Теневая экономика: причины возникновения, факторы развития, методы борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 14:44, Не определен

Описание работы

Введение
1. Причины возникновения и факторы развития теневой экономики
1.1 Сущность теневой экономики
1.2 Структура теневой экономики
1.3 Факторы развития теневой экономики
2. Способы проявления теневой экономики
2.1 Отмывание денег
2.1.1 Понятие отмывания денег
2.1.2 Основные цели легализации доходов
2.1.3 Операции, подобные отмыванию денег
2.1.4 Информационные технологии на службе теневой экономики

2.2 Налоговая преступность
2.2.1 Налоговая преступность
2.2.2 Неучтенные операции
2.2.3 Сокрытие части оборота
2.2.4 Псевдооперации
3. Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Теневая экономика.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

   Упрощение налогового законодательства, которое остается крайне запутанным и неясным для предприятий.

   Прямое  ужесточение контроля и санкций по отношению к организаторам бизнеса по "обналичиванию"/"обезналичиванию". Результатом таких мер будет повышение издержек по "обналичиванию"/"обезналичиванию" для легально действующих предприятий-налогоплательщиков.

   Уголовно-правовая борьба с налоговой преступностью является одним из основных направлений обеспечения правопорядка в сфере налогообложения.

   Борьба  с отмыванием денег

      В развитых странах проблемой борьбы с «отмыванием» денег заняты постоянно. Так, например, комитет по оценке технологий при Конгрессе США внедряет ряд способов обнаружения подозрительных денежных переводов. Так, например, в отделе по борьбе с финансовыми преступлениями при министерстве финансов США установлена компьютерная система с использованием методов искусственного интеллекта для анализа предоставляемой банками информации об операциях по перечислению денежных сумм в размере свыше 10 тыс. дол. Другой способ - это обязанность банков до выполнения операции по переводу денег анализировать информацию о клиентах и беспрепятственно выполнять только операции, которые производятся клиентами с известными банку реквизитами. Сомнительные операции должны переадресовываться в отдел по борьбе с финансовыми преступлениями при Минфине США для анализа в вышеназванной компьютерной системе с использованием методов искусственного интеллекта.

   Наличие изощренных схем укрытия финансовых и коммерческих операций, и тем  более с учетом возможностей систем электронных платежей, делает в ряде случаев крайне затруднительным  систематическое обнаружение таких операций и участвующих в них криминальных капиталов в разных формах.

   Мы  можем выделить следующие факторы, затрудняющие обнаружение и расследование  таких преступлений:

а) недостаточная компетентность сотрудников правоохранительных органов в вопросе установления и расследования самого факта совершения организованных экономических преступлений по «отмыванию» денег (в особенности межрегионального и международного масштаба);

б) общая криминализация экономических процессов, приводящая к общепринятой практике корыстного использования служебного положения и совершения операций, лежащих на грани закона и преступления. Все это приводит к нежеланию должностных лиц коммерческих банков привлекать внимание правоохранительных органов к деятельности своих организаций и к своим клиентам;

в) сложность квалификации преступных действий в связи с их завуалированностью и неясностью умысла и корыстной сущности;

г) трудности в проведении следственных действий необходимого масштаба и тщательности в связи с недостатками уголовно-процессуального законодательства;

д) непонимание характера и масштабов нанесенного ущерба, а также причин и условий его возникновения вследствие новизны осуществляемой хозяйственной деятельности и финансово-хозяйственных операций и т.п.

   Все это приводит к сложности не только в установлении причинно-следственных связей, но и в определении всех аспектов и последствий преступления, не говоря уже об отличении умысла от неосторожности. Мы можем выделить несколько групп обстоятельств, которые затрудняют установление основных параметров события по «отмыванию» денег, особенно через электронные банковские системы:

а) достаточно сложно установить весь период, в течение которого совершалось преступление (тем более применительно к каждому эпизоду), место преступления и весь остальной комплекс условий, характеризующих обстановку, в которой совершалось «отмывание» денег;

б) как  правило, нелегко установить факты, подтверждающие виновность участников и мотивы преступного деяния:

в) трудности  установления объективного и субъективного характера нарушения соответствующих правил организации конкретной производственной и коммерческой деятельности, учету и отчетности по финансово-хозяйственным операциям, расчетам и т.п.;

г) часто  затруднительно точно, а иногда и  приблизительно определить фактический объем и размер нанесенного ущерба, источники получения преступных доходов, способ непосредственного уголовно наказуемого правонарушения с финансовыми средствами и материальными ценностями, имущество и ценности, нажитые именно вследствие совершения этого конкретного преступления и т.д.

