Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 09:18, монография
Прервав жизнь простого чабана, мы, возможно, оборвали нить, ведущую в будущем к великому гению, к открытию, преобразующему мир. История человечества знает немало примеров, когда из гущи народа выходили великие умы. Надо давать каждой жизни истинную цену! Фантасты утверждают, что даже случайно раздавленная бабочка приводит к значимым изменениям нашего будущего. В этом есть глубокий философский смысл. Жизнь не может быть дешевой или дорогой. Каждая жизнь бесценна для цивилизации.
Шалаева С. Т., жительница поселка Чаган, в 120 километрах от эпицентра, работала медсестрой.
«С вечера перед взрывом к нам приехали военные и дали рекомендации. Утром после завтрака, где-то в 10 часов, всех больных мы вывели на улицу, положили лицом к земле и укрыли их простынями. Окна заложили матрасами, всю посуду также вынесли на улицу. Настежь открыли двери и закрепили их, потушили печи.
Предупредили нас, чтобы не поднимали головы и не смотрели, что вокруг творится. Вдруг задрожала земля, как-то волнами, хотела поднять голову, какая-то неведомая сила придавливает к земле, но я ясно вижу какой-то столб, затем он превращается в огромный гриб: сперва серовато-дымчатого цвета, затем стал голубовато-красным.
Многих
моих подруг затошнило, открылась рвота.
Простыни покрылись пеплом светло-голубоватого
цвета. Появились трещины в
У моих подруг К. и Ш. дети родились уродами, а у меня были выкидыши. Сейчас болят глаза, перенесла операцию».
В 1956-1958 гг. на полигоне производились интенсивные испытания, которые позволили создать новые типы ядерных боеприпасов.
В 1959-1960 гг. взрывы не проводились.
В 1961 году в стране были созданы межконтинентальные баллистические ракеты и требовалось создать и испытать к ним ядерные заряды. Поэтому 1961-1962 гг. стали временем наиболее интенсивных испытаний. В год проводилось по 40-50 воздушных и наземных ядерных взрывов.
В 1963 году был подписан договор между СССР, США и Великобританией об ограничении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Наземные и воздушные ядерные взрывы были прекращены. Договор привел к уменьшению радиоактивного загрязнения биосферы, но не остановил гонки ядерных вооружений. Семипалатинский полигон продолжал активно действовать. Договор лишь «увел» ядерные взрывы под землю.
Подготовка к подземным испытаниям началась в СССР еще в 1959 году. Первое испытание ядерного заряда в горизонтальной горной выработке на глубине 200 метров было осуществлено в 1961 году. Лишь начиная с 1965 года, испытания стали проводиться и в вертикальных шахтах глубиной 500 и более метров. В горгаонтачьных горных выработках проводились испытания зарядов малой и ограниченной мощности, а в вертикальных— мощностью до 150 килотонн.
В январе 1965 года в степи, на слиянии рек Чаган и Аши-су, прогремел ядерный взрыв на «выброс» — ведомством, в порядке очередного эксперимента, было задумано создать искусственное водохранилище. И оно, глубиной около 100 метров и диаметром 400 метров, появилось - с виду прекрасный водоем, на фоне просторной степи радующий глаз незамутненной голубой гладью. А на самом деле, как быстро назвали его в народе, «мертвое озеро», пугающее своей непредсказуемостью. Старые дороги через эти места были перекрыты, водоем огорожен. Взрыв привел к значительному загрязнению большой территории продуктами деления.
В мае 1974 года задуманный подземный ядерный взрыв превратился почти в наземный - окружающие полигон местности были в значительной степени заражены продуктами деления.
1949-1963 годы - это период открытых испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Сколько проведено ядерных взрывов за эти годы, неизвестно. Существуют разные цифры. Нам известно, что до 1963 года здесь произведено около 200 наземных и воздушных испытаний. Полигон называет другие цифры: 138 воздушных и 28 наземных ядерных взрывов. В конце концов, эти цифры не представляют принципиальных разногласий. Цифр, названных полигоном, достаточно для того, чтобы окончательно подорвать здоровье населения окружающего полигон региона.
