Мировая валютная система. Тенденции развития в начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:37, Не определен

Описание работы

Сущность понятия мировой валютной системы. Ее задачи и функции.

Файлы: 1 файл

Курсовая Межд1111.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Третий  этап – с 1 января 1999 года до 30 июня 2002 года – начало функционирования ЕЦБ, проведение участниками союза общей согласованной валютной политики, запуск единой европейской валюты – евро - сначала в безналичный, а потом в наличный оборот.

Использование единой валюты во многих странах имеет как достоинства, так и недостатки для стран-членов. К настоящему моменту существуют различные мнения по поводу эффектов, вызванных введением евро, поскольку для понимания и оценки многих из этих эффектов потребуются многие годы. Высказывается множество теорий и предсказаний.

Одно  из наиболее важных достоинств евро —  снижение рисков, связанных с курсами  обмена валют, что позволяет облегчить  инвестирование между странами. Кроме  того с введением единой валюты устраняются  взимаемые комиссии за перевод средств  из одной валюты в другую, которые ранее взимались и с частных лиц, и с коммерческих организаций. Хотя экономия от этого при каждой операции небольшая, с учётом многих тысяч совершаемых операций, она дает существенную прибавку к средствам, вращающимся в европейской экономике. Другое заметное достоинство перехода на евро заключается в создании более устойчивых финансовых рынков. Ожидается, что финансовые рынки на европейском континенте станут намного более ликвидными и гибкими, чем были в прошлом. Конкурентное рефинансирование также является достоинством для многих стран и компаний , вошедших в ЕВС. Национальные и корпоративные облигации, номинированные в евро, значительно более ликвидны и имеют более низкую процентную ставку, чем это было раньше, когда они номинировались в национальной валюте. Компании также имеют больше свободы, чтобы занимать деньги в банках за границей, не подвергая себя рискам из-за обменного курса валют. Это заставляет национальные банки снижать процентные ставки, чтобы быть конкурентоспособными. Введение единой валюты выравнивает цены в Европейских странах , и ожидается, что результатом этого будет увеличение конкуренции либо консолидация компаний, что должно сдержать инфляцию и будет, таким образом, полезно для потребителей.

На сегодняшний день страны-участницы сняли почти все ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых было признано обязательным для участия в союзе.

Итогом всех этих мер стало выделение ЕВС в самостоятельную успешно функционирующую систему, продолжающую эффективное существование и развитие и в данный момент. 
 
 
 
 
 
 

3 ТЕНДЕНЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ  СИСТЕМЫ В КОНЦЕ  XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

3.1 Тенденции и перспективы  развития Мировой  валютной системы 

С 1976 года Мировая валютная система изменилась. В конце 70-х для отдельных индустриально-развитых государств - Великобритании, Италии, США - еще были характерны проблемы баланса  платежей. К 1980 году эти проблемы остались в прошлом, однако многие страны в различных регионах мира - Латинской Америке, Азии, Африке и Восточной Европе - столкнулись с кризисом платежей по внешним долгам. Подобные катаклизмы, хотя зачастую иного рода, случались и в 90-х, но МВФ и МВС приспособились к новым условиям и научились справляться с кризисом. Кроме того, МВФ успешно решает проблемы переходных экономик Восточной и Центральной Европы, а также проблемы стран, испытывающих экономические трудности послевоенного восстановления. Все это свидетельствует о том, что МВС доказала свою способность приспосабливаться к изменению условий.

Современную валютную систему характеризует  наличие огромных потоков капиталов, перемещающихся по мировому рынку с  невероятной скоростью, огромные объемы валютных торгов и валютных спекуляций. Масштабы этих процессов - объем, скорость перемещения финансовых потоков, регулируемых открытым рынком, - намного превышают возможности большинства правительств их контролировать. Таким образом, попытки одной страны вмешиваться в ситуацию на валютных рынках, чтобы контролировать обменные курсы (например, для поддержания стабильности собственной валюты), редко увенчиваются успехом, если только речь не идет о кратковременной коррекции.

Именно  поэтому еще одно направление происходящей ныне эволюции международного валютного механизма состоит в расширении сферы либерализации валютных отношений, которая стала одним из важных аспектов неолиберальной системы ценностей. Это процесс имеет как бы две ступени. Одна из них – усиление с начала 1993 года нажима МВФ на страны-члены, имеющие целью принять обязательства по статье 8 устава МВФ. Эта статья запрещает вводить ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, участвовать в дискриминационных валютных соглашениях и прибегать к практике множественности валютных курсов без одобрения со стороны МВФ. К концу 1996 года к статье 8 официально присоединились 134 страны-члены из 181, то есть почти 3/4 общего их числа.

Вторая  ступень – отмена ограничений, помимо текущих операций, также и на международное движение капиталов, то есть установление свободной конвертируемости валют в полном объеме.