   Сегодняшняя российская практика проверки крупных  финансовых и торговых структур такова, что проверяются имеющиеся договора с другими предприятиями и  фирмами, стоящее на балансе имущество, направления расходования безналичных и наличных средств и т. п. Однако надо отметить, что грамотный руководитель такой коммерческой структуры при наличии опытного бухгалтера может спрятать наиболее сомнительные договора и закамуфлировать операции, оформив их на подставные фирмы через посредство внешне безобидных договоров и сделок. При этом проверка, естественно, даст минимальные результаты. При оформлении таких операций через 2-3 звена их суть проследить очень сложно, и еще сложнее доказать корыстность первоначальной сделки - начинающей цепочку.

   В этом случае отталкиваться при проверке необходимо не от заключенных договоров, а от объема и структуры, находящихся в обороте и использовании финансовых и материальных ресурсов и собственности. Деньги и имущество, как и энергия, никуда не исчезают бесследно и ниоткуда не берутся. Следовательно, по объемам находящихся в обороте ресурсов, при знании примерных параметров таких операций в аналогичных предприятиях можно получить представление о масштабах реальных «спрятанных» денег и иных операциях. После этого уже можно, зная примерные объемы реальных операций, определять реальное движение ресурсов и капиталов и действительную суть операций и сделок.

   Вообще  в этом случае достаточно эффективны экономико-математические модели деятельности предприятия. Учитывая значения входящих и выходящих финансовых и материальных потоков, можно с достаточно высокой степенью достоверности просчитать объемы движения средств и определить наиболее вероятные направления и формы сокрытия операций.

   Таким образом, для выяснения подлинной деятельности юридических лиц (прежде всего крупных банков, финансовых и страховых компаний, а также коммерческих фирм) целесообразно использование методов экономико-математического моделирования деятельности таких предприятий. Именно построение модели, наряду с экспертными оценками и нейросистемами, учитывающее и анализирующее входящие-выходящие финансовые и товарные потоки фирмы и ее партнеров, может показать наличие спрятанных и вовсе неучтенных операций, наличие неоформленной собственности и капиталов, другие признаки или факторы преступных операций или криминальность сделок.

   Учитывая, что такие модели могут учитывать  большое число факторов, в том  числе косвенных, а также неявных  связей и нелинейных зависимостей, по этим малозаметным признакам можно выделить тщательно спрятанные стороны деятельности организаций и примерные, ориентировочные их объемы. После чего этим могут уже заниматься традиционными методами работники контролирующих и правоохранительных органов.

   Таким образом, методы организации «отмывания» российских капиталов, в особенности при их утечке за рубеж, характеризуются во многих случаях как крайне трудные к выявлению и доказыванию. Традиционные способы их обнаружения основаны на недостатках и просчетах их участников при оформлении этих сделок и на оперативной информации. В то же время тщательно оформленную сделку выявить и доказать очень сложно. При рассмотрении экономической деятельности наиболее активных участников и организаторов таких сделок - крупных российских финансовых организаций, занятых финансовыми операциями по обслуживанию внешнеторговых сделок, экспорта продукции и сырья, импортом и крупными оплатами за рубеж, серьезную роль в выявлении таких операций может сыграть контроль финансовых и товарных потоков в организацию и из нее, в особенности за рубеж и обратно во временном разрезе в связи с показателями динамики общей производственной деятельности, построение модели движения денег и продукции и сравнение масштаба и структуры этих процессов с ранее происходившими и аналогичной деятельностью других организаций этого профиля.

