Семипалатинский полигон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 09:18, монография

Описание работы

Прервав жизнь простого чабана, мы, возможно, оборвали нить, ведущую в будущем к великому гению, к открытию, преобразующему мир. История человечества знает немало примеров, когда из гущи народа выходили великие умы. Надо давать каждой жизни истинную цену! Фантасты утверждают, что даже случайно раздавленная бабочка приводит к значимым изменениям нашего будущего. В этом есть глубокий философский смысл. Жизнь не может быть дешевой или дорогой. Каждая жизнь бесценна для цивилизации.

Файлы: 1 файл

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ПОЛИГОН.doc

— 830.50 Кб (Скачать файл)

Белоусов  своим распоряжением создал большую  группу, которая должна была работать над вопросом о подземных ядерных испытаниях на полигонах страны. Ее возглавил генерал-полковник, первый заместитель начальника генштаба Вооруженных Сил СССР Б. А. Омеличев, человек интеллигентный, не позволяющий себе резких выпадов и грубости. В группу вошли заместители министров финансов, атомной энергетики и промышленности, представители Госкомгидромета, Госплана, Госкомтруда и других заинтересованных ведомств.

Шли очень  напряженные дни. Раз в неделю группа собиралась в Генштабе. Не скажу, чтобы разговор проходил гладко. Каждый раз в наш адрес сыпались обвинения, упреки в непонимании государственной  важности, а порой и угрозы.

Запомнилось, как на одном из таких совещаний  начальник 12-го главка Минобороны генерал-полковник  В. И. Герасимов заявил: «Мы должны золотыми буквами начертать имена  создателей ядерного оружия» и, выразительно ткнув в меня пальцем, закончил: «... и черными - имена его похоронщиков».

Признаться, я почувствовал себя очень неуютно. Но еще более яростные нападки  следовали в адрес К. Бозтаева.

— Откуда взялся этот самозванец,- говорили они,- забросал нас письмами и протестами!

Угрозы  по отношению к Бозтаеву были очень серьезными, и мы понимали, что всесильный ВПК может перейти к конкретным действиям. Собираясь вечерами в номере гостиницы, мы обсуждали эту горячую тему, искренне боясь за судьбу Бозтаева. Ведь могли с ним расправиться. Понимали, что обязаны его предостеречь, и при телефонных разговорах намекали ему об опасности и просили быть осторожным. Он молча нас выслушивал и завершал разговор привычным: «Не бойтесь».

Началась  кампания по организации писем, в  которых «рядовые граждане» обвиняли меня в предательстве интересов Родины.

Одно  из таких писем — от офицера  в отставке, жителя Таврического района Восточно-Казахстанской области. С  письмом меня ознакомили в организационном  отделе ЦК КПСС. Содержание - обычное, как  две капли воды схожее с тем, что  и в других письмах: Бозтаев подначивает народ, настраивая его против интересов государства. До него в Семипалатинской области была спокойная обстановка, люди мирились с существованием полигона, потому что понимали его оборонное значение для страны. Теперь вдруг заговорили о вредном влиянии полигона на здоровье. Это демагогическая ложь, с помощью которой Бозтаев хочет уйти от ответственности за отсталость социальной сферы в области. Это по вине руководства обкома партии плохо решаются социальные вопросы.

Движение этого письма и некоторых других организовано было таким образом, что они были поставлены на контроль Генерального секретаря. Министерство обороны, взяв на себя расходы, приглашало автора письма в Москву. С ним встречались ответработники отделов ЦК КПСС, его внимательно выслушивали. На основании этого и других подобных пасквилей была составлена Записка за подписью секретарей ЦК КПСС Медведева, Бакланова, Разумовского. Меня ознакомили с запиской, предупредив, что готовится специальный вопрос на Секретариат ЦК КПСС, где будет заслушан мой отчет. В записке как будто нет прямых обвинений в мой адрес, но со ссылкой на письма сделаны довольно суровые выводы: обком партии, первый секретарь К. Бозтаев недостаточно ведут разъяснительную и воспитательную работу среди населения. В области плохо решаются социальные проблемы.

