Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:22, реферат
Предмет истории экономики. Методы исследования, (введение).
Функции и роль курса истории экономики.
Экономическая политика Петра I. Проекты экономических преобразований при Петре I.
Время Петровских реформ.
Очень активное
участие в проведении
Государственный
деятель Ф.С. Салтыков
Салтыков
подготовил проекты, которые
В виде записок проекты были представлены Петру I, они содержали предложения по расширению строительства мануфактур, развитие отечественной промышленности для высвобождения средств от покупки товаров за границей и для увеличения доходов государства путем вывоза своих товаров в другие страны; увеличение налогов с духовенства и введение подушной подати с посадских людей дабы увеличить казну.
Салтыков выступал за развитие внешней торговли с Англией, Голландией, Персией, Китаем, за то, чтобы освоить Северный морской путь и расширить торговлю с восточными государствами.
Артемий
Петрович Волынский прошел
Василий Никитич Татищев руководил заводами и управлял строительством новых заводов, также руководил разведкой полезных ископаемых. Трудился над созданием работы истории России по экономическим вопросам. Татищев был сторонником феодального абсолютизма. Обосновывал необходимость общественного неравенства, выступал в защиту крепостного права; являлся сторонником политики активного торгового баланса; вносил предложения изменить таможенный тариф и ввести специальные тарифы, для каждого порта и
города свой тариф; освободить от пошлин импорт золота и серебра, а также сырья, которое не производится в России; предлагал облегчение транзитной торговли и расширение ярмарочной. Также Татищев настаивал на учреждении банков для кредитования промышленности и торговли, развития мелкого производства; покровительства по отношению к торговле промышленности, сельскому хозяйству. Татищев стал предшественником М.В. Ломоносова в основании статистической науки, занимался составлением статистико-географической анкеты, которая содержала вопросы о торговле, промышленности, путях сообщения и пр.
Михаил Васильевич Ломоносов сыграл особую роль в решении проблем обеспечения экономической независимости и политической самостоятельности. Ломоносов явился родоначальником русской материалистической философии, своими открытиями обогатил почти все области знаний. В центре его экономических воззрений стоял вопрос об экономической независимости и политической самостоятельности России. Он считал, что для решения данного вопроса, главным образом стоит развивать отечественное производство и промышленность.
М.В. Ломоносов высказал идею приоритетного развития отраслей, которые связаны с производством и обработкой черных металлов; уделял большое внимание развитию геолого-разведовательных работ и обширной разработке естественных богатств страны, рациональному размещению промышленности, строительству путей сообщения, изготовление и применение машин, обучению населения «ремесленным» делам, а также как и Татищев выступал за освоение морского Северного пути. С целью развития промышленности, требовал ограждения ее от иностранной конкуренции путем таможенного протекционизма. Ломоносов наметил программу развития в том числе и сельского хозяйства, которая включала создание и внедрение разнообразных земледельческих культур, улучшение породности скота и т.д. Он выступал за создание благородных условий для развития торговли, особенно внешней, которую считал одним из факторов роста богатства страны и благосостояния народа. Ломоносов считал, что основой торговли должно быть отечественное производство т.к. его рост ведет к развитию внешней и внутренней торговли. Он указывал на необходимость государственной помощи для развития торговли, чтобы активизировать торговый баланс страны.
Таким образом,
мы видим в экономических
4. Время Петровских реформ.
Уже современники отчетливо понимали значение происходящего на их глазах преображение России. Грандиозность, всеохватность петровских преобразований такова, что спустя и сто, и сто пятьдесят лет они не стали только историей, а продолжали быть реальностью, живой жизнью вошли в повседневный быт людей. Место в системе европейских государств, управление разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство; садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения.
Время показало удивительную жизнеспособность многих институтов, созданных Петром. Коллегии просуществовали до 1802 года, т. е. 80 лет; подушная система налогообложения, введенная в 1724 году, была отменена лишь спустя 163 года – в 1887-м. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 году – спустя почти 170 лет после первого. Синодальное управление русской православной церковью оставалось неизменным почти 200 лет, 1721 по 1918 год. Наконец созданный Петром в 1711 году Правительствующий Сенат был ликвидирован лишь в декабре 1917 года, спустя 206 лет после его образования. В истории России трудно найти примеры подобной долговечности институтов, созданных сознательной волей человека.
Поэтому понятно то восхищение, которое вызвал и вызывает великий реформатор России.
