Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 07:12, контрольная работа
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, определяющая и контролирующая формы, методы и источники образования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств всех субъектов экономики.
Введение
1. Финансовый сектор экономики
2. Взаимодействие реального и финансового секторов экономики
3. Развитие финансового сектора, как предпосылка экономического роста на примере Казахстана
4. Развитие финансового и банковского сектора в России
Заключение
Список литературы
Содержание
В самом широком смысле финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода государства.
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, определяющая и контролирующая формы, методы и источники образования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств всех субъектов экономики.
Реализация
новых принципов
Развитие рыночных отношений в экономике Российской Федерации, интеграция страны в международное экономическое сообщество потребовали в начале 90-х годов реструктуризации и реклассификации отраслей и производственных единиц в соответствии с принципами принятой в международной практике системы национальных счетов (СНС).
Определение
«национальные счета» впервые сформулировано
в 1942 г. норвежским экономистом Р. Фришем.
В соответствии с его определением под
национальными счетами понимается не
только оценка национального дохода за
тот или иной период времени, но и столь
полное описание всей экономической деятельности,
чтобы это обеспечивало выявление взаимосвязей
между различными элементами экономического
процесса.
Эффективность деятельности финансового сектора экономики страны оказывает решающее влияние на функционирование экономики в целом. Субъекты финансового сектора являются связывающим звеном между субъектами всех секторов и подсекторов, так как они аккумулируют средства, источником которых являются принятые обязательства, и затем с их помощью финансируют деятельность других секторов и подсекторов.
Таким образом, продуктом деятельности предприятий финансового сектора является специфический товар – услуги по перераспределению капитала и его использование в качестве финансовых активов в тех секторах экономики, которые испытывают определенные трудности. Образно говоря, финансовый сектор играет роль кровеносной системы, снабжая денежными ресурсами все звенья экономики страны самым оптимальным способом в данный конкретный момент или за определенный период.
Финансовый сектор – это набор институтов, инструментов и законодательной базы, позволяющих совершение сделок в форме взятия и погашения долгов, т.е. предоставления кредитов. Финансовая система позволяет отделить владение имуществом от контроля над физическим капиталом.
По мере развития экономики, финансовый сектор углубляется, укрепляется и расширяется: эти термины означают соответственно развитие характера и числа финансовых инструментов, взаимосвязанность и изощренность финансовых институтов, и географическое проникновение и расширение финансовых рынков (коротко – развитие финансового сектора).
Как правило, экономисты, пишущие о финансовом секторе, предполагают, что – независимо от того, что говорится о других отраслях – этот сектор является “гендерно-нейтральным”.
Однако
гендерные отношения применимы
и к этому сектору, в первую
очередь через согласование развития
финансового сектора и
Внерыночная деятельность включает как продуктивную, так и репродуктивную, и осуществляется на основе разделения труда, которое в свою очередь происходит на основе гендерных отношений. Факторы, определяющие гендерное разделение труда, в процессе развития финансового сектора изменяются.
Так, углубление финансового рынка в развивающихся странах приводит к появлению большего числа кредитных инструментов; вместе с тем, есть многочисленные свидетельства того, что женщины имеют значительно меньший доступ к кредитам.
Это происходит по разным причинам: и более слабый контроль женщин над основными средствами, которые можно предоставить в качестве залога под кредит, и преобладающие культурные (и институциональные) представления о том, что женщины являются менее надежными клиентами.
Укрепление финансового рынка требует кодификации имущественных прав на основные средства, чтобы они могли служить в качестве кредитной гарантии. Однако современные нормы имущественного права, как правило, следуют традиционно установленным формам прав собственности и узуфрукта (права пользования чужим имуществом и доходами от него).
Таким образом, в процессе развития финансового сектора собственность женщин экспроприируется [Asian Development Bank 1995, p.28-29; Agarwal 1994, Chs. 5&10]. Кроме того, специалисты в области гендера и развития много писали о внутригрупповых кредитно-сберегательных схемах и микрофинансовых учреждениях (например, Грамин-Банке), которые успешно осуществляют кредитование женщин с использованием системы социального залога и группового мониторинга.
В то же время, необходимо обратить внимание на анализ адресных групп и фактического использования кредитов, чтобы программы, направленные на малоимущих женщин, в действительности предоставляли средства именно этой категории женщин. См. также: реформа финансового сектора. Baden; Goetz and Sen Gupta; Hossain; Kabeer 1994.
Одной
из наиболее важных проблем ускоренного
развития экономики России является
задача организации конструктивного
взаимодействия реального и кредитно-
Вместе с тем, как показала отечественная практика, этот опыт используется неэффективно. При этом субъектами обеих сторон явно недооценена потребность в анализе финансового посредничества так называемых «финансовых новаторов» в экономическом развитии. Частично это было связано с тем, что до сих пор функции кредитных институтов рассматривались хозяйственными организациями как подчиненные в процессе развития реального сектора экономики.
