Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2016 в 12:32, контрольная работа
Советский вариант модернизации СССР, который проявлялся посте-пенно и затем был увязан с именем Сталина, состоял из следующих час-тей: индустриализация, коллективизация, культурная революция, создание хорошо вооруженной армии, способность отстаивать независимость страны, находившейся в капиталистическом окружении
Введение 3
Глава 1 Поражение последних сторонников НЭПа
в руководстве ВКП (б) 4
Глава 2 Строительство сталинского социализма 6
2. 1. Индустриализация 6
2. 2. Коллективизация 16
Глава 3 Сталинский тоталитаризм 23
Заключение 35
Список литературы
Введение
Глава 1 Поражение последних сторонников НЭПа
в руководстве ВКП (б)
Глава 2 Строительство сталинского
социализма
2. 1. Индустриализация
2. 2. Коллективизация
Глава 3 Сталинский тоталитаризм
Заключение
Список литературы
Введение
Советский вариант модернизации СССР, который проявлялся постепенно и затем был увязан с именем Сталина, состоял из следующих частей: индустриализация, коллективизация, культурная революция, создание хорошо вооруженной армии, способность отстаивать независимость страны, находившейся в капиталистическом окружении.
«Сталинская модель» – «крайне левая» – это вариант скачкообразного развития, основанный на максимальной концентрации ресурсов на магистральном направлении (в тяжелой индустрии) за счет напряжения всей хозяйственной системы, временной перекачки средств из «второстепенных» отраслей (легкой промышленности, сельского хозяйства). На первый план во взаимоотношениях города и деревни выступает производственная форма «смычки» (колхозы).
Сталинская платформа в основу ставила геополитический фактор: держать курс на ускоренную индустриализацию как открывающую путь к развертыванию современного военно-промышленного комплекса и техническому перевооружению всего народного хозяйства для обеспечения обороноспособности страны. Такая стратегия вела к свертыванию НЭПа, опоре на административные директивно-плановые рычаги в управлении экономикой, перекачке средств с сельского хозяйства, социальной сферы в пользу промышленности. Это было в основе сталинской теории о возможности полного построения социализма в одной стране, богатой всеми видами ресурсов. Перспектива такого исторического рывка превратить СССР в могучую державу вызвала поддержку в партии, а через ее идеологическое воздействие - и в народе.
Поражение последних сторонников НЭПа в руководстве ВКП (б)
Антинэповская кампания на «идеологическом фронте» идентифицировалась прежде всего с борьбой против «правого уклона в ВКП (б) и в Коминтерне». В сущности с правыми олицетворялись все, кто продолжал оставаться на принципах НЭПа, призывал к умеренности и осторожности, здравому смыслу. Чаще всего кампания велась под флагом борьбы против бюрократизма, злоупотреблений и других негативных явлений, которые были присущи всем советским учреждениям. Провозглашая курс на «социалистическое наступление», сталинское руководство стремилось обеспечить ему идеологическую поддержку. Этой цели служили организованные партаппаратом в 1928 г. очередные конгресс Коминтерна, съезды профсоюзов, комсомола, на которых прежнее руководство этих органов подвергалось резкой критике как не справившееся с задачами текущего момента. На VI конгрессе Коминтерна (июль – сентябрь 1928 г.) «правый уклон» был объявлен главной опасностью для международного коммунистического движения. Ноябрьский пленум ЦК указал, что «правый уклон» представляет главную опасность внутри ВКП (б).
Главным идеологом НЭПа был Бухарин, поэтому борьба с «правым уклоном» была направлена прежде всего против него и его взглядов. Правда, характер дискуссий теперь уже был иной. Спорили главным образом за закрытыми дверями, не посвящая рядовых коммунистов в сущность разногласий. О том, что в действительности происходило в это время в высших эшелонах партийного руководства, общество узнало много позже. Пользуясь своим положением главного редактора «Правды», Бухарин выступил с рядом статей, в которых под видом борьбы против троцкизма критиковался отказ от НЭПа, проводимый сталинским руководством. Сталин в свою очередь в печати начал компанию по дискредитации Бухарина как теоретика: он был объявлен лидером «правого уклона» и все, что он сделал для развития ленинской теории НЭПа, было перечеркнуто.
