Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2016 в 12:32, контрольная работа
Советский вариант модернизации СССР, который проявлялся посте-пенно и затем был увязан с именем Сталина, состоял из следующих час-тей: индустриализация, коллективизация, культурная революция, создание хорошо вооруженной армии, способность отстаивать независимость страны, находившейся в капиталистическом окружении
Введение 3
Глава 1 Поражение последних сторонников НЭПа
в руководстве ВКП (б) 4
Глава 2 Строительство сталинского социализма 6
2. 1. Индустриализация 6
2. 2. Коллективизация 16
Глава 3 Сталинский тоталитаризм 23
Заключение 35
Список литературы
Доносительство приняло такие масштабы, что коллективы кишели платными («сексотами» - секретными сотрудниками) и бесплатными осведомителями НКВД. За любое неосторожное слово можно было поплатиться жизнью и свободой. Политические дела по 58-й статье Уголовного кодекса рассматривались, как правило, внесудебными органами, во многом напоминавшими трибуналы времен гражданской войны. Это были «тройки» и особые совещания, составленные руководителями партийных органов, НКВД, прокуратуры. Приговоры обычно выносились заочно.
По официальным, далеко не полным данным, в период сталинского тоталитаризма (с 1921 по 1953 гг.) репрессировано 3,8 млн. человек, из которых 786 тыс. расстреляно. В 1937-1938 гг. было арестовано 1,4 млн. человек, из них половина была расстреляна. Была еще формулировка приговора «10 лет без права переписки», которая мало чем отличалась от расстрела, т.к. для семьи заключенный пропадал без вести.
Сталин все делал для того, чтобы «большое насилие» воспринималось в советском обществе и за рубежом в ином, благоприятном для режима свете. В этом ему помогала «большая ложь», проводимая массированной пропагандой, произведениями писателей и т.д. Люди, миновавшие смертный приговор, отбывали срок в лагерях. Первым крупным лагерем был Соловецкий лагерь особого назначения, созданный в 1923 г. в известном монастыре на Белом море, а самый знаменитый лагерь эпохи индустриализации - на Беломорканале. Далее создавалась целая империя ГУЛАГ (Главное управление лагерей). Лагеря именовались исправительно-трудовыми и были воспеты советскими писателями, в т. ч. Горьким, Зощенко, как образец гуманного и эффективного перевоспитания заключенных. Перед войной в системе ГУЛАГа с ее систематическими истязаниями заключенных, хроническим голоданием, тяжёлыми работами на морозе содержалось 2,3 млн. человек.
Основная цель террора - искоренение предполагаемой оппозиции, исключение возможности её возникновения, создание атмосферы всеобщего страха - к концу 1938 г. была достигнута. После казни бывших оппозиционеров вряд ли у кого могло возникнуть желание следовать их примеру. Чувство страха охватило всех сверху донизу, и никто не мог чувствовать себя в безопасности. Кроме того, масштабы террора стали непосильными для страны и НКВД, не хватало тюрем. Массовые аресты привели к замедлению экономического роста. Террор, как важный инструмент сталинского руководства, выполнил свою задачу, и по воле Сталина был остановлен.
Постановление ЦК ВКП (б) и СНК от 17 ноября 1938 г. запретило органам НКВД и прокуратуры производить массовые аресты и высылки, аресты могли осуществляться только с санкции суда или прокуратуры, «тройки» распускались. Был смещен с поста наркома внутренних дел Ежов, успевший к тому времени ликвидировать «отставание» в деле разоблачения «врагов народа». Год спустя он был арестован и в 1940 г. расстрелян. НКВД возглавил Л. П. Берия. На XVIII съезде ВКП (б) в 1939 г. Сталин признал, что чистка проведена не без ошибок и заверил, что больше массовых чисток не будет. Количество чисток сократилось, часть заключенных выпускалась, вскоре многие из них были вновь арестованы. Полностью репрессии не прекратились. В 1940 г. был арестован академик Н. И. Вавилов, ученый с мировым именем (умер через три года в тюрьме от дистрофии).
