Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление сущности теневой экономики России, ее специфики и трудностей в преодолении.

Для достижения заданной цели потребовалось решить следующие задачи:

1) выяснить, в чем состоит сущность и механизмы действия теневой экономики;

2) проследить проявление теневой экономики в России на конкретном примере;

3) разобрать некоторые формы проявления теневой экономики.

Содержание работы

Глава 1. Теневая экономика: понятие, сущность, механизмы действия
1.1 Теневая деятельность – особый экономический институт общества
1.2 Особенности теневой экономики в России
1.3 Понятие и особенности экономической преступности, оценка ее состояния и криминологическая характеристика
1.4 Механизмы «теневой» экономики
Глава 2. Проявление теневой экономики в России
2.1 Анализ теневой экономики
2.2 Статистические измерения
2.3 Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем
2.4 Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные фонды

Файлы: 1 файл

Теневая экономика_курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)
p align="justify">      В заключение можно сказать, что введение в научный оборот понятия «теневая экономика», осознание необходимости исследований в данной сфере, выработка методов оценки масштабов теневой экономики имеют большое значение для понимания современного состояния экономики и перспектив ее развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Понятия и особенности  экономической преступности, оценка ее состояния  и криминологическая  характеристика.

       Являясь наукой эмпирической, криминология опирается на практический опыт, накопленный в сфере экономики и области борьбы с экономическими преступлениями, и ориентируется в данном случае на «смежное» научное познание. Феномен же экономической преступности она рассматривает с собственной точки зрения.

       Исследуя преступность, криминология проникает во все сферы жизни и деятельности граждан, государства и общества. Проникает она и в сферу экономических отношений, выявляя здесь реальности и стараясь влиять на них. При этом имеются в виду не только мотивация, но и корыстная криминальная деятельность в области экономики, но и насильственные преступления. В целом вся эта сфера может быть представлена как криминальная экономика.

        Существует тесная связь между понятиями «криминальная экономика», «экономическая преступность» и «теневая экономика», а так же существует связь всех этих понятий с тремя этими понятиями: профессиональной, рецидивной, и вооруженной, где центральным звеном является криминальный профессионализм.

          Конечно, все это проникает в организованную преступность, коррупцию и даже терроризм. Основу же этого всего составляет криминальная экономика. В литературе отмечено, что доходы и сверхдоходы от экономических преступлений нередко направляются на развитие терроризма; экономическая преступность – материальная база терроризма.

           Особую роль здесь играет и коррупция. Это круг переплетаемых друг с другом проблем: организованная преступность и теневая экономика; криминальный профессионализм и экономическая преступность, вооруженная преступность и терроризм, коррупция и криминальная экономика.

          Экономические преступления как единичные факты и экономическую преступность как массовое явление криминология рассматривает как феномены, которые невозможно наблюдать воочию, а посему она составляет о них представление по другим данным (статистика, материалы конкретных исследований, анализ документов и т.д.), доступным для наблюдения. Ни за какими преступлениями, а тем более экономическими, являющимися тайными, нельзя наблюдать непосредственно. Преступники делают все для того, чтобы посторонние лица не стали свидетелями содеянного. И недостаточно просто установить преступление, «материал» нужно еще подвергнуть проверке.

           На повестке дня стоит вопрос о проведении комплексных исследований криминальных экономических процессов. Для криминологии это особенно актуально. В этой области необходимы широкие обобщения, которые раскрывали бы характер и содержание связей между экономической преступностью и другими социальными явлениями, не просто констатировали, но и объясняли бы современное состояние этой преступности, ее распространенность и территориальные особенности, динамику, структуру и тенденции, а, следовательно, давали бы надежную научную основу для осуществления соответствующей профилактической работы.

          Проведение экономической реформы в России привело к ухудшению криминогенной обстановки, широкомасштабной криминализации экономики. С усложнением хозяйственного механизма при введении рыночной экономики появились новые факторы, активно используемые преступниками в своей деятельности. А в борьбе с теневой экономикой государство не наступает, а стоит в обороне. Масштабы «теневой экономики» не позволяют сегодня говорить о каких-нибудь успехах в борьбе с экономической преступностью.

