Мировая валютная система и валютный курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Данная тема исследования стала особенно актуальна в настоящее время из-за более частых и масштабных экономических кризисов, сотрясающих мировую экономику.
Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам валютных отношений и взглядов на современную международную валютную систему, а также публикации в экономических журналах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………5
1 Становление международной валютной системы и сущность валютного курса…………………………………………………………………..7
1.1 Этапы становления мировой валютной системы………………...7
1.2 Понятие валютного курса, его режимы и теории……………….12
1.3 Мультипликатор внешней торговли……………………………..25
2 Современное состояние мировой валютной системы. Государственное регулирование валютного курса……………………………27
2.1 Особенности современного финансового кризиса мировой валютной системы……………………………………………………………….27
2.2 Метод государственного регулирования валютного курса…….33
2.3 Прогнозирование валютных курсов……………………………...36
2.4 Сопоставление паритетов покупательной способности денежных единиц и ВВП разных стран ……………………………………………………42
3 Роль и место России в мировой валютной системе……………….48
3.1 Роль валютного курса в достижении макроэкономического равновесия………………………………………………………………………..48
3.2 Битва за право стать мировой резервной валютой: рубль проигрывает юаню………………………………………………………………51
3.3 Условия достижения полной конвертируемости рубля………...58
Заключение…………………………………………………………….61
Список источников…………………………………………………....62

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Соединенные Штаты могут пытаться противостоять этим тенденциям, и тогда они будут повышать заинтересованность в сохранении доллара как резервной валюты для большинства стран мира – проводить политику крепкого доллара. Возможен и другой вариант – согласятся с регионализацией мировой экономики и пойдут на формирование собственной региональной валюты, например, есть идея единой валюты для Канады, США и Мексики.

Начался процесс отказа от доллара. Ряд государств уже отказывается от посредничества американской валюты во взаимной торговле, переходя на расчеты в национальных валютах или на бартер. Таиланд собирается обменивать свой рис на иранскую нефть, Аргентина и Бразилия – страны с крупнейшими экономики Южной Америки, отказались от взаиморасчетах в долларах в пользу песо и реалов, Россия хочет перевести на рубль расчеты с Вьетнамом, Китаем и с партнерами по СНГ, арабские страны рассматривают динар как основной инструмент при торговле.[7]  

 В настоящее время американское правительство проводит "гигантскую эмиссию" и печатает необеспеченный доллар для повышения ликвидности с целью выхода из мирового кризиса в первую очередь за счет других. Пока инвесторы вкладывают в валюту США, считая это временным надежным вложением в условиях падения цен на нефть и крайне неопределенной ситуации на рынке недвижимости.

В эпоху слабого доллара сложившаяся система пяти мировых резервных валют (доллар, евро, фунт стерлинга, иена, швейцарский франк) требует корректировки.

Глобальным требованиям отвечает, пожалуй, только единая европейская валюта. По большому счета, европейцы, создавая евро, завуалировано стремились отобрать часть мирового финансово- резервного "пирога" у доллара, и отчасти им это удалось. Евро как самостоятельная валюта выступает на мировом рынке с 1999г., а уже в декабре 2006г. в наличном обращении было 610 млрд евро - самая высокая суммарная стоимость наличных, циркулирующих в мире. По этому показателю евро даже опередил доллар. Кроме того, сигналом к усилению роли евро как альтернативы доллару можно считать и участившиеся призывы к переходу от использования долларовых цен на нефть на цены в евро либо на цены в национальных валютах производителей нефти (последнее, однако, почти нереализуемо). Если нефть будет торговаться в евро, доллар потеряет значительную часть своей мощи.[9]

Однако если смотреть на картину в целом, то европейская валюта пока не готова занять место американского доллара, введенного в качестве резервной мировой валюты после заключения в 1944г. Бреттон-Вудского соглашения. Евро попытался "потягаться" с долларом, однако учитывая, что львиная доля мировых расчетов производится в долларах, большинство сырьевых и финансовых инструментов продается и покупается в долларах, в структуре ЗВР большинства стран мира преобладают опять же доллары и долларовые активы, евро пока проигрывает. Итак, из существующих валют единая европейская валюта, пожалуй, пока единственная альтернатива доллару - выбор небогатый. Однако поменять доллар на евро в глобальных финансах и резервах - равноценно замене шила на мыло. Евро, так же как и доллар, привязан к экономике одного региона, имеющего свои проблемы, цикличность, и пока он не смог приобрести столь важного статуса "тихой гавани".

Получается, проблема поиска альтернативы доллару как резервной валюты, скорее, проблема создания таковой. Из многообразия возможных вариантов наиболее приемлемым можно рассматривать, например, создание валюты стран-экспортеров нефти либо использование валюты азиатского региона, либо валюты, созданной на базе SDR МВФ.

Все эти варианты имеют свои особенности. Валюта стран-экспортеров нефти  будет слишком зависима от динамики цен на сырье, спроса и предложения на него, что весьма рискованно. А если учесть, что прогресс не стоит на месте и уже через несколько десятков лет, по прогнозам, может быть создано альтернативное топливо, от потребления углеводородного сырья могут и вовсе отказаться.

Что касается "азиатской" альтернативы, то азиатский регион весьма силен экономически (если брать докризисную статистику), а Китай вообще является мировым лидером по импорту сырья и других ресурсов и экспорту готовой продукции. Потребности и цели обладателей столь мощных внешнеторговых потоков нельзя игнорировать, поэтому рано или поздно азиатская валюта, конечно, встанет в один ряд с другими мировыми валютами, но это перспектива 15-20 лет.