Изменение теоретических представлений о роли кредитных институтов в развитии производства связано с именем Й. Шумпетера, который определил кредитным учреждениям определяющую роль в разработанной им модели перехода экономики «из состояния отсутствия развития к развитию». Вместе с тем, роль кредитных организаций следует рассматривать в зависимости от прохождения экономикой той или иной стадии развития с учетом волн Кондратьева и конъюнктурных циклов.
На стадии же экономического роста функции кредитных институтов выполняют подчиненную роль, поскольку промышленные предприятия в своем развитии используют собственные доходы от предшествующего оборота капитала, «… предприниматель финансирует себя сам из прошлой предпринимательской прибыли или использует средства производства своего прежнего «статичного» предприятия»[1].
В
ситуации перехода от депрессии к
подъему экономики функции
Таким образом, кредитные институты выступают в роли структуры, осуществляющей рыночное финансирование процесса экономического развития, т.е. ориентирование финансовой системы на вложения в нововведения. Шумпетер отмечает, что «осуществление долгосрочных инвестиций, когда условия быстро меняются … представляет собой почти столь же рискованное упражнение, как стрельба по цели, которая не только плохо видна, но и движется, притом рывками»[3].
Рассмотрим иную оценку условий взаимодействия финансового и реального секторов экономики в условиях стабилизации экономического роста по работе Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», который предложил обоснование роли финансовых организаций в хозяйственной системе на основе триады фундаментальных психологических факторов: «психологическая склонность к потреблению, психологического предположения о будущем доходе от капитальных активов и психологического восприятия ликвидности»[4].
Первый фактор Дж. Кейнс использовал при обосновании роли инвестиций, последние два в зависимости от динамики инвестиций в деятельности финансовой системы. По Дж. Кейнсу возникновение факторов объясняется неопределенностью знания о будущем. Именно в условиях, когда процесс накопления богатства становится крайне нестабильным, кредитные институты начинают играть свою ключевую роль.
На современном этапе развития экономики большой интерес вызывают теории асимметрии информации, которые также исследуют механизм взаимодействия реального и финансового секторов экономики. Основателями этой теории являются Дж. Акерлоф, Дж. Стиглиц, которые доказывают невозможность равномерного распределения информации между покупателями (кредитные институты) и продавцами (предприятия, заинтересованные в получении финансовых ресурсов.
Эта
асимметрия информации связана с
тем, что предприятие обладает заведомо
большей информацией о
В результате этого, инвестиционные проекты с чистыми приведенными денежными доходами платят премию по завышенному уровню рыночной процентной ставки, а в некоторых случаях могут вообще не иметь доступа к финансовым ресурсам. При финансировании реального сектора проблема асимметрии информации сталкивается с особенностями функционирования финансовой системы.
Финансовые
учреждения обменивают денежные средства
на обещание вернуть их в будущем на определенных
условиях, т.е. выбор объекта вложения
основывается на принципе самой высокой
ожидаемой доходности. Предприниматели,
внедряющие инновации, характеризуются
наибольшим уровнем асимметрии информации,
по причине нехватки общей информации
для новаторов, так как большая их часть
характеризуется отсутствием опыта, а
так же неопределенностью ее долгосрочной
экономической эффективности. В процессе
инвестирования финансовые институты,
имеющие значительные ресурсы, могут экспериментировать
с высокодоходными проектами на основе
выделения системных рыночных рисков,
формируя рисковую инвестиционную стратегию.
Основная часть инвестиционных ресурсов формируется финансовой системой, исходя из существующей системы оценок будущих доходов, тем самым финансовые учреждения могут как стимулировать, так и препятствовать процессу капитальных вложений.
Таким образом, для получения эффективной оценки взаимодействия реального и финансового секторов экономики феномен рыночного финансирования должен присутствовать изначально и рассматриваться значительно шире, чем просто вспомогательный механизм.
В условиях асимметрии информации компании вынуждены платить премию за финансирование, которая зависит от состояния балансов компаний, то есть для компаний с более высоким уровнем долга стоимость новых финансовых ресурсов будет выше, чем для компаний с меньшим объемом заложенности, что позже сказывается на их развитии.
Одним из примеров такого подхода служит концепция «финансового акселератора» разработанная Б. Бернанке, М. Гертлером и С. Гилхристом, согласно концепции, премия финансирования находится в обратной зависимости от чистой стоимости активов компании, то есть происходит сокращение активов, следом начинает падать стоимость компаний.
В данной ситуации асимметрию информации в большей мере ощущают финансовые учреждения, в связи с тем, что уже не могут опираться на данные о чистой стоимости активов компаний реального сектора. Поэтому, на изменение «финансового акселератора» более остро реагируют компании, имеющие наименьший доступ к финансовым ресурсам, чем те, которые имеют широкие возможности финансирования.