Этапы развития правового регулирования в сфере недропользования в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

В условиях ежегодно нарастающих темпов роста добычи на ранее разрабатываемых крупных месторождениях и отсутствия прироста балансовых запасов сырья, Казахстан в скором времени может стать страной, непривлекательной для инвесторов. Поскольку главным достоянием республики является богатство ее недр, то одной из важнейших задач государства становится возобновление сырьевой базы. Реальным источником средств, выделяемых государством на программы геологического изучения недр, являются фиксированные налоги с добычи, то есть роялти (ранее «ставки возмещения»), которые недропользователи выплачивают в бюджет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Правовое регулирование недропользования: понятие и общая характеристика
1.1 Понятие недр и задачи их охраны 14
1.2 Развитие законодательства о недропользовании в Республике Казахстан 16
1.3 Проблемы осуществления комплексного и рационального использования недропользования в Республике Казахстан 17
2 Органы государственного управления в области недропользования
2.1 Понятие государственного управления в области недропользования 24
2.2 Компетенция органов государственной власти в сфере недропользования 38
2.3 Классификация договоров в сфере недропользования 40
2.4 Понятие, значение Казахстанского содержания 46
2.5 Косвенное управление недропользованием в Республике Казахстан 50
2.6 Некоторые проблемы в области управления недропользованием 52
3 Понятие юридической ответственности в сфере недропользования
3.1 Юридическая ответственность в сфере недропользования в Республике Казахстан. 55
3.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства недропользовании 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

    Как видим, концессионное соглашение по своей природе является разновидностью договора аренды со всеми вытекающими  отсюда последствиями. В соответствии с действующим законодательством  по договору имущественного найма (аренды) наймодатель обязуется передать нанимателю имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 540 ГК РК). В имущественный наем могут быть переданы предприятия и другие имущественные комплексы, земельные участки и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Арендатор, приобретая право срочного владения и пользования предметом аренды, не обладает правом распоряжения, хотя и ограничивает доступ к нему для всех остальных участников гражданского оборота.

    Данное  определение в полной мере применимо  к концессионным соглашениям. Однако концессия, тем более концессия  недр, в отличие от обычного договора аренды, имеет ряд характерных, присущих только ей черт. Во-первых, одной из сторон концессионного соглашения всегда выступает иностранный или национальный инвестор, во-вторых, концессия по своей природе не может быть внутрихозяйственной, в-третьих, передается в пользование концессионеру только объект государственной собственности (тогда как при аренде могут передаваться и объекты, находящиеся в частной собственности). В-четвертых, одним из основных условий концессии является инвестирование в объект концессии с целью повышения эффективности его использования, рентабельности и других факторов. Данный перечень признаков концессии не является исчерпывающим.

    Вместе  с тем отмеченных выше положений  еще не достаточно для признания  концессионных соглашений самостоятельной  группой договоров. Концессия - своеобразное проявление арендных отношений. При отсутствии должной правовой регламентации отношений, вытекающих из концессий, данный вывод имеет важное практическое значение: он позволяет применять для упорядочения этих отношений нормы законодательства об аренде и нормы, регулирующие отношения по использованию конкретных объектов.

    Не  случайно в гражданском законодательстве содержится норма, определяющая, что  законодательными актами могут быть установлены особенности сдачи  в имущественный наем жилых помещений, земельных участков, участков недр и других обособленных природных объектов, в том числе на основе концессионных соглашений, а также в иных случаях (п. 4 ст. 541 ГК РК).

    К числу наиболее распространенных видов  договоров в сфере недропользования относится соглашение о разделе продукции, или «продакшн шеринг», как его называют во всем мире. Данный договор был впервые заключен в 1966 г. в Индонезии и представлял собой новый юридический инструмент в регулировании отношений собственности между принимающими странами и международными нефтяными компаниями.

    Его особенности заключаются в том, что нефтяная компания осуществляет нефтяные операции за свой счет и за свой риск: при обнаружении нефти  часть добываемой продукции направляется на возмещение затрат нефтяной компании (кост ойл), а оставшаяся часть делится между сторонами в определенной пропорции (профит ойл).  К числу особенностей соглашения о разделе продукции можно отнести и то, что этот вид договоров, как правило, применяется только при добыче нефти, поэтому иногда их объединяют под названием «нефтяные контракты».

