Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа
Экономисты пришли к выводу, что в условиях капитализма кризисы неизбежны, так как капитализм подразумевает свободно предпринимательство. Каждый вкладывает деньги, куда и во что он хочет. Естественно все предпочитают вкладываться в наиболее перспективные и рентабельные отрасли. Там возникает избыток предпринимательства, избыток производства. В конце концов: «кто-то должен разориться, кто-то должен выпрыгнуть в окно... », а миллионы людей должны пойти на улицу.
Введение ..................................................................................................................3
Мировой финансовый кризис ................................................................................5
Влияние мирового кризиса на Российскую экономику.....................................14
Антикризисные меры правительства РФ ...........................................................19
Результаты антикризисных мер правительства РФ ..........................................26
Заключение ............................................................................................................33
Список литературы ...............................................................................................35
В последнее время эти проблемы решало государство, которое, фактически, брало на себя все убытки, покрывая их частично из бюджета, а частично, из эмиссии. Поскольку альтернативы не видно, то этот процесс будет только расширяться. А значит, можно говорить о «параде девальваций» национальных валют, которые будут осуществляться не только для того, чтобы поддержать спрос на продукцию национального производства, но и для того, чтобы взять на себя убытки национального производителя. Понятно, что для каждой конкретной страны это не может продолжаться бесконечно, причем чем меньше страна (с точки зрения масштабов экономики), тем быстрее она в этой ситуации должна будет признать суверенный дефолт.
Соответственно, вырисовываются два принципиальных сценария поведения правительств в уже начавшемся году. Первый: быстрое банкротство предприятий, оздоровление их балансов с резким ухудшением финансовых показателей государств – позволяет активизировать экономику государства, автоматически (за счет падения национальной валюты) поддерживает внутреннее производство и экспорт, существенно увеличивает прозрачность экономических отношений, уменьшает коррупцию. Негативные факторы этого сценария: резкое падение уровня жизни населения, высокий уровень социальной напряженности, высокая вероятность дефолта. Второй – балансирование на грани массовых банкротств с точечной поддержкой отдельных предприятий и отраслей и максимально «здоровых» валютой и бюджетом – позволяет максимально оттягивать потенциальный социальный взрыв, а также поддерживать (относительно) высокий уровень национальной валюты. Это усугубляет экспорт, но зато привлекает «бегающие» по миру свободные капиталы, что позволяет временно затыкать дыры в экономике. Кроме того, дорогая валюта позволяет национальным финансовым институтам заниматься активной экспансией в соседние регионы. Недостатком этого сценария является то, что он губит высокотехнологическое производство, разрушает институциональную структуру экономики и поддерживает коррупционные механизмы во власти, то есть, по большому счету, ослабляет государство в долгосрочной перспективе. Хотя ни один из этих сценариев в чистом виде скорее всего реализован не будет.
Но, так же существуют мнения, значительно отличающиеся от мнения большинства. Так известный аналитик и экономист Михаил Муравьёв утверждает, что на самом деле никакого финансового кризиса нет. В мире происходит тотальный кризис перепроизводства и недосбережения.
Кризис перепроизводства – это когда товаров производится больше, чем их можно потребить. Поскольку капитализм не может существовать без кризисов перепроизводства, соответственно возникла мысль: для того чтобы победить кризис перепроизводства, нужно постоянно наращивать спрос. Поэтому родилась концепция: «Чтобы постоянно наращивать постоянный потребительский спрос, – необходимо, чтобы у людей становилось все больше и больше денег».
Нельзя людям просто платить больше денег – будет инфляция. Чтобы этого избежать придумали следующее: у всех наций есть огромное количество собственности, которую они накопили. Можно всю собственность, всё имущество, принадлежащие западному миру монетизировать. Монетизировать сегодня, для того чтобы сегодня же стимулировать спрос, сегодня же стимулировать экономический рост. Последние 60 лет и США, и Япония, и Западная Европа конвертировали накопленное за столетия богатство, накопленное где своими силами, где благодаря колониальной экспансии.
Это колоссальное богатство, которое можно было превратить в деньги за счет закладывания имущества в банк, а уже банк создает деньги. Из-за того, что в США кредитный мультипликатор достигает 18, а в Западной Европе 13–14 монетарная база увеличивается в разы, множится, множится – и возникает огромная масса денег. Дома, порты, заводы, земля – всё это уходило в заклад. Под это создавались деньги. Они взялись из будущего, это жизнь в кредит под залог дома или завода...
