Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2010 в 09:46, Не определен
Введение
Глава 1. Сущность осуществления приватизации в России
1.1 Необходимость и предпосылки приватизации
1.2 Основные функции и этапы приватизации. Причины кризиса
1998 года
Глава 2. Особенности осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве. Итоги приватизации
2.1 История развития приватизации в Москве
2.2 Современный этап приватизации в Москве
2.3 Результаты приватизации
Заключение
Список литературы
Вследствие этого многие крупнейшие сделки сопровождались громкими скандалами ("Связьинвест", "Норильский никель", крупные нефтяные компании).
Второй подэтап связан с вступлением в силу закона "Об акционерных обществах", с появлением ряда других нормативно-правовых документов, некоторым улучшением ситуации в сфере исполнения законодательства. В 1996-99гг. все чаще используются и чисто процедурные приемы, в том числе с нарушением корпоративного законодательства: акционеры не уведомляются вообще, либо уведомляются не в установленный законом срок о собраниях акционеров; советы директоров не переизбираются на общем собрании, как того требует законодательство; внешние инвесторы под различными предлогами не допускаются в советы директоров; осуществляется противодействие независимому аудиту финансовой
деятельности
АО; не соблюдаются процедурные
Тем не менее наиболее широко используемым способом избавления от аутсайдеров остается "размывание" доли "чужих" акционеров как в совете директоров, так и в уставном капитале эмитента в пользу крупнейших акционеров (холдинга). Для этого могут применяться и производные механизмы: конвертируемые облигации; дробление или консолидация акций; переход на единую акцию и др. В холдингах при наличии у аутсайдера "права вето" (свыше 25% голосующих акций) на дополнительную эмиссию применяются так называемые трансфертные цены и перераспределение активов между материнской и дочерними компаниями без учета интересов мелких акционеров.
К нарушениям прав акционеров можно отнести и широко распространенные действия менеджеров по бесконтрольной "перекачке" активов АО в свои личные компании или на свои счета в России и за рубежом (в том числе через трастовые схемы и ценовые механизмы), а в лучшем случае - установление для себя запредельно высоких окладов (при многомесячных невыплатах заработной платы рядовым работникам-акционерам и/или невыплате дивидендов). Одной из причин такой активности является неустойчивая ситуация в области корпоративного контроля, которая стимулирует менеджмент к подготовке "золотых парашютов".
Финансовый кризис 17 августа 1998г. существенно изменил экономическую ситуацию в России - практически начался новый этап перераспределения прав собственности.
Прежде
всего, необходимо выделить наиболее общие
формы постприватизационного
Финансовый кризис 1997-1998гг. заметно сместил акценты в перераспределении собственности (контроля). Инвесторов, ушедших из реального сектора, можно вернуть крайне резким обесценением корпоративных бумаг. Напротив, некоторые держатели пакетов, включая эмитентов, попытались улучшить финансовое положение за счет сброса акций. Многие коммерческие банки и финансовые группы, оказавшись на грани или в процессе банкротства, рассматривали возможность расчета по своим обязательствам путем переуступки принадлежащих им пакетов акций в реальном секторе или уступки неликвидных пакетов. В рамках приватизационных продаж отдельные держатели пакетов попытались консолидировать имеющиеся пакеты в интересах контроля с минимальными затратами.
В то же время кризис привел к дополнительным эмиссиям акций и производных бумаг, активизировал использование долговых схем (секьюритизации долгов), инструментария банкротства, реорганизацию компаний. В этих условиях более заметными и успешными стали попытки региональных элит взять под контроль основные предприятия своего региона. На федеральном уровне реанимируются идеи собственности трудовых коллективов и крупных государственных холдингов как основной структурной единицы российской экономики. Эти тенденции сохранятся и в 2000г, что может усилить нестабильность прав собственности и потребует ужесточения политики защиты интересов инвесторов (акционеров).
Практика
1998-99гг. позволяет выделить следующие,
иногда
противоречивые направления,
которые определяют особенности кризисного
этапа перераспределения собственности
в России.