Снятие  ограничений в сфере движения капиталов между странами связывают  главным образом с двумя обстоятельствами – глобализацией рынка капиталов и введением плавающих валютных курсов. В этой связи в апреле 1998 года МВФ внес поправки в принятое в 1997 году положение о надзоре за политикой стран-членов в области валютных курсов, которые включают в сферу такого надзора оценку роли движения капиталов. Поскольку практически все промышленно развитые страны к настоящему времени отказались от валютного контроля над рынками капиталов, то соответствующее давление МВФ адресовано развивающимся странам и государствам с переходной экономикой.

Такую политику можно интерпретировать как  постепенное формирование новой  концептуальной модели мирового валютного  устройства. К настоящему времени  достаточно отчетливо выявились  следующие основные тенденции, характерные  для кристаллизации этой модели:

1. Отказ  от первоначальных планов превратить  СДР в стержень мирового валютного  устройства и от возврата к  системе паритетов, выраженных  в СДР. 

2. Образование  нескольких мировых “валютных  полюсов” при сохранении за  американским долларом доминирующей роли среди резервных валют.

3. Отход  от ориентации на свободное,  неограниченное валютное “плавание”  в качестве универсального механизма  автоматического уравновешивания  платежных балансов.

4. Обращение  к практике коллективных мер  по обеспечению большей стабильности рыночных обменных курсов ведущих валют, в частности путем совместной фиксации на определенный период тех или иных пределов колебаний этих курсов, поддерживаемых с помощью согласованных валютных интервенций.

5. Перенесение центра тяжести усилий, имеющих целью управление международными платежными балансами и достижение их равновесия, на использование широкой по своему охвату регулярной межгосударственной координации страновых макроэкономических политик.

6. Приятие  установки на снятие всех валютных ограничений, то есть на введение тотальной конвертируемости валют.

Как видно, все эти изменения имеют не столько институциональный, сколько  концептуальный характер, определяющий общие подходы к валютной политике.

3.1 Проблемы  функционирования Ямайской валютной системы и поиски путей их решения

Несмотря  на коренные отличия новой МВС, как  всегда, сохраняется преемственная  связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении  Ямайской и Бреттон-Вудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттон-Вудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттон-Вудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако новая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

Наиболее  острой проблемой в развитии МВС  явилась проблема СДР. Итоги функционирования СДР с 1970 года свиде¬тельствуют о  том, что они далеки от мировых  денег. Более того, возник ряд проблем: эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса, сферы использования СДР. Харак¬тер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потреб¬ностями международных расчетов. По решению стран-членов при наличии 85% голосов членов Исполнительного совета МВФ выпу¬скает заранее установленные суммы на определенный период. Первая эмиссия была осуществлена в 1970—1972 годах на сумму 9,3 млрд. СДР, вторая — в 1979—1981 годах на 12,1 млрд. Из общей суммы 21,4 млрд. СДР (34 млрд. долларов) на счета стран-членов зачислено 20,6 млрд., на счет МВФ — 0,8 млрд. СДР используются в форме безналичных перечислений путем записи в бухгалтерских книгах по счетам стран — участников системы СДР, МВФ и некоторых международных организаций. Счет СДР дает возможность стране заимствовать конвертируемые валюты через МВФ.

Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно раз¬вивающиеся страны, при  поддержке ряда развитых стран, подни¬мают вопрос об их дополнительном выпуске. В 1997 г. внесена поправка в Устав  МВФ, дающая право выпустить еще 21,4 млрд. СДР. В связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ на долю развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе «семерки» — более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недоволь¬ство последних.

Развивающиеся страны и некоторые развитые страны пред¬лагают ввести принцип связи  распределения СДР с оказанием  помощи, финансированием развития.

Вопреки замыслу, СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям. В мае 1998 года к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 году. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений. Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах:

- например, вместо франка Пуанкаре и франка  жерминаля в разных международных  конвенциях;

- на  мировом рынке ссудных капиталов  некоторые счета, облигации номиниро¬ваны  в СДР; 

- более  10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях «своп», срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами.

СДР как  международное средство накопления валютных ре¬зервов применяются  незначительно. Их доля в мировых  валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 году до 3,4% в 1992 году и 2,1% в 1998 году.

В качестве международного платежного средства СДР исполь¬зуются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 26% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсив¬но накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу разви¬тых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем националь-ные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использова¬ние) СДР сверх распределенных странам лимитов. Чтобы повы¬сить привлекательность хранения СДР, ставки на счетах увеличе¬ны с 1% в 1970 году до средневзвешенных рыночных ставок пяти ведущих стран с 1974 году.

Укрепление  валютно-экономических позиций новых  центров- стран Западной Европы, особенно ЕС, и Японии - обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе ведущих валют( доллара США, марки ФРГ, японской иены, евро). Этот переход обусловил появление ещё одной актуальной проблемы в рамках МВС - проблемы многовалютного стандарта.

Информация о работе Мировая валютная система. Тенденции развития в начале XXI века