Особо почитаем, Петр всегда был на берегах Невы, где он основал великий город удивительной судьбы, город, в котором все связано с именем его создателя, «Он был рожден имперской стать столицей», и здесь, начался, прошумел и канул в Лету «петербургский период российской истории, наполненный именами, датами, событиями, без которых немыслима и мировая история. И в начале этого столь памятного периода стоит гигантская фигура Петра, жизнь которого в истории оказалась необычайно яркой и долговечной. Петр, пожалуй, единственный деятель отечественной истории, который почти безболезненно перешел роковой для многих авторитетов и ценностей старого мира рубеж 1917 года, чтобы остаться в общественном сознании как гениальный реформатор, превративший Россию в великую державу.
Вокруг имени Петра сложилось немало легенд и стереотипов, прочно впечатавшихся в массовое сознание. Стереотипы эти столь живучи, что и тем, кто читает о нем, и тем, кто пишет о Петре, подчас трудно противиться инерции готовых клише, устоявшихся, давно ставших аксиомами суждений и определений типа: «царь-плотник, работник на троне», который «прорубил окно в Европу», суровый, но справедливый и демократичный, не чета своим преемникам» и т.п. К этим положительно окрашенным стереотипам обычно присоединялись актуальные идеологические новации на тему о том, что, осуществляя необходимые России реформы, Петр «выражал интересы господствующего класса» и «драл по три шкуры» с трудового крестьянства. Далее, как правило, всех примиряла мысль о том, что в истории, в конечном счете, важен результат, какими бы путями и средствами он ни был достигнут, идет ли речь о правителе, создавшем империю, или о правителе, строившем то, что он сам и его апологеты называли «социализмом».
Петр был, и это меняет все, даже наше восприятие времен, предшествовавших петровским реформам. В руках Петра, писал М.П. Погодин, «концы всех наших нитей, соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».
Петровское время принесло не только впечатляющие достижения, блестящие воинские победы, способствовало усилению национального самосознания, победе светского начала над конфессиональным в культуре, включению России в общеевропейскую семью народов. Петровские реформы это еще и апофеоз этатизма, не оставляющего практически и до сих пор места для иных (негосударственных) форм общественного существования. Время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности – вождя, «отца нации», «учителя народа». Это и время запуска «вечного двигателя» отечественной бюрократической машины, работающей по своим внутренним и чуждым обществу законам и до сих пор. Это и всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства, без которых не могла существовать и наша «административно-командная система». Время Петра – это и столь характерные и для нашего общества страх, индифферентность, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности. Наконец, победы на поле брани соседствовали с подлинным культом военной силы, милитаризмом, военизацией гражданской жизни, сознания, с навязыванием с помощью грубой силы своей воли другим народам, сколачиванием огромной империи, оформлением стереотипов имперского мышления, сохранившемся в общественном сознании и до сих пор.
Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы.
Петр I вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя формулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация Петра на западноевропейскую модель жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного, того, что ассоциировалось с врагами.
22 октября 1721 года Петербург торжественно праздновал заключение Ништадтского мира, подведшего черту под Северной войной.
Когда сомнений в победе над Швецией не оставалось, Петр решился приступить к осуществлению свой мечты – идея создания совершенного государственного аппарата, которую он вынашивал давно, осуществление государственной мечты. Царь был убежден, что последовательное исполнение «правильных» законов – ключ к общему благополучию и процветанию страны, универсальная панацея от всех трудностей и неудач, которые, полагал он, из-за небрежения законами» и плохого «порядка», то есть организации. Великий реформатор России мечтал создать совершенное и всеобъемлющее законодательство, которым была бы охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Он мечтал о точной, как часы, идеальной государственной структуре, через которое это законодательство могло бы реализовываться. Можно говорить о появлении при Петре полного культа бюрократического учреждения, административной инстанции. Ни одна общественная структура – от торговли до церкви, от солдатской казармы до частного дома – не могла существовать без управления, контроля или наблюдения со стороны специально созданных органов общего или специального назначения. Петр, во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов голого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта. Зачастую в исторической литературе это проблема решается альтернативно: либо оригинальность – либо плагиат. Одни историки считают, что Петр лишь приспособил шведскую государственную систему под русские условия, адаптировав ее, другие же исходят из полной оригинальности преобразований, исключая лишь некоторые внешние детали вроде термина «коллегия». Высоко ставя шведскую военную и государственную организацию, Петр стремился превзойти Швецию, используя при этом ее же опыт, как на поле боя, так и в мирной жизни.
Используя
шведский административный