Разгром «правых», также происходивший за закрытыми дверями, состоялся на апрельском объединенном расширенном пленуме ЦК и ЦКК 1929 г. В своей речи Бухарин попытался очертить последствия взятого сталинским руководством курса.
О том, какие методы дискредитации оппонентов утверждались в партии, свидетельствует сталинское выступление на пленуме. Он извлек из архива старую полемику между Лениным и Бухариным по поводу государственного капитализма, вспомнил ленинское «Письмо к съезду», где Ленин намекнул на предполагаемое участие Бухарина в заговоре левых эсеров. Что касается существа дела, то взгляды Бухарина и его сторонников он назвал пораженческими, проявлением панических настроений. Пленум 300 против 13 осудил «правый уклон».
Вслед за пленумом была созвана XVI партийная конференция, которая проходила под знаком осуждения правых по всем направлениям текущей политики. «Правый уклон» был назван «откровенно капитулянтским», ему объявлялась решительная и беспощадная борьба.
Борьба с «правым уклоном» превратилась в откровенную травлю оппозиционеров. «Правый уклон» олицетворялся с именами Бухарина, Рыкова, Томского. Против них развернула широкую кампанию печать. Повсеместно организовывались собрания и митинги с «разоблачением» и осуждением их сторонников. От них требовали признания своих ошибок и покаяния. Несколько позже, на ноябрьском пленуме 1929 г., принадлежность к «правому уклону» была признана несовместимой с пребыванием в партии. За короткий срок из нее было исключено 149 тыс. человек (11%), в основном по обвинению в «правом уклоне». Большинство из них так или иначе, раньше или позже вынуждены были публично признаться в своих ошибках и заблуждениях.
Разгром «правых» происходил под аккомпанемент обвального крушения НЭПа по всем направлениям хозяйственной и социальной политики.
Строительство сталинского социализма
Индустриализация
В конце 20-х годов сталинское руководство отказалось от новой экономической политики и перешло к непосредственному введению социализма. Посчитав свою власть достаточно окрепшей, оно приступило к форсированной индустриализации, ликвидации капиталистических элементов - предпринимателей, нэпманов, кулаков, начало преобразования в сельском хозяйстве на социалистической основе и утверждение единственной коммунистической идеологии в обществе. Из всего перечисленного лишь индустриализация была объективной необходимостью, вызывалась интересами развития страны, остальное было порождением большевистской доктрины.
Начальной стадией разработки программы модернизации стал XIV съезд ВКП (б), состоявшийся в декабре 1925 года и вошедший в отечественную историю как съезд индустриализации. После отказа от НЭПа проведение индустриализации намечалось при ужесточении режима, применении административно-репрессивных мер, государственно-планового механизма.
Политика «социалистической индустриализации» была направлена на: 1) всемерное развитие государственного сектора как основы социалистической экономики; 2) внесение в управление народным хозяйством планового начала; 3) установление новых взаимоотношений между городом и деревней с учетом расширения крестьянского спроса не только на продукты потребления, но и на средства производства; 4) сокращение непроизводительного потребления («режим экономии»), с тем чтобы сэкономленные средства направить на строительство новых заводов и фабрик.
Индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и в первую очередь в промышленности.
Предпосылки индустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую необходимость индустриализации.
Экономическая необходимость индустриализации заключалась в том, что крупная промышленность и в первую очередь группа А (производство средств производства) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие сельского хозяйства в частности. Социальная необходимость – без индустриализации невозможно развитие экономики, а следовательно и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая необходимость – без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.