По данным
Института высоких энергий
В период с 1963 по 1988 год, за исключением полутора лет моратория, проводились интенсивные подземные ядерные взрывы, в год — до 14-18 испытаний. 1989 год будет темой отдельного разговора. Всего подземных ядерных взрывов проведено 343.
ЧЕЛОВЕК
И РАДИАЦИЯ
Я не специалист в области радиационной медицины. Но мне пришлось обратиться к имеющимся данным, особенно материалам радиологического диспансера, встречаться и беседовать со специалистами, немало поразмышлять над вопросом о том, каков механизм воздействия радиации на организм человека. Иначе в условиях жесткого противостояния трудно было бы говорить определенно о влиянии полигона на здоровье людей, вести диалог со сторонниками полигона, которые неоднократно упрекали меня в том, что я не понимаю суть проблемы.
Сотрудниками радиологического диспансера, расположенного в городе Семипалатинске, были защищены восемнадцать диссертаций. Но они оставались десятилетиями закрытыми, лишь в последнее время удалось получить к ним доступ. Их изучение помогло несколько глубже понять связь «человек — радиация».
Ионизирующее излучение, непрерывно возникая в природе, главным образом за счет космических лучей, приходящих на Землю из мирового пространства, и распада радионуклидов, создает природный радиационный фон. Человек постоянно живет в нем.
Доза природного излучения, получаемого человеком в год, составляет примерно 0,14-0,70 бэр. Или за 70 лет жизни он должен получить от 10 до 50 бэр. В последнее время в нашей стране установлена допустимая норма, получаемая человеком без существенного влияния на свое здоровье, — 35 бэр за 70 лет жизни. А в некоторых развитых странах - до 10 бэр.
Биологическое действие радиации в пределах естественного фона не является каким-то новым или особо вредным для организма человека, поскольку сама жизнь возникла и развивалась практически при воздействии постоянного фонового уровня ионизирующей радиации. Однако в результате деятельности человечества появились источники искусственного превышения радиационного фона. Это добыча, переработка и использование ядерного горючего или сырья, испытания ядерного оружия, аварии на АЭС, нарушения правил эксплуатации различных установок, использующих радиоактивные источники.
К сожалению, до сих пор в организме человека и животных не найдено специализированных структур, которые могли бы сигнализировать о воздействии радиации. Человек не замечает того, что он подвергался лучевому воздействию. Все ткани организма способны безболезненно поглощать энергию радиации, и при этом происходит ионизация организма - образование ионов.
При облучении, кроме ионизации организма, имеет место и другой негативный процесс - возбуждение атома. Возбужденные атомы веществ клеток и тканей организма обладают высокой химической активностью. Образуются новые химические соединения, несвойственные нормальному здоровому организму, они приводят к нарушению сложных биохимических процессов обмена и жизнедеятельности клеток и тканей.
Словом, эти физические процессы, ионизация и возбуждение атомов, оказывают непосредственное повреждающее воздействие на жизненно важные функции организма и поражают самые различные органы и системы человека.
Наиболее
чувствительны молодые и
Воздействие ионизирующей радиации может привести к необратимым изменениям генетического кода, отвечающего за сохранение наследственных признаков. Последнее особенно опасно, так как эти изменения могут передаваться из поколения в поколение — детям, внукам, более отдаленным потомкам человека, подвергнутого облучению.
В течение жизни человеку приходится защищаться от различных возбудителей инфекционных заболеваний - вирусов, бактерий, грибков, словом, от вредных воздействий окружающей среды. Эту функцию осуществляет иммунная система, состоящая из быстро размножающихся клеток. Именно эти клетки в наибольшей степени подвержены влиянию ионизирующего излучения. Часть клеток иммунной системы гибнет самостоятельно, что заложено в их генетической природе. Однако под воздействием облучения гибель иммунных клеток ускоряется в десятки и сотни раз. В результате поражения иммунной системы человек становится беззащитным перед самыми различными заболеваниями.
В наибольшей степени под воздействием ионизирующей радиации поражается иммунная система плода и новорожденных детей. Установлено, что у новорожденных в Семипалатинском регионе отмечается снижение в 1,5-2 раза содержания в крови усиливающих клеток иммунной системы.
