Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:43, курс лекций
Сам термин «история» в научном смысле используется в двух аспектах:
1) как наука, осваивающая закономерности и причины установленной последовательности тех или иных событий;
2) как движение во времени, череда меняющих друг друга событий;
Предмет истории экономики (экономической истории). История экономики как наука занимается изучением развития экономических отношений, явлений и процессов как в мировом хозяйстве в целом, так и в отдельных странах.
Значение истории экономики – исследование внутреннего устройства и формирования экономических систем.
Истинные причины переживаемых в настоящее время экономической России проблем, не столь очевидны, как это может показаться. Однако можно указать на те, которые:
1) являются взаимосвязанными;
2) лежат в области экономики;
3) тесно связаны с блоком социальных вопросов;
4) не удовлетворяют критерию оптимальности В. Парето.
После поражения в Крымской войне (1853–1855 гг.), в России произошла перестройка народного хозяйства на капиталистический лад. Она началась с отмены крепостного права (февраль 1861 г.), открывшего целую систему преобразований в правовой, военной (всеобщая воинская повинность), судебной, управленческой и других областях. Однако реформы не были завершены: страна не получила парламентарный строй, а крестьянство – землю.
Россия, завершившая после реформы промышленный переворот, показала довольно высокие темпы индустриального развития: за 1860–1913 гг. производство промышленной продукции выросло в 12,5 раза (в Германии – в 7, во Франции – в 3 раза). Но, принимая во внимание размеры страны, этот подъем не мог иметь решающее значение для преодоления отставания.
Техническая и
социально-экономическая
В стране не сложился свободный капитал, буржуазия, крепко привязана к царизму выгодными военными заказами, таможенным протекционизмом, ограждавшим ее от иностранной конкуренции, а также полицейским режимом, обеспечивающим дешевый труд. Аграрная реформа показала, что оптимальное решение социально-экономических проблем Росси при сохранении царизма и дворянского землевладения не более реальны, чем «жареный лед».
К началу XX в. борьба капиталистических держав за рынки сбыта и источники сырья достигла чрезвычайной остроты.
В 1914 г. разразилась война между двумя империалистическими блокадами (Антанта: Франция, Англия, Россия и др., с одной стороны; Тройственный союз: Германия, Турция, Австро-Венгрия, Болгария, с другой стороны). Эта война стола мировой: в ней приняло из 56, 34 существовавших тогда на планете суверенных государств.
В Европе рабочие теоретически имели достаточно сил, чтобы общероссийской политической стачкой предотвратить войну.
Мировая война предъявила небывалые требования к экономике.
Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих государств увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Фронт поглотил свыше 50 % промышленной продукции.
Прежде всего, резко возрос выпуск властвовавших тогда на поле пулеметов – до 850 тыс. штук.
В странах, проигравших страшную войну, закономерно произошла перестройка социально – экономического и политического строя. Австро – Венгерская и Турецкая империи распались.
Революции в России (февраль 1917 г.) и Германии (ноябрь 1918 г.) покончили с властью феодалов и монархией.
Немецкая буржуазия
сумела удержать власть в своих руках,
а российская буржуазия этого
сделать не смогла и была уничтожена
установленным Октябрьской
Если мобилизация в России не позволила в конечном счете европейскому пролетариату предотвратить мировую войну, то поражение страны и выход ее из войны обусловили появление в мире социалистического строя и раскол на враждебные социально – экономические системы.
Это предоставляло собой наиболее тяжелое для человечества последствие Первой мировой войны.
Социально-экономическое и политическое развитие человечества после Октябрьской революции 1917 г. прошло под знаком противостояния и борьбы (как бескровной, так и кровной) социалистической и капиталистической систем. Противостояние систем породило в экономической политике капиталистических стран две главные тенденции: демократическую, построенную на сдерживании социализма, поисках компромисса, и в то же время повышении реальной заработной платы и социальной защиты трудящихся, и тоталитарную (она очень близка к социализму), которая направлена на военное сокрушение социализма, тоталитарный Советский союз – наследник Российской империи является его очагом.
Первая тенденция
была характерна для США, Франции, Англии
и других буржуазно-демократических
стран Запада, вторая – для Японии,
Италии и особенно Германии, где
в начале 1930-х. гг. победил национал-
По темпам научно-технического
прогресса и производительности
труда промышленность США далеко
превзошла все остальные
Экономический
кризис охватил все главные
В США – крупные займы и субсидии гибнущим предприятиям, стимулирование налоговыми льготами частных инвестиций, даже провоцирование инфляции при помощи эмиссии необеспеченных долларов в целях оживления спроса, общественные работы (особенно дорожное строительство) для безработных и пр.; в Германии – прямое государственное управление хозяйством (владелец предприятия назначался его «фюрером») и полная милитаризация производства.
При помощи активного государственного вмешательства Германия, США и другие капиталистические страны вышли из кризиса.
Ликвидация безработицы способствовала сплочению немецкого народа вокруг национал-социалистической партии и стимулировала ускоренную подготовку Второй мировой войны, которая была развязана Германией в 1939 году.
Противостояние систем внешне имело мирную, идеологическую форму («холодная война»), хотя и были предприняты определенные «разведки боем» – самые значительные: с социалистической стороны – война в Корее (1950–1953 гг.), установка ракет с атомными боеголовками на Кубе (1962 г.), война в Афганистане (1979–1989 гг.), а с капиталистической – война во Вьетнаме в 1960-х гг. суть «холодной войны» состояла в беспримерном соревновании по производству современных вооружений между западным (Североатлантический договор) и восточным (Варшавский договор) военными союзами.
