Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 19:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, является выявление современной онтологической направленности проблемы по теме учебного исследования «Функции денег».
В рамках достижения и решения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты и выявить природу денег;
2. Сказать об актуальности проблемы функций денег в современных условиях;
3. Изложить возможности решения данной темы;
4. Обозначить тенденции развития функций денег.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ 4
1.1 История возникновения денег 4
1.2 Сущность денег 13
2 ФУНКЦИИ ДЕНЕГ 16
2.1 Деньги как мера стоимости 16
2.2 Деньги как средство обращения 17
2.3 Деньги как средство накопления 17
2.4 Деньги как средства платежа 18
2.5 Мировые деньги 19
3 МИФОЛОГИЯ ДЕНЕГ В РОССИЙКОМ ОБЩЕСТВЕ 20
3.1 Модернистский миф денег 20
3.2 Постмодернистская мифология 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Разрыв между продажей и куплей в одном из звеньев товарного обращения порождает разрыв в ряде других его звеньев. В результате на рынке может обнаружиться перепроизводство товаров. Возможность разрыва между продажей и куплей, связанная с функцией денег как средства обращения, является первой возможностью кризисов. Однако – это только возможность. Неизбежность же кризисов порождается не простым товарным обращением, а другими экономическими причинами.
Функцию денег как средства обращения выполняют:
Функция денег как мера стоимости всегда сочетается с их функцией как средства обращения. Только в единстве этих функций проявляется сущность денег [9, с. 202-204].
За деньги в любое время можно получить любой товар. Поэтому они становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Стремление к обладанию богатством побуждает товаровладельцев накоплять деньги. Но для этого необходимо, чтобы за продажей Т – Д не следовала купля Д – Т. В этом случае деньги извлекаются из обращения и превращаются в сокровище.
С развитием товарного производства и обмена накопление сокровищ стало необходимым условием бесперебойного хода производства. Товаропроизводитель должен регулярно покупать предметы потребления и средства производства. Сбыт же его продукции не всегда происходит регулярно. Поэтому чтобы производство шло без перебоев, нужны сокровища (накопления) [10, с. 68].
С развитием товарно-денежных отношений растет власть денег в обществе. Деньги превращаются в могучую общественную силу. Владелец денег может использовать ее в своих частных интересах. Это дает новые стимулы к накоплению денег.
Качественно деньги безграничны, так как могут быть превращены в любой товар. Количественно всякая денежная сумма ограничена и поэтому дает владельцу возможность купить лишь определенное количество товаров. Противоречие между качественной безграничностью денег и их количественной ограниченностью делает жажду накопления сокровищ ненасытной.
Для выполнения функции сокровища деньги должны быть одновременно полноценными и реальными деньгами.
Как средство обращения деньги находятся в непрестанном движении. Как сокровище они, напротив, находятся в неподвижном состоянии, вне сферы обращения. Но обе эти функции тесно связаны между собой, поскольку одни и те же деньги часто переходят от выполнения функции средства обращения к выполнению функции образования сокровищ и наоборот [11, с. 65].
Товары не всегда могут продаваться за наличные деньги, так как к моменту появления на рынке одного товаровладельца со своим товаром у других товаровладельцев часто еще нет наличных денег.
Причинами этого являются:
Например, когда ткач и сапожник выходят на рынок со своими товарами, у крестьянина может не быть денег, так как его хлеб не реализован или даже не произведен. В силу указанных причин возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой уплаты денег.
Когда товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства, например, векселя. По истечении срока обязательства заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательстве сумму денег.
Служа средством погашения долгового обязательства, деньги выполняют функции средства платежа.
В промежутке между покупкой товаров в кредит и платежом денег за них могут произойти непредвиденные явления:
В обоих случаях к моменту истечения срока долгового обязательства у заемщика не будет нужной для погашения кредита денежной суммы. Обнаружится неплатежеспособность заемщика. А так как многие товаровладельцы покупают друг у друга товары в кредит, то неплатежеспособность одного вызывает неплатежеспособность другого, третьего и т.д.
Следовательно, в связи с функцией денег как средства платежа возникает возможность разрыва цепи долговых обязательств, представляющая собой вторую возможность кризисов [12, с. 229].
Международные
экономические отношения
Деньги на мировом рынке сбрасывают с себя национальные мундиры. На внутреннем рынке могут обращаться не только полноценные, но и неполноценные монеты и бумажные деньги. Мировые деньги выступают в виде слитков благородных металлов, в виде золота. На мировом рынке национальные знаки стоимости (валюты) теряют свою силу.
Мировые деньги имеют следующие три значения:
Исторически функции денег появились в этой последовательности. А две первые функции появились одновременно [9, с. 206].
Миф денег возникает в зрелом виде с утверждением культуры общества модерна на рубеже Нового времени. Это объясняется тем, что в традиционных обществах, как и в социальных образованиях, использующих архаичные символы, деньги по преимуществу означают то, чем они действительно являются в этих обществах - средствами, с помощью которых можно получить, обменять или сохранить реальные блага в их материальной или символической форме. По свидетельствам этнографов и социологии, архаичные средства обмена и накопления имеют множественные формы, каждая из которых служит для установления и поддержания связей и отношений в узко ограниченных функциональных сферах, и их взаимная конвертация возможна в ограниченных пределах.
