Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2017 в 16:25, реферат
Последний по счету самодержец земли Российской принадлежал к династии Романовых, представители которой, за исключением Петра Алексеевича, страниц истории собою не украсили. Самому Николаю II из его многочисленных предков более всех импонировал второй по счету Романов — Алексей Михайлович, получивший в дореволюционной историографии полуофициальное наименование "тишайший". Выбор образца для подражания в какой-то мере уже говорит о вкусах, да и характере выбиравшего. Но стать тишайшим последнему самодержцу не довелось. Уже при жизни он заслужил ненависть народа и позорную кличку "Кровавый", прилипшую к нему несмываемым клеймом.
Введение
Глава 1. ИЗ БИОГРАФИИ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РОМАНОВА
1.1. Император Николай II и его семья
1.2. Воспитание и образование наследника
1.3. Вступление на престол
1.4. Достижения России к 300-летнему юбилею дома Романовых
Глава 2. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРИ ПРАВЛЕНИИ НИКОЛАЯ II
2.1. Рост революционного движения
2.2. Русско-японская война 1904—1905 гг.
2.3. Революция 1905—1907 гг.
2.4. Образование Государственной думы
Глава 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРИ ПРАВЛЕНИИ НИКОЛАЯ II
3.1. Первая мировая война. Неудачи на фронте
3.2. Резкое обострение обстановки в Петрограде
Глава 4. ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
4.1. Дума требует отречения Николая II. Предательство высшего руководства армии
4.2. Отречение Николая II от престола
4.3. Арест Николая II и царской семьи
4.4. Убийство царской семьи
Заключение
Библиография
Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направляет его на военные сборы. Сначала 2 года Николай служит в рядах Преображенского полка, исполняя обязанности субалтерн-офицера, а затем — ротного командира. Два летних сезона Николай проходит службу в рядах кавалерийского полка взводным офицером, а затем эскадронным командиром и, наконец, в рядах артиллерии.
Параллельно отец вводит его в курс управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного совета и кабинета министров.
В программу образования будущего императора входили многочисленные путешествия по различным областям России, которые Николай совершал вместе с отцом.
В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За девять месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. К 23 годам своей жизни Николай Романов — высокообразованный молодой человек с широким кругозором, прекрасно знающий историю и литературу и в совершенстве владеющий основными европейскими языками. Блестящее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечастым явлением среди государственных деятелей того времени.
Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение — следовать российским основам, традициям и идеалам. Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович (отец Петра I), бережно хранивший традиции старины и самодержавия как основу могущества и благосостояния России. В одном из первых своих публичных выступлений он провозгласил: "Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель". Это были не только слова. "Начала самодержавия" Николай II отстаивал твердо и неуклонно: ни одной существенной позиции за годы правления он не сдавал вплоть до своего трагического для судьбы России отречения от престола в 1917 г. Но эти события еще впереди. *
* Мирвис А. Б. Дом Романовых. 1992. С. 30.
Хотя император Николай II получил блестящее образование и всестороннюю подготовку к государственной деятельности, но морально к ней он не был готов. Это и легко понять. Внезапная (в возрасте 49 лет) смерть отца, которому предрекали длительное царствование, вначале ввергла Николая в растерянность. Он искренне скорбит, отмечая: "Это была смерть святого!"
Никто не понимал значения кончины царя лучше, чем 26-летний молодой человек, унаследовавший его трон. "Я видел слезы, застилавшие его голубые глаза, — вспоминал великий князь Александр, шурин Николая. — Он взял меня за руку и повел вниз, в свою комнату. Мы обнялись и заплакали. Он не мог собраться с мыслями. Он знал, что теперь он — император. Бремя этого ужасающего для него факта раздавило его. "Сандро, что мне делать? — восклицал он патетически. — Что будет со мной, с тобой, с Ксенией, с Аликс, с мамой и с Россией? Я не подготовлен к тому, чтобы быть царем. Я никогда не хотел этого. Я ничего не понимаю в делах управления. Я даже не представляю, как говорить с министрами".
Николаю II только 26 лет, а он отвечает за судьбу огромной страны. И необходимо отметить, что, к чести его, он сумел найти в себе силы принять эту ответственность, не перекладывая ее ни на кого.
Алкоголизм и распутство Николая II — такие же бесстыдные выдумки левых, как его коварство и жестокость. Все, кто знал царя лично, отмечают, что он пил вино редко и мало. Через всю жизнь император пронес любовь к одной женщине, которая стала матерью его пятерых детей. Это была Алиса Гессенская, немецкая принцесса. Увидев ее однажды, Николай II в течение многих лет помнил только о ней. И хотя родители из политических соображений прочили ему в жены французскую принцессу Елену Орлеанскую, он сумел отстоять свою любовь, и весной 1894 г. добился помолвки с любимой. Алиса Гессенская, ставшая после миропомазания великой княжной Александрой Федоровной, была для императора возлюбленной и другом до трагического конца.