        Проникновение преступлений в сферу экономики получило такое развитие, что вряд ли здесь найдется «незаполненное» место. Экономика стала криминальной. В эту сферу переместились такие казалось бы, надежные, защищаемые направления экономической деятельности, как банковские системы, раздел и передел собственности, финансовые потоки и т.д. актуальными стали проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере приватизации, банковскими хищениями, незаконным получением кредита и злостного уклонения от погашения кредитной задолженности, отмыванием доходов, получаемых преступным путем, незаконной предпринимательской деятельностью, противоправными сделками относительно недвижимого имущества.

       Со всем этим тесно связаны экономическая организованная преступность, коррупция и другие криминальные явления.3 Здесь множество самых различных направлений, которые укладываются в сферу экономики, криминализуя ее. Вообще можно говорить о криминальных отношениях в области собственности, в отношениях в области экономической деятельности. А в целом – это криминальная экономика.

        Итак, криминальная экономика очень близка по смыслу с теневой экономикой. Она охватывает собой все преступные проявления экономического характера. Экономическая преступность может проникать даже в надежные, защищаемые направления экономической деятельности, что говорит о слабой организации борьбы с экономической преступностью и глубоких корнях самой теневой экономики, проросших в хозяйственную деятельность России. 
 

1.4 Механизмы «теневой  экономики».

        Теневой сектор использует в своей деятельности следующие механизмы:

1. Сокрытие  части выручки оборотов финансово-хозяйственной  деятельности. Цель – снижение  налогооблагаемой базы, что приводит  к уменьшению налоговых платежей. Механизмом сокрытия служит двойная бухгалтерия (официальная и неофициальная) и фирмы – однодневки.

2. Создание  теневого запаса оборотных средств.  Руководители и работники крупных  производственных предприятий производят  его за счет «экономии» с  целью получения дополнительного  личного денежного дохода. Включает в себя несколько этапов:

          Создается теневой запас за счет повышения нормы расходов на изготовление какого-либо продукта или списания деталей и оборудования, пригодных для дальнейшей эксплуатации;

          Находится фирма, которая по фиктивным документам отписывает поставку «экономии», но уже в материальном выражении;

          Происходит оплата поставки и «оприходование» сырья или продукции, уже находящейся на предприятии;

          Фирма - поставщик обналичивает оплату и делится с партнерами – работниками предприятия (производит «откат»).

3. Теневое  обналичивание денежных средств.  Для проведения теневых платежей  предприятию необходимы неофициальные  денежные средства. Сложившийся  сектор теневой экономики по  превращению официальных денежных средств в неофициальные – «обналичка» - делает это следующим образом:

             Предприятие производит предоплату за продукцию или услуги;

            Фирма по «обналичке» выдает наличные деньги и фиктивные документы на товар или услуги, за которые была получена предоплата (товар не отгружается);

             Предприятие приходует «полученный» товар и списывает продукцию на производственно-хозяйственную деятельность.

           Предприятие может выйти напрямую на фирму, занимающуюся обналичиванием, и тогда за услугу платят до 2% (в 2007 году наметилась тенденция увеличения). При данной схеме повышается риск обнаружения теневых операций, так как предприятие контактирует с фирмой-однодневкой и ее работниками. Так же предприятие может найти фирму-посредника, которая берет на себя прямой контакт с фирмой по «обналичке» при работе с документами и теневыми наличными деньгами. В этом случае процент за услугу составляет до 10%.

4. Теневая  деятельности при проведении  тендеров и конкурсов, внедренных в финансово-хозяйственную деятельность государственных учреждений или крупных акционерных обществ с целью борьбы с коррупцией. По мнению авторов идеи, при участии в закупках нескольких фирм гарантируется честный и объективный выбор предложений по ставкам. На практике же данный механизм не всегда работает: чиновники и владельцы предприятий и здесь нашли лазейки, которые позволяют учесть их материальный интерес:

         Государственная организация (акционерное общество) выдает задание (заказ) на тендер с условиями, которые может выполнить только одна фирма, или в тендере учувствуют по заранее согласованным условиям фирмы-фавориты;

         Фирма-фаворит «выигрывает» тендер, и происходит выплата «отката» чиновникам.

