Становление основ федерализма в Веймарской Республике (1919 - 1923 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:38, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. На пороге нового тысячелетия по-прежнему остается актуальной проблема сосуществования этнических групп, территориальных и национальных образований в рамках единого государства. Одним из наиболее распространенных путей ее решения является модель федеративного государства, что ярко демонстрирует ход истории развития немецкого общества.

Файлы: 1 файл

Веймарская рекспублика для Юры Позднякова.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Сепаратистское  движение на Рейне не было спонтанным выступлением части местного населения; оно носило организованные формы и обусловливалось целым рядом причин: во-первых, укоренившимися среди 

21 

местных жителей  антипрусскими настроениями; во-вторых, надеждами части рейнского населения  на политико-экономическое сотрудничество с Францией как «лекарство» от послевоенных тягот и лишений; в-третьих, серьезными опасениями перед угрозой «берлинского революционного радикализма», господства Советов, социализации, антирелигиозной политики, а также новой политики в сфере культуры и образования. Все это создавало условия для формирования широкого «оборонительного фронта» с участием не только традиционно федералистски настроенных политиков партии католического Центра, но также местных националистов и либералов. 

В течение ноября 1918 - апреля 1919 гг. под руководством кельнского обер-бургомистра К. Аденауэра предпринимались активные попытки легального создания государства на Рейне. Идея создания Рейнской республики исходила, в первую очередь, от группы политиков Центра. Считавший неизбежным перегруппировку немецких государств и видевший в создании «Западно-Германской республики» возможность удовлетворения выдвигаемых Францией требований безопасности взамен на гарантию сохранения левобережного Рейна в составе Германии Аденауэр исключал возможность превращения рейха в унитарное и централизованное государство, а создание республики на западе, которой обер-бургомистр отводил видное место в будущей немецкой федерации, рассматривал как необходимое условие ликвидации многолетнего господства Пруссии. С принятием «Закона о временной государственной власти в стране», фактически исключавшего возможность легального проведения каких-либо территориальных изменений в Германии без согласия заинтересованных правительств земель, даже с учетом всенародного референдума, Аденауэр был вынужден оставить надежды на скорейшее завершение процесса территориального преобразования на западных рубежах Пруссии и изменить свою тактику в условиях растущего в немецком обществе противостояния «особым устремлениям на Рейне». 

«Сдержанная политика»  кельнского обер-бургомистра в вопросе рейнской автономии подвергалась все большей критике, как в лагере сторонников Рейнской республики, так и среди ее противников. Инициатива постепенно переходила в руки сепаратистов-активистов под руководством Дортена, вставших на путь тесного сотрудничества с оккупационными властями в целях создания самостоятельного государства в составе рейха. 

Неудачная попытка  провозглашения республики, подписание Версальского мирного договора и  принятие Веймарской конституции на время «положили конец» спорам о  судьбе Рейнской области; сепаратистское движение на Рейне вступило в фазу относительной стабилизации, окончание которой приходится на кризисный 1923 год. 

Период второй половины 1923 - начала 1924 годов стал апогеем  сепаратистского движения на территории оккупированных немецких 

22 

областей. Его  подъем был обусловлен вводом французских  и бельгийских войск в Рурскую область, а также катастрофическим ухудшением экономической и финансовой ситуации в стране. Уже в начале 1923 года наблюдается резкая активизация деятельности наиболее радикальных групп сепаратистов, опиравшихся на финансовую и административную помощь Франции. Для Франции стал большим разочарованием тот факт, что после непродолжительных колебаний 1918-1919 гг. не только рейнские партии, объединения, профсоюзы, культурные учреждения, религиозные общества, но также представители местной экономики и рабочий класс выступали против идей рейнского сепаратизма. Было абсолютно ясно, что только путем культурной пропаганды и экономических льгот не удастся в значительной степени завоевать симпатии местного населения, поэтому Париж, несмотря на всю свою сдержанность в поведении, был готов к крайним мерам. 

Поддерживаемые  французскими и бельгийскими оккупационными властями сепаратисты провели перегруппировку  имевшихся у них сил и ресурсов и открыто встали на путь создания независимого от Германии и союзного Франции государства, в результате чего осенью 1923 года по Рейнланду и Пфалыгу прокатилась волна вооруженных восстаний, сопровождавшихся провозглашением Рейнского государства. Однако и на этот раз сепаратисты не имели успеха, и причин их неудачи можно назвать несколько: во-первых, позиция, занятая местным населением, которое продемонстрировало верность рейху и германскому единству; во-вторых, единство ведущих политических сил региона в вопросе отношения к рейнскому сепаратизму; в-третьих, недостаточное финансирование сепаратистского движения; в-четвертых, позиция оккупационных властей и, прежде всего, англичан, оказывавших давление не только на Рейнскую комиссию в Кобленце, но и непосредственно на французское правительство; в-пятых, принципиальная позиция продемонстрировавших верность «букве и духу закона» прусских чиновников; в-шестых, отсутствие единодушия в рядах самих сепаратистов; в седьмых, финансовая стабилизация в стране, сделавшая возможным социально-экономическую стабилизацию в оккупированных областях. 

В заключении подводятся результаты исследования и делается ряд выводов о сути процесса становления  основ федеративной системы Веймарской республики в 1919-1923 гг. 

Обусловленный культурно-исторической традицией  взаимоотношений рейха и немецких государств федеративный вопрос в Германии стал одним из ключевых вопросов Ноябрьской революции, что со всей очевидностью проявилось уже в конце 1918 года - на стадии разработки нового основного закона. Вопрос о будущем характере взаимоотношений рейха и земель, от решения которого зависела судьба немецкого государства и, в первую 

23 

очередь, территориальное  единство страны, приобрел ранг одного из первостепенных и в ходе работы Национального собрания. 