Агенты Сталина охотились за главным врагом вождя - Троцким, который с 1937 г. жил в Мексике (после Турции, Франции, Норвегии). Он писал антисталинские книги и статьи, разоблачала политические процессы в СССР. Операцию по ликвидации Троцкого кого возглавил майор госбезопасности Н. И. Эйтингон. Первое нападение на дом Троцкого во главе с художником Сикейросом было неудачным. Покушение было осуществлено по другому сценарию: участник гражданской войны в Испании Р. Меркадер, чтобы иметь доступ в дом Троцкого, стал женихом его секретарши и во время одного из посещений 20 августа 1940 г. он ударил жертву ледорубом в затылок. Через сутки Троцкий скончался. Меркадер 20 лет отсидел в тюрьме, не признавшись, что выполнял задание советских спецслужб. Потом уехал в СССР, получил от Хрущева золотую звезду Героя Советского Союза, в 1978 г. скончался. Эйтингон и мать Меркадера были удостоены орденов Ленина. Мстительный вождь в 1937-1938 гг. расстрелял всех близких родственников Троцкого, оставшихся в СССР - брата, сестру, племянников, младшего сына, первую жену. При неясных обстоятельствах в Париже скончался и старший сын и помощник Троцкого - Лев Седов.
Демократия и свободы в СССР отсутствовали. Как и в петровские времена, все население было закреплено и мобилизовано на службу государству. В 1932 г., когда люди стали убегать из голодных мест, была ликвидирована свобода передвижения введением паспорта и прописки. Разрешение на прописку выдавалось в соответствии с установленными сверху лимитами, а без прописки нельзя было переехать в город и устраиваться на работу. Крестьяне паспортов не имели и не могли покинуть деревню. За уклонение от работы или невыполнение минимума трудодней им грозило тюремное заключение или ссылка. Все это напоминало крепостное право. Так расшифровывали крестьяне аббревиатуру ВКП (б) - второе крепостное право большевиков.
Интеллигенция также лишилась независимых творческих организаций, они были ликвидированы, созданы единые и полностью подчиненные государству организации: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов. В своем творчестве интеллигенция должна была придерживаться единственно правильного метода - социалистического реализма, т.е. восхвалять коммунистическую политику и идеологию, приукрашивать социалистическую действительность. Произведения подлинных мастеров литературы - М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка, А. Ахматовой и др. при сталинской цензуре имели мало шансов быть опубликованными.
В 30-е годы в связи с укреплением государства и отдалением
от революционного прошлого в советском
обществе происходила трансформация от
революционной фразеологии к государственно-
Такая метаморфоза объяснялась желанием Сталина использовать в интересах укрепления своей диктатуры традиционную тягу в стране к самодержавной власти, покорность народа правителям, его привычку жить в несвободе. Об этой преемственной связи сталинского тоталитаризма с самодержавием писал русский философ зарубежья Г. Федотов.
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Официально в ней говорилось о победе социализма и обосновывали это тем, что в стране ликвидирована частная собственность, изменилась социальная структура, не стало эксплуатации классов, построена государственно-плановая экономика. Для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. - в рамках именно того типа общества, каким был СССР.
Советская конституция 1936 г. упрочивала и расширяла социально-экономические права граждан, что напрямую зависело от государства — монополиста-собственника. Одновременно стагнировало развитие личных прав, которые властью практически не соблюдались. Использование политических прав было ограничено Конституцией (“в целях развития коммунистического строительства...”, “в целях укрепления и развития социалистического строя” и т. п.).
Монополизм власти партии и государственного аппарата в экономике, политике, идеологии, контроль за духовной и личной жизнью людей прямо или косвенно санкционировались конституционным законодательством. В последнем демократические процедуры причудливо сочетались с государственным тоталитаризмом, имперской политикой как внутри государства, так и на международной арене.
С одной стороны в Советской России попираются и лишь декларируются конституционные права и гарантии, с другой стороны закладываются следующие основы конституционного права: Конституция есть основной закон, и только основной закон. Конституция не исключает, а предполагает текущую законодательную работу будущих законодательных органов. Конституция дает юридическую базу для будущей законодательной деятельности таких органов. Конституция есть регистрация и законодательное закрепление тех завоеваний, которые уже добыты и обеспечены.
В Конституции 1936 г. были обозначены демократические права и свободы, но на деле все нормы с легкостью попирались.
Конституция 1936 года – это апогей становления и закрепления Советской власти. И не только в идеологическом, но и экономическом плане.
