Мировая валютная система и валютный курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Данная тема исследования стала особенно актуальна в настоящее время из-за более частых и масштабных экономических кризисов, сотрясающих мировую экономику.
Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам валютных отношений и взглядов на современную международную валютную систему, а также публикации в экономических журналах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………5
1 Становление международной валютной системы и сущность валютного курса…………………………………………………………………..7
1.1 Этапы становления мировой валютной системы………………...7
1.2 Понятие валютного курса, его режимы и теории……………….12
1.3 Мультипликатор внешней торговли……………………………..25
2 Современное состояние мировой валютной системы. Государственное регулирование валютного курса……………………………27
2.1 Особенности современного финансового кризиса мировой валютной системы……………………………………………………………….27
2.2 Метод государственного регулирования валютного курса…….33
2.3 Прогнозирование валютных курсов……………………………...36
2.4 Сопоставление паритетов покупательной способности денежных единиц и ВВП разных стран ……………………………………………………42
3 Роль и место России в мировой валютной системе……………….48
3.1 Роль валютного курса в достижении макроэкономического равновесия………………………………………………………………………..48
3.2 Битва за право стать мировой резервной валютой: рубль проигрывает юаню………………………………………………………………51
3.3 Условия достижения полной конвертируемости рубля………...58
Заключение…………………………………………………………….61
Список источников…………………………………………………....62

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Китай впервые принял участие в международных сопоставлениях ВВП на основе ППС, что позволило получить относительно надежные и сравнимые в международном масштабе оценки размеров его экономики. Эти оценки значительно ниже тех, которые до того специалисты Всемирного банка получили на базе упрощенных методов и располагаемой ими ограниченной информации. Так, на основе сопоставления ВВП Китая за 2005 год он оценивается в 5, 3 трлн долл. по ППС, а согласно предыдущей его оценке на основе упрощенных расчетов, - 8, 9 трлн долл. Сопоставление стран по уровню ВВП в расчете на душу населения дает иную картину соотношений.

Россия по душевому уровню ВВП занимает только 52-е место в мире, хотя ее показатель на 20% выше среднемирового.

Сопоставление стран по ВВП позволяет анализировать относительные размеры их экономик. Сопоставление же такого его компонента, как фактическое потребление домашних хозяйств (расходы домашних хозяйств на конечное потребление плюс социальные трансферты в натуральной форме, полученные от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), важно для сравнительного анализа уровня жизни. Различия между странами по уровню фактического потребления домашних хозяйств в расчете на душу населения весьма существенны. Наиболее высок этот показатель в странах Европейского союза и ОЭСР. Например, во Франции и Германии он примерно в 2, 5 раза выше, чем в России. Сопоставление выявило значительную неравномерность в распределении мирового дохода не только между странами, но и между группами стран и регионами мира. В соответствии с классификацией, принятой Всемирным банком, низкий доход на душу населения в год составляет менее 905 долл., средний - от 905 до 11 115 долл., высокий доход - более 11 115 долл.

Таким образом, неравномерность в распределении мирового дохода достигла критических размеров: на страны с низким и средним душевым доходом, в которых проживает 84% населения мира, приходится всего 39% мирового дохода. Отметим, что такое распределение основано на данных о ВВП, который является основным источником дохода. Более корректно для этой цели было бы использовать данные о валовом национальном доходе (ВНД), который включает также сальдо первичных доходов, полученных или выплаченных за границу. Однако этот показатель не был включен в программу сопоставления ВВП за 2005 год. По своей величине ВНД, как правило, больше ВВП в развитых странах и меньше в развивающихся. Анализ распределения мирового дохода на основе данных о ВНД показал бы еще более высокую степень неравномерности.

Организация сопоставления

Проведение сопоставления потребовало нескольких лет и значительных финансовых ресурсов, поскольку надо было решить ряд сложных организационных вопросов, наладить взаимодействие между организаторами проекта и национальными статистическими службами, которые должны были предоставлять исходные данные в соответствии с разработанной методологией и установленным графиком. Сопоставление проводилось в два этапа.