И вот в 90-х годах сумма задолжности начала расти опережающими темпами. Все текущие выплаты, включая проценты, покрывались новыми задолженностями. Задолжность нарастала с такой скоростью, что перекрывала всю стоимость текущей физической собственности нации. И залезла в стоимость физической собственности других наций.
Практически вся физическая собственность в западной цивилизации перезаложена. Это и называется кризисом недосбережения. Мы взяли не просто то, что заработали сегодня. А всё то, что заработали за все предыдущие столетия. Конвертировали все это в деньги и проели. Этими деньгами покрывался кризис перепроизводства. Последние 70 лет мировой кризис перепроизводства купировался сжиганием мировых сбережений. Сегодня это тотальный кризис перепроизводства купировать нечем. По расчетам М. Муравьева в мире примерно двукратное превышение средств производства над тем, что на самом деле могут обеспечить текущие заработки населения планеты. Президенты и премьеры думают о том как залатать дыру в банковском секторе. На самом деле, вопрос надо ставить иначе: каким образом сократить объем мирового производства в 2 раза. Куда деть всех этих предпринимателей и примерно 400 млн. рабочих (50 млн. человек только в США).
Это означает, что ближайшие несколько лет будет идти тотальная, страшная, никогда не виданная торговая мировая война. Потому что уровень перепроизводства заставит все корпорации, все нации биться, во-первых, за свой внутренний рынок, а во-вторых, проводить максимально жесткую, агрессивную экспансию вовне всеми законными и незаконными средствами. Вопрос выживания мировых компаний становится вопросом номер один. Кто дольше всех продержится, даже работая в страшный убыток, тот на самом деле и выиграет потому, что банкротства будут каскадными.
Есть еще одна сторона текущего кризиса, из которого нет простого выхода. По окончании Второй мировой войны колониализм не закончился – он лишь трансформировался. Ещё в 1913-1914 годах Европа и Штаты столкнулись с вопросом: как им финансировать свое развитие, если больше нельзя обирать колонии. Было придумано гениальное решение с финансовыми активами. Что сделать, если мы уже не имеем возможности продавать дикарям бусы? Будем продавать воздух! Что такое финансовый актив? Это договор о распределении собственности и будущих прибылей. В какой-то момент в мире сложилась следующая ситуация: финансовые активы в сознании людей и предпринимателей отделились от реальных активов и превратились в самостоятельный товар. Этот процесс шел каскадом по нарастающей. Говорят в США маленькая инфляция, а у нас высокая. На самом деле в США инфляция колоссальная, она просто поглощается это псевдотоварной массой финансовых активов. То есть финансовый кризис есть продукт, с одной стороны, перепроизводства, а с другой – новой колониальной модели. Не только и не столько американцы и европейцы встряли в эту финансовую пирамиду, сколько мы, китайцы и другие нации как бы «второго сорта».
Многие
аналитики предсказывали
Теперь,
рассмотрев ряд мнений, можно увидеть
сколь неоднозначная сложилась
мировая ситуация. Но, в чем сходятся
большинство экономистов: нынешняя ситуация
не похожа не на один предыдущий экономический
кризис, кроме того данный кризис перешел
пределы чисто экономического и является
структурным. Иными словами, мир, с существовавшей
ранее экономической системой, дошел до
края и далее в том же виде, что и раньше
существовать не может. Требуются кардинальная
перестройка экономики и новые подходы
к мировому финансовому хозяйствованию.
Влияние мирового кризиса на Российскую экономику
По итогам 2008 г. можно сделать неутешительные для российской экономики выводы. Например, металлургическая отрасль пострадала сильнее всех: спад производства достиг 50%. Считают, что на восстановление может уйти около двух лет. По итогам I-го полугодия 2009 г. ВВП страны снизился на 10,1%, промышленное производство сократилось на 14,8%, инвестиции – на 18,2%. Если текущая негативная динамика сохранится и во II-м полугодии, то 2009 г. будет одним из наиболее провальных за последние сто лет: в прошлом столетии больший спад ВВП России фиксировался лишь в 1917 г. (–18,2%), в 1993 г. (–14,5%) и в 1995 г. (–12,7%). Ситуация в российской экономике далеко не простая. Мировой финансовый кризис наложился на ряд уже существовавших проблем, вызванных распадом СССР и последующим коллапсом 1998 года:
Конечно, ситуация по этим и другим вопросам с 1998 года улучшилась, но по-прежнему далека от идеала. Во многом для нашей страны сказалось и то, что в стране практически загублены: высокотехнологическое производство, пищевая, фармацевтическая, легкая и другие промышленности. Остались только товары низкого качества, конкурирующие за счет дешевизны. Россия зависима от сырьевых поставок за рубеж и доходов от них. И первое чем аукнулся нам мировой кризис это резкое падение цен на энергоносители, а отсюда сокращение налоговых поступлений в бюджет.