Финансовый и политический кризис 1998г. подвел черту под той неоднозначной политикой, которую с определенной долей условности принято называть "денежной приватизацией" в России. Итоговый доход от продаж в 1998г. формально соответствовал требованиям закона о бюджете на 1998г. и скорректированному заданию правительства, однако его основная часть была получена от продажи 2,5% акций РАО "Газпром". Как и в предыдущие годы, стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет притом, что фактически ни одна из запланированных продаж не состоялась.
В то же время ситуация осложнилась финансовым кризисом. Девальвация рубля и общее падение капитализации российского рынка акций лишили даже наиболее перспективных российских эмитентов ценовых ориентиров. В ситуации хронического кризиса финансовых рынков в России с октября 1997г. мобилизация свободных финансовых ресурсов (собственных и заемных) с целью контроля за новыми объектами становилась все более проблематичной даже для крупнейших отечественных финансовых группировок. Что касается потенциальных иностранных инвесторов, то лучшим свидетельством оценки ими ситуации стал массовый отток с рынка ценных корпоративных бумаг в 1998г.
Такая ситуация, явно неблагоприятная для бюджетных доходов, может, однако, способствовать активизации приватизационных продаж в тех случаях, когда резкое падение цен на рынке позволяет с минимальными затратами завершить процесс консолидации корпоративного контроля. Если на стадии быстрого роста рынка многие держатели пакетов акций были вынуждены ограничиваться только портфельным вложением или в лучшем случае контрольным пакетом, то в условиях кризиса логичной становится дальнейшая концентрация акционерного капитала.
Сложившаяся ситуация означает продолжение и, возможно, ускорение массового сброса остающихся пакетов. По данным Мингосимущества РФ, в 1998г. намечалась продажа около 2 тыс. "раскрепленных" пакетов акций, многие из которых, видимо, остаются пока в собственности государства. Предполагался также сброс пакетов менее 25%. Как показывает практика прежних лет (тем более в условиях глубочайшего кризиса финансового рынка), речь может идти не столько о продаже, сколько о фактической передаче этих пакетов тем или иным частным или институциональным держателям акций.
В итоге приватизационный процесс вновь возвращается на стадию спонтанного внеэкономического развития в силу, с одной стороны, не заинтересованности правительства в организации типовых сделок в рамках остаточной приватизации, с другой - дешевизны активов и соответственно исчезновения рыночных критериев для сделок.
Создание
правовой среды позволило осуществлять
рыночные оценки капитала (недвижимости,
бизнеса, машин, оборудования) в формирующейся
рыночной экономике города.
Федеральным законом Российской Федерации
"Об оценочной деятельности" № 135-ФЗ,
принятым в июле 1998 года, определяются
правовые основы оценочной деятельности
в отношении объектов оценки, и предписывается
обязательность проведения оценки объектов
оценки в целях их приватизации. Право
на проведение оценки объекта приватизации
является безусловным.
Вместе с тем действующими
Временными указаниями по оценке стоимости
объектов приватизации, начальная цена
предприятия, величина уставного капитала
определяются по данным бухгалтерской
отчетности4. Одним из положений Закона
"Об оценочной деятельности" предусматривается
возможность корректировки данных бухгалтерского
баланса и отчетности по результатам независимой
оценки.
1 февраля 2001 года Департаментом
выпущено распоряжение "Об определении
начальной цены имущественного комплекса
приватизируемого предприятия и величины
уставного капитала", необходимость
которого была вызвана отсутствием стандартов
оценки, обязательных к применению Законом
"Об оценочной деятельности".
Распоряжение предусматривает до утверждения
Правительством Российской Федерации
стандартов оценки возможность применения
действующих нормативных документов:
Положения о порядке продажи объектов
нежилого фонда на территории города Москвы,
утвержденных постановлением Московской
городской Думы № 85 от 02.10.96, Методики определения
начальной стоимости здания - памятника
истории и культуры города Москвы, утвержденной
постановлением Московской городской
Думы № 6 от 17.01.96.
На
первых этапах приватизация рассматривалась
как разгосударствление собственности
(на средства производства, имущество,
жилье, землю, природные ресурсы, государственные
предприятия). Отсюда массовость, сжатые
сроки, проведение приватизации исключительно
по федеральным законам, не всегда учитывающим
особенности на местах.