Но записке  не суждено было реализоваться, а  мне - держать отчет на Секретариате. Шла подготовка к XXVIII съезду КПСС, в  аппарате ЦК КПСС началось сокращение штатов и отделов — на этом фоне, понятное дело, мой вопрос отложили.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ (Часть 7) 

Оглядываясь назад, перебирая в памяти вехи своего жизненного пути, думаю о том, что  не было в моей трудовой биографии  легких дорог - все доставалось большой  напряженностью сил, но ничто и никогда не могло сломить моего духа. Потому, наверное, что всегда верил в дело, которым был занят, рядом были товарищи и сподвижники по работе, были одобрение и поддержка сверху. И чем трудней приходилось, тем с большим оптимизмом работалось.

Тем временем мы все больше и больше ощущали давление со стороны ряда средств массовой информации, поддерживавших полигон.

Вот некоторые  моменты.

Известия, 1989, 29 июля. Слухи и факты в регионе, где проводятся ядерные взрывы. Интервью с Ю. Израэлем, председателем Госкомгидромета СССР, член-корр. АН СССР.

«...Подземные  взрывы радиоактивных выпадений  не вызывают. На прилегающих к полигону территориях, а также в районе Семипалатинска мощность дозы гамма-излучения  составляет 10-25 микро рентген в  час, то есть находится на уровне фоновых значений, характерных для других районов страны.

...Таким  образом, по всем параметрам  радиационная обстановка на указанной  территории и в г. Семипалатинске  практически не отличается от  той, которая наблюдается на  остальной территории страны, и  для здоровья населения опасности не представляет».

В этом же номере интервью с генерал-лейтенантом  С. Зеленцовым.

«...Совсем недавно я измерил радиационную обстановку в своем московском кабинете, оказалось 18 микрорентген в час. А  за окном, во дворе —20. Так вот, на полигоне под Семипалатинском этот уровень гораздо ниже. То есть полигон чище, чем некоторые районы нашей страны, где не производится никаких взрывов. Эта обстановка никак не изменяется и во время подземных испытаний».

Сын Отечества, 1990, 4 августа. Семипалатинск: мифы и правда о ядерном полигоне.

Беседа  корр. О. Одноколенко с народными  депутатами СССР Г. Фоменко, Г. Разуваевой, генерал-майором Ф. Сафоновым, зам. начальника управления сейсмологии и радиационной безопасности, подполковником В. Тарасенко.

Ф. Сафонов: Позволю себе немного статистики. В Семипалатинской области на сто тысяч жителей зарегистрировано 207 случаев онкологических заболеваний, в Москве -298, в Америке -350. Разве  это говорит о каком-то особом неблагополучии в Семипалатинской  области?

В. Тарасенко: Да, взрывы на полигоне вызывают подземные  толчки. Но они кратковременны, локальны и не являются причиной разрушений.

Правительственный вестник, 1989, ноябрь. Ядерный полигон: испытание гласностью. (Взрыв страстей или научный анализ проблемы?) Интервью с Ф. Сафоновым ведет корр. Г. Ломанов.

«...Со всей ответственностью могу заявить —  сейчас в радиационном отношении  полигон не представляет опасности  для окружающего населения».

«...Я  не считаю возможным осуждать местных  жителей за некомпетентность — мы видим, как настойчиво и целеустремленно запугивают их несуществующей опасностью».

«В средствах  массовой информации, в акциях движения «Невада — Семипалатинск», выступлениях партийного и советского руководства  области и даже депутата Верховного Совета СССР ведется массированная пропаганда против полигона».

Корр.: Вы полагаете, что общественное мнение сложилось отнюдь не стихийно, что  его кто-то умышленно и умело  формирует. Кто и зачем?

Сафонов: На первую часть вопроса я уже  ответил - местные власти. Почему - тоже не секрет. Социальная сфера, общая экономическая обстановка неудовлетворительны. Трудно живут люди. А как отвлечь внимание от повседневных бед? Способ давно известен - переключить недовольство, найти козла отпущения и крикнуть - ату его! Разве полигон виноват в том, что загрязнены реки, загазован воздух, множество больниц находятся в аварийном состоянии, не хватает жилья, продуктов?

.. .Усилиями  нашей страны достигнут военно-стратегический  паритет — гарантия мирного  труда советских людей. Одностороннее прекращение испытаний может привести к нарушению паритета и непредсказуемым последствиям».

Правда, 1990,12 февраля. Семипалатинский полигон. Мифы, домыслы и реальность. Интервью корр. газеты с А. Ф. Цыбом.

...Население,  естественно, боится взрывов.

...Местное  население уверено, что кругом  ужасная радиация, все больны, и  от них скрывают правду.