Еще в марте 2006г. Азиатский банк развития принял решение ввести "азиатскую валютную единицу" (ACU), которая объединила денежные единицы 13 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Японии, Китая, Южной Кореи и Тайваня. В дальнейшем планировалось присоединение Гонконга и еще ряда стран. Президент Азиатского банка развития Харухико Курода говорил, что в некоторых странах возможно введение ACU в качестве национальной валюты и что вес каждой валюты в ACU будет определяться размером ВВП, оборотом внешней торговли и другими социально-экономическими показателями. Предполагалось, что со временем ACU превратится в азиатский аналог евро, однако ему пока нечем похвастаться. По замыслу ее создателей ACU трансформируется в единую азиатскую валюту в полном смысле лишь через 20-25 лет с проведением общей экономической политики стран-участниц азиатского договора, в условиях единого экономического пространства, рынка труда, политической интеграцией объединяемых новой валютой стран [4].

Вероятно, именно мировой финансовый кризис может подвигнуть азиатские страны к возобновлению обсуждения вопроса глобального использования своей валюты и предложить создать на ее основе альтернативу. Номинально азиатская валюта номинально уже создана, правда, широкого применения пока не получила. Вместе с тем, амбиции азиатских стран в отношении того, что их единая валюта составит конкуренцию евро и доллару и сравняется с ними по значимости, никуда не исчезли. И, возможно, кризисная ситуация как раз является благоприятным моментом для попытки азиатских стран вновь заявить о себе и предложить свою валюту в качестве альтернативы доллару.[10]

Однако для этого "азиатскую валютную единицу" еще нужно трансформировать в "единую азиатскую валюту", чтобы она могла отвечать требованиям резервной валюты. Как раз на этапе трансформации ACU из просто платежной единицы в нечто большее могут возникнуть проблемы. На пути интеграции азиатских стран в единое пространство в долгосрочной перспективе может возникнуть куда больше препятствий, чем в той же Европе при введении евро. И основной проблемой будет колоссальная разница в уровне экономического развития стран азиатского региона, где явно лидирующие Япония и Китай будут "забивать" своей мощью все остальные страны.

Существует и еще ряд примеров создания региональных валют. Например, содружество африканских государств и союз мусульманских стран пытались создать свои объединенные валютные единицы. Причем, последний даже преуспел в этом и давно использует единую денежную единицу "динар" во внутренних межгосударственных расчетах. Желание создать собственную валюту объединенных по какому-либо принципу стран вполне объяснимо, ведь любая сильная держава или экономически близкие страны стремятся обзавестись собственной валютой, и ограничить влияние на их экономику, внешнюю торговлю и финансовую систему общепринятых валютных платежных средств. Однако дальше "внутренних расчетов" применение таких валют не идет.

Таким образом, создание принципиально новой валюты - трудоемкий и длительный процесс. А раз мировая общественность заговорила о необходимости создания альтернативной валюты именно в период кризиса, значит, решение необходимо "здесь и сейчас". В такой ситуации наиболее безболезненным и простым решением, возможно, было бы не изобретение принципиально нового, а доработка уже существующего, например создание некоего инструмента, обладающего характеристиками наднациональной резервной валюты на базе SDR (специальных прав заимствований МВФ). Основным плюсом введения такой новой единой денежной расчетной единицы было бы отсутствие ее привязки к отдельным странам, а значит, стабильность в долгосрочной перспективе. Кроме того, SDR уже присутствуют в валютных резервах ряда стран. К примеру по состоянию на 1 марта 2009г. международные резервы РФ составляли 384,074 млрд долл., из которых резервная позиция России в МВФ составляла 1млрд 003,7млн долл., SDR-2млн.долл.

Создание наднациональной валюты связано с техническими сложностями, что делает задачу трудновыполнимой. Но даже в случае успешного создания альтернативы, новая денежная резервная единица не будет иметь широкого применения. Она будет присутствовать в валютных резервах стран мира и использоваться в качестве гарантий как надежный ликвидный инструмент, отвечающий резервным параметрам. Теоретически, даже в случае создания новой валюты она приобретет широкое хождение только среди Центробанков, которые находятся в поиске стабильного инструмента, в котором можно "пересидеть" финансовую бурю.[11]

 

 

2.2 Метод государственного регулирования валютного курса

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.

Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним прежде всего относятся политика учетной ставки ЦБ и валютные интервенции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты [16].

Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка — повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила сначала приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса доллара оказалось возможным только в условиях жесткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р. Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.[10]

Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. 

Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация — повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.

Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.

Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют: «свободно конвертируемую валюту» (СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую».[12]

Частично конвертируемая валюта обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами. При внешней обратимости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.

Полная конвертируемость включает внутреннююи внешнюю. Таким признаком обладают очень многие валюты в мире. Из них только пять-шесть считаются свободно используемыми в том смысле, что они в полном объеме выполняют функцию мировых денег. В этих валютах осуществляются все операции по международным расчетам и платежам. К свобод-но используемым валютам относятся — доллар США, марка ФРГ, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, канадский доллар. Причем основная доля международных платежей (около 70 %) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом, американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, несмотря на крах «бреттонвудсской» системы. Неконвертируемыми являются валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Однако, коль скоро та или иная страна движется к рыночному типу хозяйствования и намерена включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Следует помнить, что это — не техническая операция. Она влечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. А поэтому переход к конвертируемости должен осуществляться постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.[13]

Информация о работе Мировая валютная система и валютный курс