Свадьба с принцессой, назначенная на весну, должна была, по настоянию Николая, состояться раньше. Взвалив на свои плечи бремя новых обязанностей, Николай не собирался допустить, чтобы единственный человек, который вливал в него уверенность, вдруг отдалился от него. Через неделю после похорон, 26 ноября, состоялась свадьба. Эта дата была выбрана в связи с днем рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Эта свадьба положила начало непоколебимо счастливому супружеству, которое продолжалось до последних дней их жизни.
1.3. Вступление на престол
Николай Александрович, старший сын императора Александра III и его супруги Марии Федоровны, вступил на престол 21 октября 1894 г. 14 мая 1895 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация Николая II. После коронации торжественная процессия во главе с императором вышла из Успенского собора и направилась в Архангельский собор, в котором похоронены первые цари династии Романовых, чтобы поклониться их могилам. После посещения Благовещенского собора император отправился в Большой Кремлевский дворец. Первый день коронационных торжеств закончился парадным обедом в Грановитой палате Московского Кремля.
18 мая 1896 г. во время раздачи царских
подарков по случаю коронации
Николая II на Ходынском поле (в
северо-западной части Москвы, в
начале современного
В своем первом обращении к народу Николай II возвестил, что: "Отныне он, проникшись заветами усопшего родителя своего, приемлет священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Его верноподданных". В обращении к иностранным государствам Николай II заявлял, что "посвятит все свои заботы развитию внутреннего благосостояния России и ни в чем не уклонится от вполне миролюбивой, твердой и прямодушной политики...". *
* Мирвис А. Б. Дом Романовых. 1992. С. 30.
Образцом правителя для него был первый представитель династии Романовых на российском престоле — царь Алексей Михайлович, бережно хранивший традиции страны. Но время, в которое выпало царствовать Николаю II, сильно отличалось от эпохи первых Романовых, при которых народные основы и традиции, почитаемые простым народом и правящим слоем, были объединяющим знаменем общества; к началу же ХХ в. российские основы и традиции становятся объектом отрицания со стороны образованного общества. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергала путь следования российским основам, традициям и идеалам, многие из которых они считали отжившими и невежественными. Не признавалось право России на собственный путь развития. Делалась попытка навязать ей чужую модель развития — либо западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма.
Трагедия жизни Николая II состояла в неразрешимом противоречии между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и нигилистическими попытками значительной части образованных слоев страны отвергать эти основы и традиции. И речь шла не только о сохранении традиционных форм управления страной, а о спасении русской национальной культуры, которая, как он чувствовал, находилась в опасности. События последних 70 лет показали, насколько был прав последний российский император. Всю свою жизнь Николай Александрович чувствовал на себе психологическое давление этих оппозиционных сил. Как видно из его дневников и переписки, это ему причиняло страшные моральные страдания. Твердая убежденность в необходимости хранить основы и традиции России в сочетании с чувством глубокой ответственности за ее судьбу делали Николая II подвижником идеи, за которую он и отдал свою жизнь.
"Вера в бога и в свой
дом Царского служения, — отмечает
в своей книге С. С. Ольденбург,
— были основой всех взглядов
Николая II". Он считал, что ответственность
за судьбу России лежит на
нем, что он отвечает за нее
перед престолом Всевышнего. Другие
могут советовать, мешать ему, но
ответ за Россию перед Богом
лежит на нем. Из этого вытекало
его отношение к ограничению
власти, которое он считал
Воспитатель наследника престола в своих воспоминаниях отмечал сдержанность и самообладание Николая Александровича, его умение управлять своими чувствами. Даже по отношению к неприятным для него людям император старался держать себя как можно корректней. Однажды министр иностранных дел Р. Д. Сазонов высказал свое удивление по поводу спокойной реакции императора в отношении малопривлекательного в нравственном отношении человека, отсутствия в нем всякого личного раздражения к этой особе. Николай II ответил ему следующее: "Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе совершенно замолкнуть. Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого". "Деликатную природу" Николая II, "не дававшую ему возможности сказать кому-либо в лицо что-нибудь неприятное", отмечает в своей книге Владимир Гурко.
* Соколов Н. А. Последний день Романовых. 1991.
"Что бы ни происходило
в душе Государя, — писал С.