Теперь, когда общество привыкло к иным
собственникам, кроме государства, приватизацию
необходимо рассматривать как один из
элементов (механизмов) отчуждения собственности
в рамках общей стратегии управления собственностью.
Это является одним из определений Концепции
управления собственностью Москвы и взаимодействия
с инымисобственниками.
На первое место выходит приватизация
бизнеса предприятия. Практика показывает
существенную разницу в оценке предприятия
как имущественного комплекса и бизнеса,
зависящего от влияний физических, финансово-экономических,
социальных и политико-правовых. Назрела
необходимость понимания факторов, создающих
стоимость приватизируемого предприятия.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, Департамент
внес свои предложения и поправки в новый
проект Федерального закона о приватизации,
в значительной степени ограничивающий
права субъектов Федерации и муниципальных
образований и не допускающий инициативы
на местах по учету региональных особенностей.
Поправки касались таких разделов, как:
- проведение реструктуризации имущественного
комплекса предприятия и формирование
объекта приватизации;
- статус и функции "Золотой акции"
как реально эмитируемой привилегированной
акции, объем прав владельца которой (государства,
субъекта Российской Федерации, муниципального
образования) определяется в соответствии
с конкретикой предприятия;
- введение новых способов приватизации
для предприятий с малым капиталом путем
преобразования их в общества с ограниченной
ответственностью и закрытые акционерные
общества;
- уточнение статуса продавца и его функций
в части управления приватизируемым предприятием;
- введение
управляющего пакета и
Сегодня принят закон о приватизации в
Москве. Он стал экономическим инструментом
для развития города.
Стратегия
при определении количественных и стоимостных
пропорций городского имущества строится
на основе оптимального отношения между
продаваемыми и остающимися в собственности
города предприятиями.
В Москве механизм приватизации, в том
числе "малой", имел ряд черт, отличающих
его от российской приватизации.
29 декабря 1991 г. был подписан Указ
Президента Российской Федерации № 334
"О дополнительных полномочиях органов
управления г. Москвы на период проведения
радикальной экономической реформы".
Данным указом исполнительной власти
Москвы предоставлялось право проводить
в столице "ускоренную приватизацию
муниципальной собственности по самостоятельно
разработанному графику".
Указ Президента Российской Федерации
от 12 января 1992 г. № 16 "Об обеспечении
ускоренной приватизации муниципальной
собственности в г. Москве" ввел ряд
положений, определяющих порядок приватизации
в сфере торговли, общественного питания,
бытового обслуживания и иных муниципальных
предприятий и организаций. На основании
этих документов установилась начальная
цена5 выкупа предприятием арендуемых
помещений, и определились основные
способы приватизации (аукцион или конкурс).
4 ноября 1992 г. сессия Госсовета приняла
первую городскую программу приватизации.
Впоследствии принципы городской приватизации,
заложенные в программу 1992 г., были пролонгированы
на 1993 г.
Московская концепция приватизации по
ряду признаков отличалась от концепции
Госкомимущества: в ней учитывались условия
инфляции, необходимость поддержки социальных
программ города, развития взаимоотношений
между Правительством Москвы и рыночными
структурами, сохранение технологических
цепочек при выходе приватизированных
предприятий из-под административного
контроля отраслевых органов управления,
привлечение инвестиций для обеспечения
развития или реорганизации (в т. ч. конверсии)
приватизируемых предприятий. Достижение
сиюминутных политических целей заменялось
стратегией целесообразных экономических
и организационных решений.
В частности, специфические черты московской
программы заключались в следующем:
- земля под приватизируемыми московскими
предприятиями до принятия федерального
закона не могла переходить в собственность
новых владельцев, а сдавалась в долгосрочную
аренду (это положение программы действует
до настоящего времени);
- в ходе "малой" приватизации нежилые
помещения не продавались, а сдавались
в долгосрочную аренду (в том числе с правом
выкупа). При этом в договоре аренды оговаривались
направления функционального использования
данных помещений. Это было вызвано необходимостью
сохранить в руках Правительства Москвы
инструменты по защите интересов жителей
города Москвы - потребителей услуг в сфере
торговли и бытового обслуживания, в основных
отраслях жизнеобеспечения города - и
временно сохранить городскую собственность
(в виде недвижимости) у Правительства
Москвы;