Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 14:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ оптимальной дивидендной политики предприятия и направления ее разработки.
Вступление 3
1. Дивидендная политика и возможность ее выбора 5
1.1. Факторы, определяющие дивидендную политику 5
1.2. Виды дивидендных выплат и их источники 8
1.3. Регулирование курса акций 11
1.4. Порядок выплаты дивидендов 13
2. Анализ дивидендной политики ОАО “Печорская ГРЭС” 16
2.1 Характеристика предприятия 16
2.2 Эмиссия акций предприятия 17
2.3 Дивидендная политика предприятия 19
3. Проблемы дробления и консолидация акций в России 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Акции ОАО “Печорская ГРЭС” включены в листинг РТС-2 5 сентября 1997 г., переведены в РТС 5 января 2000 г.
Код акций на РТС - PEGS
Объем торгов в 2006 г. составил 176 527 USD.
Была
проведено восемь сделок объемом 7 403 795
акций.
Таблица 2
Итоги торгов в РТС в 2006 году
|
Дивидендная политика как часть общей финансовой стратегии акционерного общества заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями полученной им прибыли с целью обеспечения роста рыночной стоимости акций.
Дивидендная политика ОАО "Печорская ГРЭС" характеризуется переходом от консервативного типа (стабильное соотношение дивидендных выплат, остаточный принцип потребления) к агрессивному (постоянное возрастание размера дивидендов).
Таблица 3
Дивидендная
политика ОАО “Печорская ГРЭС”
|
Таблица 4
Доходность
дивидендных выплат ОАО “Печорская
ГРЭС”
|
Дополнительная эмиссия акций предпринимается для привлечения новых средств на открытом рынке - ведь это почти дармовой источник инвестиций: платить по нему проценты не нужно, а равно и прочие издержки не слишком велики. Но это верно лишь для развитых рынков, а в России на протяжении долгого времени понятия “дополнительная эмиссия” и “консолидация акций” ассоциировались с нарушением прав миноритарных акционеров. Наглядным примером этого может служить проведённая Сбербанком весной 2001 года дополнительная эмиссия.
Несмотря на отчаянное сопротивление миноритарных акционеров, дополнительная эмиссия акций Сбербанка тогда всё же состоялась, причём уставный капитал банка был увеличен на 33.3 %. Дополнительные акции были размещены путём открытой подписки среди неограниченного круга лиц. Согласно старой редакции устава Сбербанка, его акционеры не имели преимущественного права приобретения дополнительных акций - а те, кто всё же хотели это сделать, должны были приобретать акции дополнительной эмиссии на общих основаниях. Очевидно, не все прежние акционеры Сбербанка посчитали нужным сделать это - в результате значительная часть акций дополнительной эмиссии была приобретена на открытом рынке другими людьми.
Несмотря на то, что цена размещения этих акций примерно соответствовала рыночной, она всё же была значительно ниже “справедливой” - так, эта цена была в три раза ниже даже балансовой стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Таким образом, те инвесторы, которые приобрели акции новой эмиссии Сбербанка, получили их значительно дешевле реальной стоимости, наглядным доказательством чего стал стремительный рост акций банка в последующий период. А прежние акционеры, соответственно, лишились части активов, приходящихся на их акции, не получив при этом адекватной компенсации.
После вступления в действие поправок к закону “Об акционерных обществах” дополнительная эмиссия и консолидация акций, за принятием решения о которой раньше почти всегда следовал принудительный выкуп (или обмен на акции материнской компании) акций у миноритарных акционеров, перестали использоваться как инструменты сокращения доли последних. Новая редакция означенного закона предусматривает преимущественное право приобретения акций новой эмиссии прежними акционерами, что значительно усложняет возможное нарушение прав миноритарных акционеров.
В целом эмиссия акций в качестве средства привлечения инвестиций практически не используется российскими компаниями. Более того, в силу сохраняющейся недооценки практически всех российских акций, принятие решения о привлечении средств посредством дополнительной эмиссии обычно можно рассматривать как негативный момент для акционеров, так как в случае продажи новых акций по рыночным ценам прежние акционеры могут потерять часть активов, приходившихся на акции.
Что касается консолидации акций, то под этим термином подразумевается объединение нескольких акций в одну: скажем, три старые превращаются в одну новую - тем самым, все акционеры становятся обладателями втрое меньшего, чем прежде, числа акций. Понятно, что рыночная цена новой акции будет в те же самые 3 раза выше прежней - а значит, меньшее количество покупателей способно будет её приобрести (потому как дорого). Такая практика “элитаризации” акций существует и на западе: например, одна акция финансово-страхового конгломерата известного американского миллиардера Уоррена Баффета “Беркшир Хэтевей” стоит сейчас на рынке около 60 тысяч долларов (одна акция!) - понятно, что очень немногие частные лица могут приобрести даже одну столь дорогую акцию.
Напротив, дробление (или “сплит”) означает разделение прежних слишком дорогих акций на несколько новых. В обычных условиях, как правило, решение о проведении консолидации и дробления направлены на то, что бы привести стоимость акции к стандартным для рынка величинам. Так, в США при превышении курсом акции рубежа в 100 долларов или при приближении его к этому уровню обычно принимается решение о дроблении - чтобы акции стали дешевле и, как следствие, большее количество мелких частных инвесторов могло бы их приобрести. Напротив, если акция дешевеет до цен ниже 1 доллара (что сейчас случается нередко - особенно с акциями высокотехнологических компаний), то принимается решение о консолидации.
В России ещё совсем недавно была широко распространена практика, когда мажоритарные акционеры принимали на собрании акционеров решения о консолидации акций в бумаги большего номинала. Такая консолидация могла предусматривать сокращение общего числа акций до нескольких штук - в результате акционеры, число акций у которых было недостаточным для конвертации их в акцию большего номинала, были вынуждены продавать их; при этом цена выкупа, как правило, была явно занижена. Однако введение понятия “дробных акций” сделало невозможным подобные действия - как следствие, и этот рычаг подавления прав миноритарных акционеров был отнят у нечистых на руку дельцов. Тем самым, “окультуривание” нашего фондового рынка продолжается...
В этой работе был рассмотрен вопрос о том, какая часть прибыли компании должна выплачиваться акционерам в форме дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости).
Главными защитниками теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые также выдвинули теорию о том, что структура капитала не имеет значения для оценки фирмы.
Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы взяты из практики и подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.
Противовесом этим аргументам в пользу дивидендных выплат является более благоприятное налогообложение доходов от прироста капитала, однако трудностью рассмотрения вопроса о налогообложении является то, что решающим фактором будет налоговый статус отдельного акционера, который часто будет невозможно установить.