Индустриализации проводилась в условиях до конца не устраненных последствий разрухи, не налаженных международных экономических связей, не хватки опытных кадров, удовлетворения потребности в машинах за счет импорта.
Цель индустриализации заключалась в следующем: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной способности и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма.
Источниками индустриализации служили внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Существенным источником индустриализации была жесточайшая государственная эксплуатация населения, всяческое ограничение потребления, строжайший режим экономии на всем - на зарплате, еде, жилье и т.д.
Государственная инициатива индустриализации поддержана энтузиазмом снизу. Индустриализация носит планомерный характер.
Индустриализация имела опору на частный капитал и внешние связи, сбалансированное развитие сельского хозяйства и производительности, командно-административные методы за счет внутренних источников.
Историческую задачу индустриализации надо было решить в кратчайший срок. Быстрый темп индустриализации диктовался, во-первых, необходимостью максимально использовать для построения экономического фундамента социализма мирную передышку, которую империалисты могли сорвать в любой момент; во-вторых, необходимостью в короткий срок подвести под сельское хозяйство техническую базу как основное условие его социалистического преобразования и повышения его продуктивности; в-третьих, в возможно короткий срок укрепить обороноспособность Советского государства. Осуществление быстрых темпов индустриализации обеспечивалось преимуществами социалистической системы хозяйства: общественной собственностью на орудия труда и средства производства, плановым ведением хозяйства, трудовым энтузиазмом рабочего класса.
Индустриализация являлась решающим условием для преодоления вековой экономической отсталости многих народов СССР, для ликвидации фактического неравенства между народами нашей страны, для формирования национальных кадров рабочего класса. Социалистическая индустриализация обеспечивала технико-экономическую самостоятельность СССР, его независимость от капиталистических стран, основу оборонной мощи Советского государства, а также коренной подъем жизненного уровня трудящихся (полное преодоление безработицы, резкое увеличение производства предметов народного потребления, рост национального дохода).
Имели место и негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового производства, массовые аварии и поломки, поиск виновных.
Политическое руководство стремилось осуществить индустриализацию в кратчайшие сроки (10 – 15 лет). В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП (б) провозгласил главной задачей экономической политики развитие тяжелой промышленности при сохранении рыночных связей между городом и деревней. Началась разработка первого пятилетнего плана.
Решающим условием его выполнения был форсированный экспорт зерна и других видов сельскохозяйственного сырья, являвшийся главным источником валюты для закупки машин и оборудования за границей для строящихся промышленных предприятий. С другой стороны, численность городского населения одновременно со строительством новых промышленных предприятий увеличивалась, и государство должно было гарантировать его снабжение продовольствием. Индустриализация, следовательно, нуждалась в огромном количестве зерна. Хлебозаготовки, однако, шли не так быстро, как того желало руководство страны. В 1927 г. не были выполнены планы хлебозаготовок; государство недополучило по сравнению с 1926 г. 128 млн. пудов.
Первые пятилетние планы базировались на проектировке развития отдельных ключевых отраслей тяжелой промышленности – металлургии, энергетики, машиностроения и т. д. Госплан начинал с планов по производству и распределению отдельных видов продукции, а затем разрабатывались планы по развитию отдельных отраслей и регионов и, наконец, по комплексному развитию наиболее тесно взаимосвязанных отраслей и всего народного хозяйства в целом. Этот метод тогда называли методом выбора главного звена, точнее, нескольких главных звеньев (позднее его назовут программно-целевым). Он в наибольшей степени отвечал стратегии форсированной индустриализации (так, в первой пятилетке ключевыми были отрасли топливно-энергетического комплекса, металлургия и машиностроение). За ключевыми отраслями промышленности следовали плановые разработки по сельскому хозяйству, а затем – по транспорту, строительству. Следующий этап – планирование сферы обращения и финансов: торговли, кредита и бюджета. И, наконец, проблемы воспроизводства рабочей силы.