    В Республике Казахстан законопроект «О соглашениях о разделе продукции» находится на стадии разработки, тогда  как, например, в Российской Федерации  аналогичный закон был принят еще в 1995 г.; в соответствии с ним  недропользователь выполняет, по существу, функции подрядчика у государства. В качестве основных особенностей данного вида договора можно назвать следующие:

    1) добытая продукция остается в  государственной собственности  до точки (момента) раздела; 

    2) основанием предоставления права недропользования является гражданско-правовой договор, который определяет взаимоотношения государства и недропользователя;

    3) применяется специальный налоговый  режим в форме раздела продукции.  Нужно заметить, что, например, в  России разрабатываются проекты использования режима соглашения о разделе продукции при освоении газовых месторождений, месторождений угля, драгоценных камней и металлов. Думается, что этот опыт может быть учтен и в нашей стране: можно и нужно использовать такой вид договора, как соглашение о разделе продукции при добыче других полезных ископаемых, а не только нефти.

    В мировой практике используются разнообразные  модификации договоров, соглашений и контрактов, но в основном они  сводятся к трем основным формам, получившим следующие названия:

    1) соглашение типа «роялти - налог  на прибыль»;

    2) соглашение о разделе продукции; 

    3) контракт на предоставление услуг. 

    Соглашения  типа «роялти - налог на прибыль» предусматривают  взимание государством платы за право  пользования недрами, налога на прибыль, а также некоторых других налогов. Применялись они с начала развития собственной нефтедобычи в странах Европы и Северной Америки, после нефтяного кризиса начала 70-х годов прошлого столетия этот тип соглашений полностью вытеснил широко распространенные в остальных нефтедобывающих странах Азии, Америки и Австралии концессионные соглашения. Полагаю, что контракт типа «роялти - налог на прибыль» по своей природе представляет собой разновидность договора концессии или концессионного соглашения, потому что им предусматривается передача права собственности на все добытые полезные ископаемые недропользователю и обязательство последнего по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

    Контракт  на предоставление услуг, или сервисное соглашение, наибольшее распространение получил в Бразилии; также подобные соглашения были заключены в Иране, Ираке, Венесуэле, Нигерии и Вьетнаме. Сущность данного вида контракта заключается в том, что компания на условиях риска осуществляет работы по поиску и разведке, а в случае открытия коммерческого месторождения финансирует и его обустройство; после этого государственная нефтяная компания берет месторождение под свой контроль, а затраты сервисной компании возмещаются за счет добытой продукции. В отдельных случаях государство может взять на себя всю или часть разведки, и в зависимости от этого сервисные контракты подразделяются на контакты с риском («риск сервис») и без риска («страйт сервис»).

    Контракты о совместной деятельности, так же как и виды совместной деятельности, могут быть разделены на два подвида: с образованием юридического лица и без образования юридического лица (консорциум). Совместная деятельность в нефтяной промышленности представляет собой такой вид соглашения, при котором государство или государственная нефтяная компания, являющаяся собственностью государства, и некая другая, обычно иностранная нефтяная компания, совместно осуществляют разведку и добычу, неся совместно и риск потерь.  Следовательно, контракты о совместной деятельности предполагают обязательное участие государства как стороны в договоре.

    Сравнительный анализ различных договорных форм, применяемых в сфере недропользования, позволяет констатировать факт, что  наиболее оптимальной и приемлемой формой контракта на недропользование является соглашение о разделе продукции. К сожалению, пока еще вопросы специального законодательного регулирования в этой области не решены, поэтому наряду принятием Закона Республики Казахстан «О соглашениях о разделе продукции» следует предусмотреть возможность распространения этой формы и на другие виды минерального сырья (а не только нефти).

    Таковы  основные виды инвестиционных контрактов в сфере недропользования и их отличительные особенности, которые  должны найти отражение в действующем законодательстве. 

    2.4 Понятие, значение Казахстанского содержания 

    Термин  «казахстанское содержание» (далее  КС) означает уровень товаров, работ  и услуг казахстанского происхождения, закупаемых у казахстанских компаний, который предусмотрен инвестиционными контрактами, контрактами на недропользование либо законодательством. Кроме того, казахстанское содержание включает в себя и процент казахстанского персонала, задействованного в реализации того или иного проекта. До введения в действие соответствующих законодательных норм требования по КС для инвесторов содержались в положениях инвестиционных контрактов и контрактов на недропользование. Контракты определяли либо процентное соотношение закупаемых товаров, работ и услуг казахстанского и иностранного происхождения, либо, более часто, предусматривали общее обязательство компаний отдавать предпочтение товарам, работам и услугам казахстанского происхождения без указания конкретного процентного соотношения.