Известно, что организм человека состоит из гигантского количества клеток. Это число равно примерно 10 триллионам. В каждый данный момент одна го миллиона клеток мутирует, иначе говоря, становится раковой, то есть приобретает способность к безудержному росту. В норме эти мутировавшие клетки уничтожаются и удаляются из организма благодаря деятельности иммунной системы. Под воздействием же радиации значительно повышается количество мутировавших клеток, и это приводит к возникновению и прогрессированию опухолевых заболеваний. Тогда система иммунитета, тем более когда она сама повреждена под воздействием той же радиации, становится бессильной, и таким образом частота опухолевых процессов значительно повышается.
Японские исследователи, которые изучали показатели иммунитета у жителей городов Хиросимы и Нагасаки, обнаружили, что даже через 35 лет после облучения у пострадавших отмечалось наличие дефицита иммунной системы.
Исследования
работников Семипалатинского радиологического
диспансера показали, что для жителей
Семипалатинской области
В группе опухолевых заболеваний, вызываемых действием радиации и характерных для Семипалатинского региона, основным является лейкоз — болезнь, которая характеризуется избыточным содержанием в крови неполноценных белых клеток (лейкоцитов), иногда это заболевание называют раком крови.
Как показывают
исследования в Семипалатинском
регионе, в течение ближайших 10 лет
следует ожидать повышения
В настоящее
время еще мало известно, какие
изменения возникают в генетическом
аппарате человека при облучении. Полное
выявление всех наследственных дефектов
происходит лишь на протяжении многих
поколений.
ДАТЬ
ЖИЗНИ ИСТИННУЮ ЦЕНУ
Ученый, как говорят, от Бога, Курчатов был захвачен своей идеей. Для него она, воплощенная в сверхсекретный и сверхоснащенный современнейшей техникой военный объект, стала целью жизни.
Думали ли тогда он и другие, фанатически преданные науке и своему делу ученые, о людях? Пусть разбросаны по степи были поселения - традиционные животноводческие аулы, но они жили. Не мог не знать ученый с его уникальным умом, даром научного предвидения, до микрона просчитывавший каждый шаг в своем сверхточном деле, пагубного воздействия радиации на человека, на все живое.
Полигон произвел первое испытание атомной бомбы, когда в прилегающих районах и городе Семипалатинске проживало около 400 тысяч человек.
Более того, испытания продолжались по нарастающей, в то же время к 1963 году население региона увеличилось уже до 650 тысяч человек.
По материалам радиологического диспансера, от первого наземного атомного взрыва подверглось облучению около 70 тысяч человек.
За период с 1949 по 1963 год около 500 тысяч человек в реальных условиях ядерных взрывов многократно подвергались острому и хроническому облучению ионизирующей радиацией в различном диапазоне доз.
В начале 50-х годов Минздрав СССР без каких-либо обоснований, игнорируя правовые стороны вопроса, издает приказ, нормирующий предельно допустимые уровни облучения ионизирующей радиацией населения, проживающего вокруг полигона, — 50 бэр в год. Этот приказ давал право испытателям практически не проводить мероприятия по радиационной безопасности населения. Причем эту дозу жители населенных пунктов получали в течение суток, а доза в 150—250 бэр накапливалась за месяц. Выше отмечалось, что принятая у нас в стране допустимая доза в 35 бэр за 70 лёт человеческой жизни во многих зарубежных странах гораздо меньше.
Конечно, при таком подходе ни о какой радиационной защите населения речь не могла идти. За многолетний период интенсивных открытых взрывов лишь один-два раза население ряда поселков выводилось в так называемую безопасную зону.
Предполагаемая безопасная зона, как и сама эвакуация, это лишь полумеры и формальные акции. Вывозом населения занимались специальные службы полигона и во многом поселковые Советы. По рассказам очевидцев, машин для перевозки людей было мало, в спешке и панике многие не успевали уехать... Но и тех, кому повезло, обезопасили от облучения ионизирующей радиацией лишь частично. На девятые сутки население возвращалось к родным очагам и продолжало жить на зараженной радиоактивными осадками местности. Это при том, что величина дозы на местности составляла 40-50 тысяч микрорентген в час, а естественная - 15-18.