К. Поланьи подчеркивает, что, если уподобить деньги языку, то архаичные формы обмена не знают единой грамматики и вообще универсальных правил: "Ни в одном языке не известна подобная фрагментация использования звуков. В речи артикуляции подвергаются все произносимые звуки. При написании все буквы алфавита годятся для всех типов слов, в то время как в качестве архаических денег... используют один предмет как средство платежа, другой - как меру стоимости, третий - как средство накопления богатства, четвертый - как средство обмена; как в языке, где глаголы состояли бы из одной группы букв, существительные - из другой, прилагательные - из третьей, а наречия - из четвертой". Такие деньги обеспечивают насыщенную конкретными значениями и смыслами коммуникацию, где все означающие - передаваемые от одного участника коммуникации к другому деньги - имеют определенных референтов в реальной действительности. Например, подати или компенсацию вреда, штраф (виру), калым и т.д. можно заплатить, лишь используя конкретную совокупность конвенционально и традиционно предназначенных для этого предметов, и такие платежные деньги однозначно соответствуют социальному значению данного типа отношений.
Именно вследствие близости денег архаичных обществ к их реальным референтам мифология денег здесь не развита. Деньги рассматриваются как средство достижения конкретных социальных целей - потребительских, коммуникативных, престижных.
Мифологизированные смыслы денег локальны, они определяются характером реальных отношений, которые устанавливаются с их помощью. Так, будучи направлены на благие цели, деньги рассматриваются как благо, на неправедные и безнравственные - как зло; в руках добродетельного и достойного человека они служат подтверждением порядка и гармонии мироздания, а в руках недостойного - нарушением его гармонии. Универсального мифа "денег вообще" здесь быть не может, поскольку сами реальные деньги еще не стали универсальной абстракцией, опосредствующей любые обмены.
Только в период становления капиталистического рынка возникают предпосылке для развития мифа денег. В новых социально-экономических условиях доминирования товарного производства и рыночного обмена деньги из локального средства платежа накопления, о6мена, обладающего конкретным значением, превращаются в универсальную форму социальной связи, конституирующую многие особенности общества эпохи модерна. Таким образом, локальные "архаичные деньги" дорыночных обществ заменяются "символическими деньгами капиталистического рынка", выступающими в качестве всеобщей меры стоимости и средства обмена, то есть универсального социального посредника. "Символические" деньги классического рынка становятся подобием универсального языка с единой формализованной "грамматикой", "широкой социальной метафорой", с помощью которого оказывается возможным условно приравнять друг к другу реально несводимые отношения и области действия, "перевести" одни категории труда в другие, и т.д.
Именно теперь деньги и привлекают внимание философов, религиозных деятелей и прочих мыслителей, не занятых непосредственно хозяйственными практиками, но помещающими их в самый широкий контекст социального и духовного развития. На место локальных символических систем приходит универсальный метаязык, закрепляющий символическое господство буржуазии. Оно связано с производством разнообразных мифов и навязыванием их другим классам, попытками их увековечения. Тем самым утверждается легитимность рыночного обмена и, соответственно, денежного о6ращения, как оптимального, "естественного" порядка вещей. Барт подчеркивает, что буржуазный миф "постулирует неизменность Природы" и "стирает следы" человеческой активности, предлагая готовые застывшие ментальные конструкции, служащие универсальной моделью принятия решений и развития поведенческих стратегий [13, с. 17-19].
Созданный в рамках буржуазных политэкономических учений XVIII-XIX вв. миф о "человеке обменивающемся" и о "невидимой руке рынка", которая регулирует все хозяйственные, экономические, а также социальные, политические, культурные отношения, подчинил себе прочие представления о месте денег в жизни социума и человека. Сформировался миф монетаристского универсализма, в контексте которого язык денежной" рациональности признается всеобщим метаязыком для описания не только хозяйственно-экономических, но и всех социальных, культурных, нравственных и прочих реалий. Отныне деньги становятся не просто средством достижения конкретных благ, а подлинной "мерой всех вещей". Лишь успех в денежном выражении представляет собой самый верный знак и правоты, и справедливости, и ума, и добродетели, и даже, как показал М. Вебер, богоизбранности и спасения души. То, что не поддается описанию на этом языке, рассматривается как внесемиотическая сфера, пребывающая вне цивилизации и даже как 6ы не существующая. Чтобы стать социальной и культурной реальностью, необходимо быть осмысленным в знаках метаязыка - получить денежный эквивалент в виде рыночной цены, воплощенный в расхожей формуле "Я стою столько-то".
Архаичные деньги выражали качественные особенности различных сфер социальной жизнедеятельности посредством множественности своих сущностных (качественных) форм. В условиях буржуазного рынка, после превращения денег в универсальный метаязык, единственным знаком, позволяющим определить качественное своеобразие, становится количество денег. Механизм сведения сущности к абстракции, выражение качества через количество как свойство "символических денег рынка" описал К. Маркс в "Экономическо-философских рукописях 1844 года": "Количество денег становится все в большей и большей мере их единственным могущественным свойством; подобно тому, как они сводят всякую сущность к ее а6стракцшг, так они сводят и самих себя в своем собственном движении к количественной сущности".