Самый высокий пик числа осужденных пришелся на 1937 и 1938 годы - 1,3 миллиона человек (33,1% общего числа осужденных за тридцать с лишним лет по данной статье). Из них 682 тысячи - более половины - были приговорены к высшей мере наказания. Расстрелять по приговорам "троек" и особых совещаний за два года 2/3 миллиона человек - такое не скоро сотрется из людской памяти. На языке приговоров это звучало как "разгром бухаринско-троцкистской банды", в народном обиходе - "ежовы рукавицы", в политологии - как "смена руководящих кадров в стране". Этому пику предшествовал другой, в 1935-1936 годы, тоже связанный со "сменой" кадров. Пока не закончилось замещение старого бюрократического слоя новым, советским, террор против последнего носил ограниченный характер. Так, в ходе ленинских партийных чисток (борьба "за единство партии") крайней мерой для всех - от рядового до члена ЦК являлось исключение. Сталинские кары распространялись уже на всех партийцев. Система власти окончательно сложилась лишь тогда, когда через репрессивный барабан была пропущена не только основная масса населения, но и высшие представители нового правящего класса. Ибо в пролетарском государстве не должно было оставаться ни единого человека, живущего вне репрессии и страха, которые и стали основной цементирующей силой системы.
Вторым по величине всплеском "контрреволюции" стали 1930-е годы - более 200 тысяч осужденных, большинство из которых составляли кулаки, и 1933 год - около 240 тысяч осужденных, главным образом кулаки-саботажники хлебозаготовок. И опять-таки в насильственной коллективизации деревни не было ничего личного, сталинского. Изменение характера промышленного производства, появление новых отраслей, рост расходов на оборону требовали средств в несравненно больших размерах, чем раньше, которые только и можно было выкачивать из деревни при помощи колхозной системы. Принудительные хлебозаготовки 1932-1933 годов, как показывают новейшие исследования, стали главной причиной голода в Поволжье, на Украине и других районах страны.
В главном, методах руководства, сохранялась преемственность действий обоих вождей. Ленин, пользуясь голодом, раздавил оппозицию в лице Русской Православной Церкви, а Сталин, используя то же средство, уничтожил крестьянство.
Третий пик борьбы с "контрреволюцией" пришелся на войну и был связан, по определению Минюста СССР, с "решительной борьбой с агентурой врага в тылу и всякого рода пораженческими элементами". Война сказалась на росте осужденных в 1945 и 1946 годах. Это было наказание "социально опасных" репатриантов и бывших советских военнопленных, власовцев, оуновцев и прочих категорий населения, которые, по мнению правительства, представляли серьезную угрозу для режима.
Как видно из данных уголовной статистики, каждому этапу строительства новой власти соответствовал новый этап террора, представлявший, по сути, планомерное истребление различных социальных слоев и групп.
Таким образом, построенное в СССР общество
имело двоякие черты - революционные, военно-коммунистические
и многовековые, традиционно российские. Происходило
наложение первых на вторые, при этом в
основе новой системы все-таки лежали
традиционные черты русской государственности.
Сталинский социализм не соответствовал
классической теории социализма: народ
был отчужден от собственности и власти,
классовая эксплуатация была заменена
еще более жестокой государственной, ликвидированы
парламентская демократия и правовое
государство, установилась тоталитарная
система и др. Многие авторы характеризуют
его как государственно-феодальный социализм.
Нельзя не согласиться с утверждениями
ряда современных исследователей, что
на новом витке развития были воспроизведены
характерные черты «самодержавно-государственно-
В целом, Советское государство научно характеризуется как тоталитарное, наряду с фашистскими в Италии и Германии. Его определяет наличие: харизматического правителя (генсека, фюрера, дуче), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти; массовой политической партии, через которую осуществляется связь и влияние на все слои общества; тотального идеологического контроля населения; мощного репрессивного аппарата; милитаризации экономики и общества в целом.
По мнению Н. Бердяева, Советское государство «есть единственное в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство. Это есть трансформация идеи Иоанна Грозного, новая форма старой гипертрофии государства в русской истории».
Следует особо подчеркнуть, что Советское тоталитарное государство стало политическим инструментом осуществления технической модернизации страны ценой полного подавления свободы личности, превращения людей в послушных исполнителей воли правителя. Оно было альтернативой цивилизованному, демократическому пути модернизации общества.
Заключение
Переход к политике форсированной индустриализации был проведен силами государства в рамках плановой централизованной экономики. В выборе форм и методов индустриализации решающую роль сыграла идеология – марксистское неприятие рынка и частной собственности.