На первом этапе осуществлялось сопоставление в шести регионах мира: Африке, странах Тихого океана и Азии, Западной Азии, Южной Америке, СНГ, в странах-членах ОЭСР и Европейского союза. Россия была включена для участия в двух региональных сопоставлениях: в регионе СНГ и в странах-членах ОЭСР как кандидат для принятия в эту организацию. Использование данных по России в качестве переходного моста дало возможность интегрировать результаты сопоставления ВВП в регионе СНГ сначала в итоги сопоставления, организованного ОЭРС, а затем и в глобальные итоги. В основу регионального подхода к организации сопоставления положено соображение о том, что в рамках каждого региона легче обеспечить сопоставимость товаров и услуг и к тому же на региональном уровне проще решать вопросы организационного характера.

На втором этапе итоги сопоставлений в каждом регионе с помощью специальной процедуры были агрегированы в общие (глобальные), что позволяет однозначно ранжировать все страны по уровню как ВВП в целом, так и в расчете на душу населения.

Для проведения сопоставлений в регионах был создан институт региональных координаторов, отвечавших за общую организацию и координацию работ в соответствующем регионе. Они выступали в качестве посредников между Глобальным офисом ПМС и национальными статистическими службами. В регионе СНГ роль координаторов осуществляли представители Межгосударственного статистического комитета СНГ и Росстата.

Процедура объединения результатов региональных сопоставлений в глобальные итоги основана на соблюдении принципа фиксирования (fixity) соотношений, полученных в региональных сопоставлениях. Например, соотношения между уровнями ВВП по странам СНГ, полученные в сопоставлена ч в этом регионе, должны быть сохранены в глобальных итогах.

Для объединения региональных результатов в глобальные было проведено так называемое кольцевое сопоставление (ring comparison), в которое каждый регион представил страны, наиболее типичные для него. Кольцевое сопоставление ВВП имело чисто техническое назначение и проводилось на основе сравнения цен на абсолютно идентичные товары-представители. Его результаты использовались для получения коэффициентов приведения региональных показателей к общему знаменателю, итоги же не подлежат опубликованию. Кольцевое сопоставление явилось важным нововведением в теорию и практику проведения многосторонних международных сопоставлений ВВП [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Роль и место России в мировой валютной системе

3.1 Роль валютного курса в достижении макроэкономического равновесия

Валютный курс играет важную роль в макроэкономической корректировке и достижении экономикой состояния равновесиявнутреннего и внешнего баланса. Под внутренним балансом понимается достижение в экономике такого соотношения уровнейпроизводства и цен, при котором обеспечивается полная занятость (определяемая как 2-3%-ная фрикционная безработица, с учетом смены работниками места работы) и устойчиво низкий уровень инфляции (2-3% в год). Состояние внешнего баланса предполагает равенство платежного баланса нулю или временное нарушение баланса, например в интересах пополнения валютных резервов за счет положительного сальдо.

Валютный курс и платежный баланс

Валютный курс зависит от состояния платежного баланса страны, который отражает баланс внешнеэкономических операций, движения капиталов и доходов за определенный период времени.

В большей степени на состояние валютного курса реагируют те статьи платежного баланса, в которых отражаются текущие операции. Дефицит текущего баланса свидетельствует о низкой конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке и большей привлекательности для граждан данной страны иностранных товаров. В этом случае происходит рост внешней задолженности и возникает тенденция к снижению курса национальной валюты.

Однако очень многое зависит от эластичности цен на экспортные и импортные товары.

Это означает, что при неэластичном спросе на импорт падение курса национальной валюты может ухудшить торговый баланс страны.

Если спрос на импорт растет быстрее, чем предложение экспорта, то обесценение курса национальной валюты вызовет на некоторый период ухудшение торгового баланса. Изменение торгового баланса (рис. 17.2а) показывает, что падение курса произошло в точке 0, и поскольку потребители продолжают покупать импортные товары, а производители только готовятся к увеличению производства, торговый баланс ухудшается.

