Мировой финансовый кризис. Антикризисные программа РФ и её результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Экономисты пришли к выводу, что в условиях капитализма кризисы неизбежны, так как капитализм подразумевает свободно предпринимательство. Каждый вкладывает деньги, куда и во что он хочет. Естественно все предпочитают вкладываться в наиболее перспективные и рентабельные отрасли. Там возникает избыток предпринимательства, избыток производства. В конце концов: «кто-то должен разориться, кто-то должен выпрыгнуть в окно... », а миллионы людей должны пойти на улицу.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3

Мировой финансовый кризис ................................................................................5

Влияние мирового кризиса на Российскую экономику.....................................14

Антикризисные меры правительства РФ ...........................................................19

Результаты антикризисных мер правительства РФ ..........................................26

Заключение ............................................................................................................33

Список литературы ...............................................................................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.97 Кб (Скачать файл)
 
 

Результаты  антикризисных мер  правительства РФ.

     Планы правительства впечатляют своей масштабностью и размахом, но приводят ли эти действия к результатам, на которые рассчитывали их создатели. И не получилось бы, как в афоризме: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

     Несомненно, к заслугам правительства в последние годы, нужно отнести выполнение в полном объеме взятых на себя обязательств перед населением. Это социальные выплаты, а так же увеличение пенсий. Однако, на мой взгляд, главными задачами нужно определить не только увеличение размеров пенсий или социальных выплат, но и воссоздание организационных, экономических и правовых основ страхования занятости, а также учреждение института гарантирования материальных и социальных прав работников на случай невыполнения работодателями условий трудовых договоров. Одна лишь судебная система, и кризис показывает это со всей очевидностью, не позволяет быстро разрешать трудовые споры и удовлетворять справедливые требования занятого населения. Россия находится на той фазе развития рыночной экономики, которая не позволяет надеяться исключительно на социальную ответственность бизнеса.

     А вот, что касается восстановления и  укрепления реальных секторов экономики, здесь эксперты и аналитики уже давно критикуют правительство за бессистемность принимаемых мер. Несмотря на выделение огромных, достигающих по некоторым оценкам, 10% ВВП, средств на финансирование мер поддержки экономики, в российском национальном хозяйстве пока незаметно сколь-нибудь существенных признаков оживления. Если в США во II-м квартале 2009 г. темпы сокращения ВВП снизились более чем в 6 раз по сравнению с I-м (с 6,4% до 1,0%), а в III-м квартале большинство экспертов ожидают рост экономики на 0,8-2,0%, то в России спад принимает затяжной характер. В отдельных секторах различия еще более очевидны. Если в КНР в I-м полугодии 2009 г. было продано на 48,0% больше автомобилей, чем год назад; в Великобритании в июне месячные продажи автомашин выросли на 57,0%, а в Германии – в 2,3 раза по сравнению с январем 2009 г., то в России спрос стагнирует, а внутреннее производство тех же легковых автомобилей за первое полугодие-2009 сократилось на 60,0%.

     Россия  – единственная крупная экономика, в которой официальная ставка Центрального банка сохраняется на почти докризисном уровне (за время кризиса Банк Англии снизил ставку с 5,5 до 0,5%, ФРС – с 5,25 до 0-0,25%, а ЕЦБ – с 4 до 1%), а кредиты стоят существенно дороже, чем до начала кризиса, к тому же получить их стало значительно сложнее.

     В отличие от западных стран и Китая, избравших в качестве своей стратегии поддержку отдельных отраслей и стимулирование потребительского спроса, правительство РФ выбрало «ручное управление» экономикой и выделило 295 избранных, «системообразующих», предприятий, которые должны были получить соответствующую помощь. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» направлена не на модернизацию экономики или развитие предпринимательской инициативы, а на консервацию существующей сырьевой экономической модели в надежде на скорое восстановление мировых рынков, в первую очередь – рынков нефтяных фьючерсов и металлов.

     В США и Западной Европе акценты  сделаны на усиление конкуренции, повышение эффективности производства, технологическое обновление, при этом власти признают, что часть неэффективных компаний должна прекратить свое существование или сменить собственников. В России же политики неустанно повторяют, что не хотят перераспределения собственности или национализации ведущих компаний. В этом усматривается критическая по своей значимости ошибка нынешнего политико-экономического курса, обусловленная сложившейся структурой экономики, ошибка, способная привести к полному экономическому коллапсу.

     К августу 2009 г. стало очевидным, что  российское правительство не в состоянии проводить эффективную антикризисную политику. Предоставление огромных финансовых резервов для поддержки банковской системы и реального сектора экономики спровоцировало девальвацию рубля и уменьшение резервов страны, показав неспособность власти добиться роста кредитования экономики.