   Именно  такой анализ может вскрыть тщательно  оформленную, убедительно обоснованную и замаскированную сделку по вывозу капитала, убедительно, так как она по ряду параметров будет выделяться из повседневного хозяйственного процесса и нарушать устоявшуюся структуру входных-выходных товарных и финансовых потоков. Создание комплекса таких моделей для наиболее распространенных операций и крупных организаций, вместе с телекоммуникационной системой сбора и обмена информацией между различными правоохранительными и контрольными органами, явится мерой, которая сможет с достаточно высокой степенью достоверности выявить утечку капиталов в 25 - 40% от общего оборота теневого вывоза капиталов.

   Как мы видим, для расширения возможностей обнаружения криминальных проявлений в экономике правоохранительные органы нуждаются в как можно более широком получении информации.

   Все это приводит к тому, что электронные  сети и телекоммуникационные системы, используемые для осуществления финансовых, торговых и иных операций, практически действуют бесконтрольно, являясь лазейкой (быстро превращающейся в широкий канал) для совершения разного рода теневых и прямо криминальных действий. Кроме того, в связи с недостаточной отработанностью юридических основ деятельности таких систем возникает широкий комплекс проблем при сбоях в их работе или прецедентами недобросовестного поведения пользователей таких систем в отношениях друг с другом.

   Необходимо  законодательное уточнение права, а также порядка и правил доступа и работы работников правоохранительных и контролирующих органов со средствами компьютерной техники, электронными сетями передачи информации и телекоммуникационными системами передачи данных. Кроме того, необходимость становления комплексного учета и контроля экономических процессов в регионе через использование такой техники, сетей и систем, а также методов сбора, обработки и анализа экономической информации требует регламентации возможностей постоянного текущего, а не разового доступа работниками правоохранительных и контрольных органов к информационным базам и текущей информации при работе таких систем.

   При этом такой текущий доступ должен быть осуществлен через соответствующие  технические средства и системы, создающие возможность полноценного и достоверного контроля и анализа имеющейся в этих системах информации и совершаемых операциях. Новизна этой проблемы, вставшей перед российской правоохранительной системой, к сожалению, только частично может найти ответ при рассмотрении аналогичных процессов за рубежом.

     Конечно, элементы таких систем уже имеются  в некоторых городах России. Однако возможности использования таких  систем могут быть реализованы наиболее полноценно только при их системном  и комплексном строении и развитии. К сожалению, такой подход к этой проблеме пока отсутствует. Создаваемые в различных правоохранительных органах или в контрольных и , четных органах базы данных и информационные системы:

- строятся на разной компьютерной и телекоммуникационной технике, отличающейся по используемым стандартам, техническим и эксплуатационным характеристикам, что часто приводит к невозможности ее сопряжения или состыковки с иными информационными системами;

-   часто используются разные языки программирования и стандарты построения баз данных;

- из экономии средств часто привлекаются малоквалифицированные программисты и иные специалисты, что ведет к несовершенной структуре баз данных, программного обеспечения с точки зрения повседневной эксплуатации и тем более с точки зрения перспективы;

- базы данных создаются под узко понимаемые и чрезмерно специализированные профильные задачи и функции этих органов, что часто ликвидирует или сильно ограничивает возможности использования этих баз данных для правоохранительных целей; отсутствует единая информационная и телекоммуникационная концепция и, соответственно, политика развития этих важнейших областей инфраструктуры, пока не ставится задача превращения информационных баз и телекоммуникационных систем в инструмент цивилизованного глобального контроля за идущими в экономике и обществе процессами и их отдельными областями деятельности со стороны правоохранительных органов.

   Все это требует безотлагательного  внимания и совершенствования. 
 

    Заключение

   Чтобы избавиться от “тени”, надо устранить ее причину. Проблема устранения самого явления теневой экономики  не может быть разрешена в какие-то определенные временные сроки путем применения каких-то определенных экономико-правовых мер. Видимо, следует говорить о легализации и поддержке тех положительных рыночных начинаний, которые проявили себя “в тени”, а также о дальнейшей либерализации законодательства. Надо полагать, что введение более низких ставок налога будет несколько способствовать перемещению некоторых операций теневых рынков в сферу легальных отношений.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, факторы развития, методы борьбы