После роста валютного курса, если спрос на импорт неэластичен, то снижение цен на импортные товары вызывает сокращение расходов на импорт. В случае, если экспорт не сократится так же быстро, как импорт, то торговый баланс улучшится.

Однако валютный рынок может оставаться стабильным даже в случае неэластичности экспорта и импорта, поскольку существует большое количество других факторов, формирующих спрос и предложение национальной валюты.

Активное сальдо торгового баланса страны означает увеличение спроса со стороны иностранных должников на национальную валюту и рост ее курса. На первый взгляд, такая ситуация свидетельствует о бесперебойном притоке иностранной валюты, которая может быть использована для покрытия импортных потребностей. На практике активное платежное сальдо далеко не всегда является несомненным благом для страны [3]/

Так, с одной стороны, в силу роста курса валюты таких стран, как ФРГ и Япония, товары которых становятся дороже для потребителей других стран, это означает снижение конкурентоспособности по сравнению с товарами других стран. А с другой стороны, их партнерам становится все труднее зарабатывать немецкие марки и японские иены, поэтому они стремятся ограничить ввоз товаров из государств с сильной валютой. Такое положение болезненно отражается в целом на экономике ФРГ и Японии, в значительной степени ориентированных на экспорт многих товаров, и заставляет правительства этих стран искать пути для снижения курса своих валют.

Валютный курс и денежно-кредитная политика

Значительный импульс для формирования современного представления о взаимозависимости и взаимовлияния в различных странах валютного курса и денежно-кредитной политики дали исследования видного английского экономиста Джона Флеминга (1911-1976) и известного канадского ученого Роберта Манделла (род. в 1932 г.).

Модель Манделла - Флеминга (М - Ф) описывает одновременное использование инструментов денежной, бюджетной и валютной политики (прежде всего валютного курса) в рамках IS¾LM¾BP-модели. Но модель М - Ф дополнительно учитывает влияние международного движения капиталов при выборе фиксированного или плавающего валютного курса в сочетании с различными типами политики по ограничению движения капитала. Такой подход соответствует процессам либерализации перемещения капитала при внедрении Ямайской валютной системы (1976 г.) и углублении степени интеграции стран в мировое хозяйство.

Мобильность капитала

Модель М - Ф макроэкономической корректировки используется при полной мобильности капитала и фиксированном валютном курсе развитыми странами, глубоко интегрированными в мировое хозяйство. Она стимулирует рост экономики, сокращениебезработицы, подавление инфляции. Эффективная бюджетная политика, маневрируя процентной ставкой, обеспечивает приток иностранного капитала. Изменение валютного курса способствует трансформации расходов между национальными и иностранными товарами. Кроме того, результативность валютной политики возрастает, если она усилена денежной, в первую очередь стимулированием внутреннего кредита.

В странах, сохраняющих валютные ограничения на мобильность капитала при фиксированном валютном курсе, в целях ускорения экономического роста используется экспансионистская бюджетная политика, предусматривающая рост бюджетных расходов, или мягкая денежная политика путем увеличения денежной массы. Политика некоторого снижения валютного курса вызовет рост экспорта и сокращение импорта. При своевременной поддержке национальной промышленности путем роста внутреннего кредита будут созданы условия для роста экономики. При плавающем валютном курсе в интересах макроэкономической корректировки денежные власти могут преимущественно использовать бюджетную и денежную политику. Роль валютной политики как самостоятельного инструмента экономического регулирования снижается и состоит в наблюдении за плавающим валютным курсом в интересах сдерживания его скачкообразных изменений [17].

