономики. Кроме того, в 1955— 1970 гг. среднегодовой прирост цен составил 1 %, а ежегодный прирост ВВП был на высоком уровне — 9,7 %. В 1953 г. вследствие инфляции из обращения были изъяты деньги достоинством меньше одной иены — сена и рина (1 сена равнялась 10 рин, а 1 иена содержала 100 сен).

Однако в 1970-х гг. под влиянием нефтяного шока инфляция возобновилась, составив в 1973—1980 гг. 9,6 %. Нефтяной кризис 1973 г. был вызван взлетом цен на нефть, когда вследствие войны на Ближнем и Среднем Востоке цены за короткое время подскочили в 2 раза. Поскольку Япония полностью покрывает потребности в нефти за счет импорта, экономика страны оказалась в тяжелой депрессии. В то время появились даже теории так называемого нулевого роста, авторы которых полагали, что рост уже невозможен. В 1974 г, впервые за послевоенный период был зафиксирован отрицательный экономический рост. Выход из нефтяного кризиса был найден в изменении промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые потребляли чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства. В результате преодоление экономических потрясений позволило восстановить экономический рост с 1975 по 1985 г. до 3—5 % ежегодно, в 1986— 1991 гг. — до 4,6 %.

   Кризис доллара США вынудил органы монетарного регулирования отказаться от привязки к нему и в августе 1971 г. ввести плавающий курс иены в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перейти к свободно плавающему курсу. В связи с этим был достигнут рост курса с 315 иен за 1 доллар в 1971 г. до 195 иен в 1978 г., а в 1988 г. — до 130,2 иены. Повышению курса иены способствовали продолжавшаяся структурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе, рост конкурентоспособности японских экспортных товаров, заметное увеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизации денежного обращения и цен. Рост курса иены был связан и с политикой Вашингтона, направленной на поддержание искусственно заниженного курса доллара: таким образом администрация США стремилась расширить американский экспорт, затруднить импорт и на этой основе попытаться сократить дефицит во внешней торговле с Японией и в целом в платежном балансе США. Трудности, вызванные ростом курса иены, удалось преодолеть за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

   Середина 1970-х и начало 1980-х гг. ознаменовались новым витком инфляционных процессов в стране. Повышение цен было вызвано политикой монополий, а также ростом цен на импортное топливо, сырье и продовольствие. В 1970-е гг. цены на импортное продовольствие возросли вдвое, на минеральное топливо — в 4,7 раза, в том числе на сырую нефть — в 10,5 раза. Во многом на возникновении инфляции в стране сказалась политика эмиссионного финансирования бюджетного дефицита. В 1975 г. японский парламент принял закон, предусматривавший выпуск специальных облигаций для финансирования расходов бюджета. В течение какого-то времени сохранялась старая система размещения, но закупки Банком Японии во избежание инфляции не были расширены. В результате накопления банками неликвидных облигаций экономика вплотную приблизилась к угрозе банковского кризиса. Ограничения постепенно снимались, и к 1977 г. в Японии был создан привлекательный как для финансовых учреждений, так и для физических лиц рынок правительственных облигаций. Либерализация рынка государственных обязательств шла параллельно с его ростом. Удельный вес долга в ВВП увеличился с 0,6 % в 1965 г. до 42,7 % в 1986-м. Обслуживание долга возросло за тот же период с 0,6 до 20,9 %. Основную часть расходов по его обслуживанию (22 % расходов бюджета) составили выплаты процентов по обязательствам. В 1984 г. одной из приоритетных целей правительства стало снижение зависимости бюджета от государственных займов. Для этого были продолжены либерализация и развитие рынка государственных ценных бумаг. В октябре 1985 г. создается рынок форвардных сделок с облигациями госзайма. А в 1990-х гг. стал полноценно функционировать рынок форвардных контрактов.

   В середине 1980-х гг. огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношений для Японии. Правительство страны признало, что положительное сальдо торгового баланса — результат структурной диспропорции экономики, слишком ориентированной на экспорт. Были введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок. Но ревальвация иены (ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост товарного экспорта, ускорила вывоз капитала. От продолжительного экспортного бума японские банки получали огромный приток ликвидных средств, который из-за высокой стоимости японской рабочей силы вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимость.

   В целом к 1990-м гг. Япония достигла высокого уровня развития кредитной системы, завоевав необходимый уровень доверия для привлечения вкладов и создав кредитный механизм, обеспечивавший предоставление средств экономическим субъектам в необходимом месте под низкий процент. В результате реформирования системы банковского надзора за 50 послевоенных лет в Японии не было ни одного случая массового изъятия вкладов или внезапного банкротства банка. При появлении проблемных банков для предотвращения распространения проблем на другие банки использовалось, с одной стороны, слияние проблемных банков с каким-либо крупным банком по указанию соответствующих органов, с другой — чтобы снизить психологический риск (moral hazard), всячески подчеркивался общественный характер банков (принцип общественной ответственности). Строгие нормы были установлены и для эмиссии корпоративных облигаций. Благодаря тому что право на эмиссию предоставлялось только компаниям с устойчивым финансовым положением и не допускался выпуск «бросовых» облигаций, не было случаев дефолта по корпоративным облигациям. При угрозе дефолта проблемные бумаги выкупались банками-агентами, что по сути означало банковскую гарантию корпоративных облигаций.

   Достигнутая к середине 1990-х гг. относительная стабильность в кредитной сфере японской экономики была прервана коллапсом всей системы кредитно-финансовых учреждений. В 1996—1997 гг. впервые за послевоенный период начались банкротства банков. Этот факт сыграл дестабилизирующую роль, так как продемонстрировал неспособность Министерства финансов контролировать ситуацию в финансовом секторе экономики и выступать гарантом ее стабильности. Первыми закрылись небольшой местный банк «Ханва гинко» (Hanva ginko), работавший в префектуре Вакаяма, и крупный банк «Хоккайдо такусеку гинко» (Hakkaido takuseku ginko). В .ноябре 1997 г. закрылись четыре брокерские компании, в том числе одна из старейших — «Ямаити секэн» (Yamaiti sekan). Впервые произошел дефолт на рынке онкольных ссуд (межбанковский кредитный рынок в Японии). Банковский кризис в Японии по времени совпал с распространявшимся в Юго-Восточной Азии «азиатским вирусом». Однако по сути это были абсолютно разные финансовые потрясения. Из причин нестабильности функционирования японских кредитно-финансовых учреждений выделяют две:

Информация о работе Национальная модель экономики