...Ситуация  осложняется тем, что определенные  силы спекулируют на проблеме. Произошла политизация этого  вопроса. Страсти умело подогреваются,  и в обстановке опять же отсутствия информации, а порой и дезинформации. Людей доводят до состояния, когда они уже не слышат голоса разума.

...Пора  привыкать к мысли, что за  все надо платить. Подобный  выход обойдется государству  гораздо дешевле и, возможно, устроит  местное население.

Фрунзенец, 1990, 31 января. Ядерный полигон - не парфюмерное  производство.

Полковник Петрушенко Н.: «По данным, которые  хранятся в компьютере Верховного Совета СССР, город Семипалатинск по уровню заболеваний, как неблагополучный  город, занимает 87 место из 150 наиболее неблагоприятных городов. Семипалатинская область по уровню онкологических заболеваний занимает 9 место в Казахской ССР. Первое принадлежит Восточно-Казахстанской области».

«...Страсти  накаляются, точнее их накаляют, и дирижирует всем умелая рука».

«Акции  протестов берут за живое. Чувствуется, что шествия по многострадальной земле Абая, какие мы видим по телевидению, отредактированы рукой  опытного режиссера. Не лучше ли было использовать силы студентов-медиков  по прямому назначению?».

«Со своими помощниками я посетил ряд  окрестных сел и аулов. Страшная беднота и убогость! В арсенале медицинских работников кроме ржавого  скальпеля нет даже бинтов и йода. И если 5 тысяч детей сотрудников  г. Курчатова, что в 60 км от скважин, где проводят взрывы, растут здоровыми, потому что получают полноценное питание, свежие овощи с садовых участков, то в сотнях километров от полигона людям внушают мысль: «Разводите вшей, они отсасывают радиоактивную кровь, и поите детей водкой для профилактики».

«Что касается ответа на вопросы, где некоторые «подопытные» потеряли здоровье, то я бы порекомендовал обратиться в правоохранительные органы. Есть среди них люди, проведшие 8 лет в местах не столь отдаленных».

«Конечно, местное руководство сумеет поправить  положение с соцкультбытом за счет г. Курчатова. Но уж, если делить полигонные земли, то тогда надо учесть такую «мелочь», как то, что объекты соцкультбыта расположены на территории Павлодарской области, а на территории Семипалатинской расположены скважины и штольни, требующие обращения на «Вы». Полигон - сложный комплекс, и его надо использовать в интересах народнохозяйственного комплекса республики и страны в целом».

Сельская  жизнь, 1990,4 февраля. Интервью с академиком А. Булдаковым, заместителем председателя национальной комиссии по радиационной защите населения при Минздраве СССР.

«...Есть многочисленные данные, и они прошли в печати, что в районе Семипалатинска все чаще стали рождаться уроды. Это связывается с ядерными испытаниями.

...Причина,  на мой взгляд, в другом - это колоссальное потребление алкоголя, задымленность, качество воды...»

Приведу отрывки из газетных публикаций, автором  которых является все тот же полковник  Н. Петрушенко, кстати, народный депутат  СССР.

Комсомольская правда, 1990, 8 июня. И восьминогий жеребец на полигоне мне явился.

«Теперь, после нагнетания антиполигонных страстей неформалами, у населения развивается  самая настоящая радиофобия. А  истина такова: Семипалатинский - самый  чистый в экологическом отношении  ядерный полигон в мире».

«Что  касается военных, то они рассекретили сейчас все, кроме характера и  целей ядерных испытаний. Все  остальное - пожалуйста, берите. Да нет, «покупателей» на товар не находится. Может быть, потому что в таком  случае не будет у здешних руководителей  поводов для выбивания из «Центра» денег и материалов? Полигон, конечно, не парфюмерная фабрика, но и не то исчадие ада, которое «рисуют» неформалы. Выскажу личное мнение: многие их лидеры знают правду о безопасности производимых здесь испытаний, но нарочно раздувают антиполигонные страсти ради политических дивидендов».

«Не может  быть и речи о закрытии или переносе полигона. Стоимость только основных фондов уникальнейшего научного центра составляет более 6 миллиардов рублей. Для нашей науки это будет удар, аналогичный «скашиванию» генетики и кибернетики.

«Национальная ядерная программа в опасности. Необходимо спасать ее всеми трезвомыслящими силами общества».

Информация о работе Семипалатинский полигон