Гонка новых вооружений охватила все рода войск – воздушные, сухопутные, морские. Главным результатом явилось создание нового типа стратегического оружия: термоядерных (водородных) бомб (1955 г.), неоднократно превышающих разрушительную силу атомных зарядов, и их носителей – баллистических межконтинентальных ракет (1957 г. – первый вывод ракетой в космос спутника Земли) – как стационарных (в шахтах), так и мобильных (на атомных подлодках).
В середине 1980-х гг. гонка вооружений, а с ней вместе и «холодная война» завершилась победой западного блока во главе с США, нанесших Советскому Союзу два тяжелейших бескровных удара.
Первый удар – установку в Европе американских тактических ракет повышенной мощности (подлетное время до Москвы – всего 5 млн.) – СССР парировал системой находящихся на океанских «лежбищах» вокруг североамериканского континента атомных подлодок с наведенными на главные центры Америки баллистическими ракетами.
На второй удар – американскую стратегическую оборонительную инициативу («звездные войны») – разработку непреодолимого, по идеи, для баллистических ракет лазерного щита, советская экономика, истощенная непосильным военным производством, оказалось бессильной дать ответ. Это было равносильно поражению. В 1991 г. Советский Союз вследствие своей крайне неэффективного работающей экономики распался (подробный анализ в жизни «Царство денег») и власть Советов прекратило свое существование.
В 1987 г. было отменено «директивное планирование», а с ним – и плановое начало в работе вообще (из учебных планов вузов, например, были исключены дисциплины, так или иначе связанные с планированием; планово-экономические отделы предприятий и организаций были расформированы или преобразованы в лучшем случае в отделы анализа и прогнозирования). Само слово «план» стало несовременным, малоупотребительным.
Важнейшей органической частью реформы управления экономикой Пленум определил коренную перестройку всей системы планирования. Пункт 7 того же постановления конкретизировал это решение:
1) «отказаться, начиная с тринадцатой пятилетки, от сложившейся практики ежегодной разработки и утверждения государственных годовых планов экономического и социального развития СССР»;
2) предоставить предприятиям права самостоятельно:
а) планировать на предстоящий год выпуск продукции, выполнение работ и услуг, а также другие показатели социального и экономического развития;
б) решать вопросы материально-технического обеспечения ресурсами подрядными строительно-монтажными работами.
Формально постановление сохраняло институт 5-летних планов, однако, если принять во внимание достаточно демократичный характер всей системы перспективного планирования в СССР, то станет ясно, что формальное сохранение 5-летних планов уже ничего не решало: на смену плановому пришло бесплановое начало.
Система планирования включала в себя достаточно развитую подсистему управления материальными ресурсами, значимость которой определялась тем, что доля материальных затрат в структуре себестоимости промышленной продукции традиционно составляла львиную долю (в 1988 г., например, 72,5 %), в связи счем материальные ресурсы имели очень высокую степень регламентации.
В составе плана социального и экономического развития на год предприятие разрабатывало план материально-технического обеспечения (план МТО), в котором были перечислены все необходимые предприятию материалы, указана потребность в каждом из них; определены источники удовлетворения этой потребности. Естественно, до составления плана МТО было необходимо:
1) сформировать портфель заказов;
2) определить собственные потребности предприятия (какие основные средства закупать, где и что строить, какие основные средства ремонтировать и т. д.);
3) разработать (откорректировать) нормы расхода материалов на товарную продукцию, а также сметы на работы для собственных нужд;
4) знать собственные возможности по удовлетворению потребности: остатки материалов на начало года; экономию материалов в связи со снижением норм расхода; возможности приобретения тех или иных материалов в децентрализованном порядке;
5) иметь информацию, необходимую для разработки смет на водопотребление, электроэнергию, отопление, численность работников; кубатуру отапливаемых помещений; режимы работы технологического оборудования и т. д.
Планы МТО предприятий, сведенные
воедино, определяли потребность одних
министерств и устанавливали
«директивные» задания другим. Так
формировались планы
До 1988 г. в экономике СССР исповедовался принцип оплаты труда, который применительно к «шведской» модели называют «Социалистическим принципом равной оплаты за равный труд». Отмена принципа «равной оплаты за равный труд» произошла в связи с тем, что с отменой института планирования были отменены директивно устанавливаемые регуляторы заработной платы.
Первый из этих регуляторов, «нормативное соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда» был ориентирован на конечные результаты труда предприятия, и устанавливал, сколько денег может быть направлено на заработную плату данному количеству его работников при данной объеме выпущенной ими продукции.
Второй показатель, «норматив на оплату труда работников аппарата управления», делил все деньги, направляемые на оплату труда, на две части: заработную плату рабочим и заработную плату работникам аппарата управления (например, при нормативе 0,18 из каждых 100 руб. общего фонда заработной платы аппарат удовлетворения мог претендовать только на 18 руб.). Результаты отмены принципа равной оплату за равный труд не заставили себя долго ждать: уже в 1988 г. впервые за всю советскую историю промышленности темпы роста заработной платы стали опережать темпы роста производительности труда. Это было не только предпосылкой расслоения общества на богатых и бедных (сегодня 2 % россиян умирают голодной смертью, тогда как 60 % всех сбережений принадлежат 2 % населения страны), но и главной причиной инфляции (в связи с ростом объема не подкрепленной товаром денежной массы).