     Воспользовавшись  благоприятной конъюнктурой на мировых товарных и финансовых рынках, а так же связями с высшими чиновниками правительства, мощные финансово-промышленные группировки, владельцев которых принято называть «олигархами» предельно расширили зону своего влияния. В силу обеспечения работой значительного числа россиян и контролируя многочисленные и разветвленные производственные цепочки, они имеют возможность диктовать свою волю правительству и практически бесконтрольно распределять бюджетные средства. Серьезно опасаясь социальных возмущений в свой адрес, российская политическая элита сегодня обнаруживает удивительную готовность капитулировать перед олигархами. На протяжении почти целого года кризиса не было национализировано или подвергнуто процедуре банкротства ни одно крупное предприятие; ни в одной крупной олигархической структуре не сменились собственники и менеджмент. Более того, к частноолигархическим структурам добавились квазигосударственные олигархические группы (в первую очередь, превращающаяся в бесформенный набор разнородных активов госкорпорация «Ростехнологии»).         

     Большая часть крупнейших российских олигархических империй сегодня находится в состоянии технического банкротства. Наращивать финансовые вливания в них – значит транжирить общенародные деньги на поддержание финансовой состоятельности основателей оффшорных компаний и обслуживание зарубежной собственности. Государство между тем продолжает направлять бюджетные средства на спасение организаций, даже не являющихся налоговыми резидентами России.

     Вместо  того, чтобы допустить резкий рост безработицы и обеспечить всех пострадавших от кризиса пособиями, правительство пытается спасать обанкротившиеся предприятия, давая субсидии их собственникам, а не пострадавшим согражданам. Элементарный подсчет показывает: для обеспечения максимальным пособием в 4 900 руб. в месяц всех 7 миллионов российских безработных (оценка по методике МОТ) нужно $13 млрд. в год. Сейчас такая сумма раздается в виде кредитов, субсидий и прочих преференций неэффективным собственникам практически ежемесячно.

     Поэтому правительство должно радикально изменить свое отношение к олигархическим предприятиям, в кризис оказавшимся финансово несостоятельными. Необходимо конвертировать уже оказанную финансовую помощь в пакеты акций таких предприятий, максимально жестко взыскивать с них налоговые недоимки, задолженность перед внебюджетными фондами, долги по заработной плате. Обеспечением вновь предоставляемых финансовых ресурсов должны стать не экспортная выручка или поручительства, а залоги пакетов акций, оцененные с существенным дисконтом. Помимо этого Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не должны допустить принятия закона о национализации, предполагающего предварительное и равноценное возмещение национализируемых активов по рыночной стоимости. В текущих условиях национализация должна проводиться только через процедуру банкротства должников. Что бы нынешняя ситуация не повторилась важнейшей мерой формирования последующей структуры экономики должны стать радикальные изменения антимонопольного законодательства и правил, определяющих внесение предприятий в списки стратегических предприятий или предприятий, для которых введены ограничения для участия иностранных инвесторов. Одной из главных задач государственной антикризисной стратегии должна стать демонополизация российской экономики и принятие законов, позволяющих противостоять мощным олигархическим картелям.

     Что касается других антикризисных мер. К примеру, снижение административных барьеров для предпринимательства, то применяемые шаги пока не принесли особо заметных результатов. Однако это объясняется тем, что подобные меры тесно связаны с борьбой с коррупцией, а это всегда долгая песня особенно в той степени запущенности, которая существует в нашей стране. Могу только добавить, что для ведения более эффективной борьбы с коррупцией следует значительно увеличить тюремные сроки, ввести конфискацию имущества (в том числе и близких родственников), отсутствие возможности досрочного освобождения и амнистии.

     Далее рассмотрим попытки государства  повлиять на национальную финансовую систему. Что ж вполне естественно, что правительство не желает наступать на одни и те же грабли дважды и стремится повысить устойчивость национальной финансовой системы. Но каких либо выдающихся результатов достигнуто не было, если не считать таковыми девальвацию рубля. Необходимо структурировать дальнейшую помощь предприятиям финансового или корпоративного сектора. С одной стороны, Банк России может проводить беззалоговые аукционы, рекапитализировать банковскую систему, выдавать кредиты по единой ставке, а Министерство финансов – размещать в кредитных организациях временно свободные бюджетные средства, но с другой стороны, нужно отказаться от особых условий кредитования «системообразующих» банков. Причем, сделать это на том основании, что подобная практика разрушает рыночные основы экономики и уничтожает конкуренцию. Крупные предприятия должны получать средства не столько от банков, сколько через размещение своих корпоративных облигаций. К продаже соответствующих бумаг должны допускаться все зарегистрированные в налоговой юрисдикции России предприятия, а государство должно иметь право выкупать до 90% объема эмиссии таких обязательств, причем, все выплачиваемые государству доходы по таким облигациям должны направляться для расширения финансирования программы антикризисных мер. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность допуска данных корпоративных облигаций к обращению на организованном рынке ценных бумаг.