Принятая 31 июля 1919 года конституция Веймарской республики стала важным этапом на пути начатой Бисмарком централизации немецкого государства и ознаменовала собой создание новой государственно-правовой системы отношений в стране, внесшей значительные коррективы в традиционное восприятие сущности немецкого федерализма. Земли больше не являлись определяющим фактором внутриполитической жизни страны, как это .было в Германской империи. Право конкурирующего законодательства, рейхсэкзекуция и практически ни чем не ограниченный в своих правах унитарно настроенный рейхстаг создавали все предпосылки на пути дальнейшей централизации немецкого государства. 

Финансовая централизация  страны стала прямым следствием сложившихся  к концу войны в Германии условий  социально-экономического и политического  развития, а также итогов Версальского мирного договора. Она явилась основополагающим элементом в системе проводимой в стране централизации государственного управления. С потерей своей финансовой самостоятельности земли лишились важного рычага влияния на формируемую и проводимую рейхом политику, попав в финансовую зависимость от центра и превратившись в его пансионеров. 

Несмотря на неоднократно предпринимаемые на стадии становления веймарского государства  попытки осуществления территориальной  реформы, в стране так и не удалось  провести в жизнь каких-либо существенных преобразований на данном направлении. Выдвинутые Пройсом планы территориально-административного переустройства немецкого государства не отвечали существовавшим на момент разработки и принятия конституции реалиям политической жизни и поэтому потерпели полное поражение, в результате чего территориальный вопрос в 1918-1932 гг. оставался «болевой точкой» республиканской государственно-правовой системы. 

Нерешенность  вопроса территориального переустройства страны и начавшийся в Германии процесс ускоренной централизации всех сфер жизнедеятельности государства, который не всегда учитывал особенности регионального развития, стали во многом определяющим моментом в конфликтах рейха и отдельных немецких земель на стадии становления Веймарской республики. 

С принятием  Веймарской конституции в Германии был положен конец «гегемониальному федерализму». Лишенная своего гегемониального  положения, но сохранившая прежнее  территориально-административное устройство, а также солидный культурный, экономический и военный потенциал, Пруссия не вписывалась в созданную 3! июля систему государственно-правового устройства Германии и не соответствовала отведенной ей роли рядового субъекта немецкого рейха. В свою очередь и 

24 

рейх, чей авторитет  в стране был весьма низок, не смог в полной мере взять на себя роль кайзеровской Пруссии на внутриполитической арене Германии. Являясь государством в государстве, Пруссия превратилась в основного конкурента центральных властей, что создавало значительные трудности в процессе управления страной. 

Обострение отношений  между Баварией и рейхом в 1919-1923 гг. явилось следствием проводимой в  Германии централизации и отражением болезненного перехода страны от одного конституционно-правового состояния  к другому. В основе кризиса политических отношений между Мюнхеном и Берлином лежали, в первую очередь, различное восприятие федеративной идеи и различное толкование норм конституции, а также разногласия политического характера. 

Рейнский сепаратизм стал прямым следствием поражения Германии в первой мировой войне и связанного с этим внутригосударственного кризиса власти. В основе движения на Рейне, угрожавшего территориальной целостности Веймарской республики, лежали причины культурно-исторического, религиозного, экономического и социально-политического характера. Отличительной особенностью рейнского сепаратизма было то, что, опираясь на первой стадии своего существования (1918-1919 гг.) на достаточно широкую социальную базу в регионе, к 1923 году движение потеряло значительное число приверженцев, превратившись в дело небольшой группы лиц. Длительная история развития рейнского сепаратизма была возможна только благодаря активной финансовой и военной поддержке движения со стороны Франции, преследовавшей цель образования независимого рейнского государства как необходимого условия для осуществления планов создания пропагандируемой Парижем системы европейской безопасности. 

Вопреки усилению позиций центра, сопровождавшемуся  масштабной централизацией всего государственного организма, земли все же смогли сохранить достаточно высокую степень самостоятельности, нашедшую свое выражение в сфере земельного законодательства, управления и юстиции, а также оказывать влияние на формирование имперской политики посредством участия в органе парламентского представительства немецких земель -рейхсрате. Тот факт, что в Веймарской республике не удалось в полной мере осуществить планы глубокой централизации государственного организма свидетельствовал о силе и жизнеспособности федеративной идеи в стране. Вместе с тем, нерешенность проблемы территориального переустройства и начавшийся в Германии процесс централизации основных сфер жизнедеятельности государства, темпы и масштабы которого не всегда учитывали особенности регионального развития, не способствовали превращению существовавшей в республике модели федерализма в фактор 

25 

политической  и социально-экономической стабильности веймарской демократии. 

Основное содержание диссертации изложено в следующих  публикациях: 

1. Субботин О.Г.  Ноябрьская революция и проблема государственного устройства Германии // Пытанш гисторьн, метадалогп и методьш выкладання, Зборник навуковых артыкулау. Вып. 1. М1нск 1998. 0,5 п.л. 

2. Субботин О.Г.Праблема  федэрализму у канстытуцьп Веймарскай  рэспублш // Becui Беларускага дзяржаунага универатэта. Мшск, 1999. № 1. 0,5 п.л. 

3. Субботин О.Г.  Прусский вопрос на стадии  становления Веймарской республики // Пытанш гисторьп, метадалоги и  методыю выкладання. Зборник навуковых  артыкулау. Вып.1. Мшск 2000. 0,5 п.л. (в  печати)

4. Субботин О.Г.  Становление основ Веймарского федерализма (1918-1920 гг.). Минск, 2000. 8,3 п.л.

Информация о работе Становление основ федерализма в Веймарской Республике (1919 - 1923 гг)