 

 

3.2 Битва за право стать мировой резервной валютой: рубль проигрывает юаню

Руководству России, как мы знаем, амбиций не занимать. Но всегда ли амбициозные планы при трезвой оценке ситуации выполнимы, а поставленные цели достижимы? И как часто громкие заявления властей реально имеют под собой почву, а не преследуют банальную популистскую цель? О том, что Россия вот-вот, буквально через год-два, встанет с колен и вернет себе экономическую мощь, говорят в высших кругах если не ежедневно, то точно ежемесячно. А то, что наш родной "деревянный" рубль совсем скоро превратится в мировую расчетную и даже резервную валюту, громко заявляли даже до кризиса, который действительно спровоцировал поиски островка стабильности. Так, в конце сентября на международном инвестиционном форуме "Ялтинские деловые встречи" премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной раз заявил, что у рубля есть все шансы стать резервной валютой. При этом он пояснил, что такая возможность обеспечивается рядом геополитических и финансовых причин, а России "предназначена роль выступать связующим мостом между экономиками различных стран". Однако отметим, что подобный вопрос был поднят не впервые, причем эксперты до сих пор дискутируют на тему рубля как резервной валюты.

Этот же вопрос был затронут на прошедшей IV Международной практической конференции "Российский денежный рынок 2012: современные возможности". Что нужно для того, чтобы рубль стал резервной валютой? Как долго может идти этот процесс? Какие макроэкономические предпосылки необходимы? Что должно происходить с обменным курсом? Влияет ли он на этот процесс? Что происходит с нашими основными конкурентами в этом вопросе? Что делает Китай в продвижении юаня на внешнем рынке? Насколько привлекателен рубль как средство инвестиции для тех резидентов, которые этими рублями уже, возможно, пользуются? На эти и другие вопросы эксперты попытались ответить в рамках панельной конференции. Руководитель аналитического департамента ИК "Риком-Траст" Олег Абелев объяснил актуальность вопроса тем, что инвесторы после кризиса занялись поиском стабильных валют. "На первый план выходит состояние мировой экономической системы, которое мы наблюдаем сейчас. Экономический кризис в Европе, кризис 2008-2009 годов, поиск инвесторами стабильных валют – все это обусловило очередной приток интереса к резервным валютам и очередное увеличение исследований, публикаций о резервных", – подчеркнул экономист. Однако, по его словам, о российском рубле можно говорить только как о возможной региональной резервной валюте, хотя и до этого ему еще далеко. Рубль на сегодня не отвечает всем требованиям, которые предъявляются к региональным резервным валютам. По его мнению, основным фактором, сдерживающим развитие рубля на территории ЕврАзЭС или Таможенного союза, является то, что он используется как платежная единица, а не резервная. Чтобы наша валюта завоевала соответствующий статус, по словам Абелева, необходимо, во-первых, создать ликвидный рынок высококачественных государственных ценных бумаг, сбережения должны быть номинированы в финансовые инструменты, выраженные в рублях, а не в других иностранных валютах. Во-вторых, важно обеспечить снижение инфляции. Третий фактор – снижение депозитов в иностранных валютах. Даже несмотря на то, что их доля сократилась с 34% в 2009 году до 18% в 2011 году, показатель остается высоким по сравнению с другими странами-эмитентами региональных резервных валют. Поэтому экономист выделил две глобальные проблемы, решение которых сможет повысить статус российской валюты: снижение долларизации экономики и развитие национального финансового сектора. Абелев считает, что даже однобокая российская экономика тормозит процесс на пути к резервности. "Когда почти 70% ВВП генерируется одной отраслью, сложно говорить о том, что валюта может быть резервной. Даже участники не могут признать ее надежной, то есть она очень зависима от конъюнктуры цен на сырье и оттока и притока капитала", – объяснил аналитик. При этом, по его мнению, завоевать статус мировой резервной валюты получится, скорее, у китайского юаня, чем у российского рубля. "Темпы увеличения количества сделок в российских рублях за 9 лет, с 2001 по 2010 годы, у российского рубля являются незначительными по сравнению с китайским юанем. Предпосылки китайского юаня стать резервной валютой выше", – отметил Абелев [14].

Информация о работе Мировая валютная система и валютный курс