    Законодательные нормы по поддержке отечественных  товаропроизводителей присутствовали и прежде, однако эти нормы распространялись лишь на закупки, проводимые в рамках Закона РК «О государственных закупках», то есть на закупки государственными органами, государственными предприятиями, государственными учреждениями либо юридическими лицами, принадлежащими государству. Законодательные же нормы в области казахстанского содержания для инвесторов были введены лишь в 2004 году, когда в Закон РК «О недрах и недропользовании» были включены определения терминов «казахстанское содержание», «казахстанский производитель», «казахстанское происхождение». В последующем законодатель постепенно принимал новые нормы, направленные на усиление контроля за исполнением требований в области КС.

    Принимая, во внимание то, что многочисленные контракты на недропользование, заключенные до введения законодательного регулирования этого вопроса, не содержали конкретного процентного соотношения между казахстанскими и иностранными товарами, работами и услугами, закупаемыми для целей недропользования, в начале 2009 года компетентный орган в сфере недропользования (Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК) инициировал внесение изменений в контракты на недропользование.

    Цель  таких изменений – установить четкое процентное соотношение между  казахстанскими и иностранными товарами, работами и услугами, а также процент казахстанского персонала, задействованного в реализации проектов. Несмотря на то что большинство недропользователей согласились изменить контракты, некоторые компании отказались вносить предлагаемые изменения, учитывая стабилизацию законодательного режима своих контрактов.

    В настоящее время основные вопросы  казахстанского содержания регулируются несколькими законодательными актами: Законом «О недрах и недропользовании», Законом «О государственных закупках», Законом «О фонде национального благосостояния». Более того, правительство утвердило ряд подзаконных нормативных правовых актов, которые направлены на детальное регулирование данного вопроса.

    Требования  в отношении казахстанского содержания можно условно разделить на три категории:

    а) требования в отношении кс при  проведении операций по недропользованию;

    б) требования в отношении КС при  проведении закупок государственными органами, государственными учреждениями, юридическими лицами, в которых 50 и более процентов акций принадлежат государству и аффилиированными с ними лицами; и

    в) требования в отношении КС при  проведении закупок компаниями, аффилиированными с АО «Самрук-Казына».

    В отношении каждой из трех указанных  категорий законодательство предусматривает отдельные правила закупок товаров, работ и услуг

    Общие требования к недропользователям в  отношении КС при проведении операций по недропользованию изложены прежде всего в Законе РК «О недрах и  недропользовании».

    Данный  закон дает определение терминов «казахстанское содержание», «казахстанский производитель» и т. д. Казахстанским производителем является физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, производящее товары, выполняющее работы и оказывающее услуги казахстанского происхождения. Казахстанским происхождением признается непосредственное производство (выполнение) на территории Республики Казахстан товаров, работ и услуг физическими или юридическими лицами Республики Казахстан. Не так давно в Закон «О недрах и недропользовании» был также введен термин «товар казахстанского происхождения» – это товар, имеющий сертификат происхождения, подтверждающий его производство на территории Республики Казахстан.

    В пункте 1 статьи 63 Закона «О недрах и недропользовании» содержатся требования к недропользователям обязательно использовать оборудование, материалы и готовую продукцию, произведенные в Республике Казахстан, при условии их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании (согласно старому законодательству).

    Также недропользователь обязан привлекать казахстанские организации для  выполнения работ и услуг при  проведении операций по недропользованию, включая использование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги соответствуют стандартам, ценовым и качественным характеристикам однородных работ и услуг, оказываемых нерезидентами Республики Казахстан. Таким образом, в соответствии с данным положением недропользователи вправе отказаться от приобретения казахстанских товаров, работ и услуг в случае их несоответствия законодательству о техническом регулировании либо стандартам, ценовым и качественным характеристикам, предъявляемым к такого рода товарам, работам и услугам.

    В соответствии же с Законом «О недрах и недропользовании» при проведении операций по недропользованию в Республике Казахстан подрядчик, а также его субподрядчики в соответствии с требованиями настоящего Закона обязаны приобретать товары, работы и услуги у казахстанских производителей. В отличие от п.1 ст. 63, указанного выше, данное положение обязывает недропользователя закупать товары, работы и услуги у казахстанских производителей без каких-либо ссылок на возможность отказа от такого приобретения в случае низкого качества, высокой цены и т. д.

Информация о работе Этапы развития правового регулирования в сфере недропользования в Республике Казахстан