Еще один канал воздействия на Россию мирового финансового кризиса состоит в значительном укреплении доллара по отношению к рублю. С 23,5 рубля за один доллар его валютный курс вырос почти до 36,5 рубля в январе 2009 г., всего за пять месяцев. Кроме того укрепление высокого курса доллара по отношению к рублю выгодно только владельцам сырьевой промышленности - олигархам.
На протяжении последних 10 лет цены на энергоносители неуклонно росли, что позволило создать в стране Стабилизационный фонд (около 8 трлн. рублей). Этот фонд должен был послужить подушкой безопасности в случаи падения цен на энергоносители. Но целесообразно ли правительство использовало собранные средства?
Практически все средства Стабфонда были переведены в валюту или в финансовые активы западных государств (в основном в США). Причиной подобных действий послужили монетаристские взгляды на экономику и мнение, что чем больше денег в стране, тем выше инфляция. Ну, а когда грянул кризис, эти средства сократились на треть за счет обвала фондовых рынков. Далее последовал кризис ликвидности, как следствие у банков возникла нехватка наличных денег. Чтобы обеспокоенное население не бросилось снимать сбережения, правительство сочло нужным выделить банкам крупные суммы денежных средств, для кредитования российской экономики. Банки же поступили по-своему, снова вложили, выданные средства, в валюту и вывели за границу. Спекулянты тоже не остались в стороне и внесли свою лепту в дестабилизацию, сложившейся ситуации. Таким образом, кредитование реального сектора экономики в не обходимом объеме так и не произошло.
Общий же отток валютных ресурсов в 2009 г. – и экспортных, и иностранного капитала с учетом кредитных ресурсов, ресурсов прямого инвестирования и др. – составит, видимо, 300–400 млрд. долларов.
В то время как, по показателю государственного долга Российская Федерация находится на одном из последних мест в мировом рейтинге, задолжность российских предприятий западным банкам и компаниям огромна. Всего за три года (2005—2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд. долл. США., а на конец 2007 г. - 417,2 млрд. Сейчас же он составляет $294,4 млрд. Частично эти деньги были взяты под залог акций, но в основном под залог будущих прибылей, и вложены в американские финансовые активы, которые тут же обесценились, а теперь, когда пришло время отдавать проценты от кредитов, российская финансовая «элита» обратилась к государству за господдержкой (и правительством деньги выделяются). Другая часть задолжности есть не что иное, как финансовые махинации, когда одно предприятие предоставляет займ другому, но владелец предприятий один и тот же. Прекрасный способ нажиться дать займ самому себе, а потом просить у государства помощь для его погашения. Так же все попытки протолкнуть любой законопроект, позволяющий хоть как-то контролировать деятельность сырьевых монополий, натыкаются на препятствие в виде лоббистов в парламенте.
Нельзя не затронуть такие особенности нашей экономики, как госкорпорации и унитарные предприятия.
Унитарные предприятия это уникальные по мировым мерка образования, которые давно превратились в ширму для прикрытия бюджетных кормушек. Платить за аренду офиса не нужно, земля, здания, оборудования - все это достается бесплатно. Есть и другая привилегия: это право контролировать собственных конкурентов. Так, что неугодных соперников всегда можно в два счета прижать к ногтю. И такая сказочная форма собственности существует только в России. Формально все они считаются на 100% государственными. На деле же они представляют собой, по сути, коммерческие структуры, но с одним существенным исключением. Государство передало им своё имущество на правах безвозмездного пользования.
По данным Росимущества, в России работают 5,7 тыс. федеральных предприятий подобного рода, а ведь есть ещё множество предприятий, которыми владеют региональные власти. По некоторым данным число таких образований превышает 100 тысяч. Имея такие преимущества перед конкурентами, все унитарные предприятия должны быть очень прибыльны. Однако по данным Счетной палаты, только 13% государственных унитарных предприятий приносят хоть какую-то прибыль. Ещё 20% таких компаний работают на грани рентабельности, остальные - убыточны. В среднем на 1 рубль закачанной эти образования собственности государство получает 5 копеек убытков.
Информация о работе Мировой финансовый кризис. Антикризисные программа РФ и её результаты