        Итак, предприятия, желающие обойти законные способы получения прибыли, и вместо того, чтобы заплатить налоги и жить честно, находят множество лазеек и способов. Такие фирмы используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проявление теневой экономики в России

2.1 Анализ теневой  экономики

        Сложность и противоречивость теневой экономики переносится на сферу ее познания, применительно к которой можно говорить о существовании трех институциональных «ловушек», связанных с изучением, оценкой и прогнозированием, а так же выявлением теневых процессов и отношений. Их исследование позволяет раскрыть причины отсутствия согласованности в научных трактовках и классификациях теневой экономики, широчайшего разброса оценок и прогнозов ее доли в ВВП, невозможности полного и объективного освещения теневой части хозяйства.

         Теоретико-методологическая «ловушка». Это самопроизводящийся компромисс институциональных интересов исследователей теневой экономики, выражающийся в поддержании относительной неопределенности категориального аппарата.

         Неоклассический анализ теневых отношений при всей оригинальности получаемых результатов страдает из-за глубоких методологических противоречий. Речь идет, прежде всего, о концепции методологического индивидуализма.

       Закономерно, что институциональный анализ теневой экономики относится к наиболее актуальным и практически востребованным направлениям исследований в экономической науке в России. Работы его представителей посвящены эмпирическому освещению и теоретическому описанию таких явлений, как коррупция, «силовое» предпринимательств, организованная преступность, наркобизнес, бартер, и др.

        Однако дальнейшее движение этой области исследований тормозятся методологическими проблемами, прежде всего, прежде всего, неразвитостью и образностью используемого категориального аппарата. Подавляющее большинство работ, посвященных проблеме взяточничества, представляет интерес и позволяет получить базовую информацию о масштабе и разнообразии форм коррупции, но не содержит систематического анализа экономических основ и взяточничества.

         Сложилась своеобразная терминология, которая, несмотря на слабую унификацию, позволяет приблизится к теоретическому осмыслению эмпирических данных, хотя и сдерживает понимание природы, специфики, структуры и внутренней логики изучаемых феноменов. Попытки систематизировать эти термины только вносят дополнительный хаос, вызывают создание очередных сложных, слабо связанных классификаций.

        Столь неустоявшаяся терминология свидетельствует о том, что разработка методологических основ подхода к определению теневой экономики еще отнюдь не завершена.

         Оценочно-прогнозная «ловушка». Данное явление представляет собой системно-неэффективное институциональное равновесие в рамках экспертного сообщества, индуцирующее расширенное воспроизводство информационной асимметрии по поводу реальных масштабов теневой экономики в России.

          В последние годы экспертные оценки доли теневой экономики в российском ВВП варьируются в огромном диапазоне – от 20 до 80%. Одни полагают, что по удельному весу теневой экономики в ВВП России сопоставима с латиноамериканскими странами, где этот показатель превышает 90 %, другие приводят более оптимистичные оценки, 20%.

       Видимо, есть определенные причины такого разброса оценок и прогнозов. Невозможно измерить нечто, не имеющее однозначного определения. Отсюда возникает широкое поле возможностей искажения реальной картины теневой экономики в соответствии со статусными интересами экспертов и разработчиков прогнозов.

        В любой оценке и в любом прогнозе всегда представлены интересы аналитика и разработчика. Статус разработчика в значительной степени определяет параметры результата анализа и прогноза. Именно с этим связаны искажения прогнозов и оценок, политическая составляющая которых обусловлена их ориентацией на отстаивание определенных статусных интересов. Заниженные оценки часто выдвигаются с целью минимизации издержек дальнейшего превышения планов по борьбе с теневой экономикой, а так же для обоснования эффективности усилий различных органов государственного управления.

Информация о работе Теневая экономика