Д. Сазонов, — он никогда не
менялся в своих отношениях
к окружающим его лицам. Мне
пришлось видеть его близко
в минуту страшной тревоги
за жизнь единственного сына,
на котором сосредоточивалась
вся его нежность, и, кроме некоторой
молчаливости и еще большей
сдержанности, в нем ничем не
сказывались пережитые им
Характеризуя личность Николая II, немецкий дипломат граф Рекс говорил об императоре как о человеке духовно одаренном, благородного образа мыслей, осмотрительном и тактичном. "Его манеры, — писал дипломат, — настолько скромны, и он так мало проявляет внешней решимости, что легко прийти к выводу об отсутствии у него сильной воли, но люди, его окружающие, заверяют, что у него весьма определенная воля, которую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом". Упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов отмечает большинство знавших императора людей. До тех пор пока план не был осуществлен, царь постоянно обращался к нему, добиваясь своего. С. С. Ольденбург замечает, что "у Государя поверх железной руки была бархатная перчатка. Воля его была подобна не громовому удару. Она проявлялась не взрывами и не бурными столкновениями; она скорее напоминала неуклонный бег ручья с горной высоты к равнине океана. Он огибает препятствия, отклоняется в сторону, но, в конце концов, с неизменным постоянством близится к своей цели".
Кроме твердой воли и блестящего образования, Николай обладал всеми природными качествами, необходимыми для государственной деятельности, и прежде всего огромной трудоспособностью. Если это было необходимо, он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя. Был он любителем физического труда — пилил дрова, убирал снег и т. п., привлекал его и спорт во всех видах.
Николай II обладал живым умом и широким кругозором, он быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов и нередко перебивал докладчика кратким рассказом того, что последний хотел ему разъяснить.
Император имел исключительную память на лица и события. Большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться и которых было много, он помнил в лицо. В. И. Гурко в своей книге "Царь и царица" отмечает, что благодаря своей памяти осведомленность царя в различных вопросах была изумительная. "Но пользы из своей осведомленности он не извлекал. Накапливаемые из года в год разнообразнейшие сведения оставались именно только сведениями и совершенно не претворялись в знание, ибо координировать их и сделать из них какие-либо конкретные выводы Николай II был не в состоянии. Все почерпнутое им из представляемых ему устных и письменных докладов оставалось мертвым грузом, использовать который он и не пытался", — писал автор.
Император Николай II, отмечали многие государственные деятели России, обладал совершенно исключительным личным обаянием. С. Ю. Витте вспоминал, что "он очаровывает своею сердечною манерою, обхождением, своей удивительной воспитанностью".
Он не любил торжеств, громких речей. Ему не нравилось все показное, искусственное, но в тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз он умел обворожить своих собеседников. Его большие лучистые глаза дополняли речь, заглядывали в душу. Эти природные данные еще более подчеркивались тщательным воспитанием. "Я в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий император Николай II", — написал С. Ю. Витте уже в ту пору, когда он по существу являлся личным врагом царя.
Более 70 лет в нашей стране была правилом отрицательная оценка личности Николая II. Ему приписывались все унизительные характеристики: от коварства, политического ничтожества и патологической жестокости до алкоголизма, разврата и морального разложения. Сегодня в истории все встало на свои места.
Рассказ о Николае II был бы неполным без характеристики царицы Александры Федоровны.
От своей матери, Алисы Гессенской, царица унаследовала душевность и доброту. За постоянную улыбчивость и радостные чувства, которые она вызывала, ее звали Солнышко. Событие, связанное со смертью ее матери и сестры от дифтерита, наложило роковую печать на характер царицы. Вместо открытости в ее поведении стали преобладать замкнутость и сдержанность, вместо общительности — застенчивость, вместо улыбчивости — внешняя серьезность и даже холодность. Только в кругу самых близких людей она оставалась прежней — радостной и открытой. Эти черты характера сохранились у нее навсегда и доминировали даже тогда, когда она стала императрицей. Близко знавший ее учитель царских детей Пьер Жильяр писал: "Весьма сдержанная и в то же время очень непосредственная, прежде всего — жена и мать, императрица чувствовала себя счастливой только среди своих. Образованная и обладавшая художественным чутьем, она любила чтение и искусство. Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями".
Алиса получила самое лучшее по тем временам образование. Знала литературу, искусство, говорила на нескольких языках, прослушала курс философии в Оксфорде. И в молодости, и в зрелом возрасте царица была очень хороша собой.
Муж и дети были для императрицы маленьким надежным островком посреди царящей вокруг ненависти и вражды. В семейной жизни Александра Федоровна была образцом всех добродетелей. Безупречная, страстно любящая супруга, примерная мать, внимательно следящая за воспитанием своих детей и прилагающая все усилия к их всестороннему развитию и укреплению в них высоких нравственных принципов, домовитая, практичная и даже расчетливая хозяйка — так рисуют Александру Федоровну все ее приближенные.
Информация о работе Жизнь и смерть во имя отечества... император Николай II