     Далее, необходимо внести изменения в действующее налоговое законодательство и межстрановые соглашения об избежании двойного налогообложения с целью устранения налоговых преимуществ при выплате дивидендов как оффшорным компаниям и другим нерезидентам, так и российским резидентам. В частности, дивиденды, получаемые и российскими, и иностранными организациями от российской организации, должны подлежать обложению налогом на прибыль организаций не по ставкам 0%, 5% или 9%, по единой ставке 15%. Дивиденды, получаемые иностранными гражданами – нерезидентами РФ должны подлежать обложению налогом на доходы физических лиц не по ставке 15%, а по единой и для процентов, и для дивидендов ставке 30%. Кроме того, дивиденды, получаемые гражданами–резидентами РФ должны облагаться налогом на доходы физических лиц не по ставке 9%, а по базовой ставке подходного налога (в настоящее время – 13%). Подобная мера сделает просто напросто не выгодным увод капитала через оффшоры.

     Следует упомянуть ещё один момент - это навязанная олигархами политика слабого рубля, которая выгодна только владельцам сырьевых монополий, но не экономике страны в целом. И из этой проблемы вытекает новая – возможная резкая девальвация рубля. Что бы понять насколько шатко положение национальной валюты достаточно привести простые факты. Итак: Центробанк аккумулировал на своих счетах около 6,4 трлн. рулей государственных денег. Значительную часть этх средств держится в иностранной валюте, что по нынешнему курсу составляет более 206 млрд. долларов. Значит, чтобы мгновенно «найти» недостающие в бюджете 3,2 трлн. рублей, нужно обрушить курс до 46 рублей за доллар. И здесь вызывает опасения, что при таком соблазне о населении могут просто забыть. 

     Ну, а кроме всего прочего проведение самих антикризисных мер мероприятие отнюдь не дешевое. Уже сейчас экономисты говорят о дефиците бюджета на 2010 год в размере 3,2, а по некоторым дынным эта сумма доходит до 4 трлн. рублей. И это при сокращении налоговых поступлений и прочих налоговых послаблениях. Сейчас уже решено, что недостающие средства правительство намерено взять в виде кредита за рубежом. На вопрос: где же взять дополнительные средства, можно ответить следующим образом. Во-первых, это продажа убыточных унитарных предприятий, а так же усиление контроля деятельности госкорпораций, подобная мера позволит сэкономить не малые средства. Во-вторых, ввести более жесткие валютные ограничения, что позволит избежать утечки капитала и инвестиций, массово происходивших в начале кризиса. В-третьих, сокращение некоторых статей расходов госбюджета (в частности можно на треть сократить бюрократический аппарат и на 20% урезать зарплаты чиновников). Далее снижение НДС и введение налога на роскошь, так же предпринять попытку возврата хотя бы части уведенных в оффшоры капиталов. Только в прошлом году из страны таким образом утекло более $200 млрд. или 6 трлн. рублей, что в двое превышает дефицит бюджета. Для этого можно использовать опыт Соединенных Штатов, так президент США Б. Обама дал добро на принятие закона, запрещающего американским бизнесменам передачу денег в эти зоны. Такая мера может принести американской госказне 210 млрд. долларов. Минфин уже разрабатывает соответствующий законопроект, по которому любителям оффшоров будет предложено доплатить в российский бюджет разницу между налогом «там» и «здесь». И наконец, необходимо не просто стимулировать кредитование экономики, сделать это кредитование строго целевым и не под залог будущих прибылей, а под акции предприятий, что бы в случае неэффективного управления предприятие можно было передать государственной управляющей структуре, но не госкорпорациям.  

Заключение

     В силу исторических обстоятельств в  каждой стране сложились свои экономические  особенности, поэтому каждая страна должна искать свой рецепт от кризиса. Но при этом следует действовать согласованно с другими странами, только в этом случае  мировой экономический кризис удастся преодолеть  в максимально короткие сроки, а также минимизировать потери.

     То  же самое касается мер проводимых внутри страны. Антикризисную программу  следует проводить последовательно, а меры должны быть системными. Критика экспертов направлена не на сами меры, а на бессистемность действий предпринимаемых правительством. И надо сказать эта критика является весьма обоснованной. Потому как одной рукой государство дает - другой забирает. Антикризисные меры необходимо срочно систематизировать.

Информация о работе Мировой финансовый кризис. Антикризисные программа РФ и её результаты