Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 19:53, курсовая работа
Во Второй мировой войне была разгромлена наиболее агрессивная военная группировка, возглавлявшаяся Германией, провалилась ее ставка на грубую силу, расовую ненависть, презрение к демократии. Народы мира были полны надежды, что эта война окажется последней в истории человечества
Введение 3
1. Восстановление экономики 6
1.1 Состояние экономики после окончания войны 6
1.2 Развитие промышленности 8
1.3 Сельское хозяйство 10
2. Политическое развитие 14
2.1 Влияние войны на политические настроения 14
2.2 Изменения в политической системе 15
2.3 Новый виток репрессий 16
3. Идеология и культура 20
4. Ужесточение внешней политики 24
4.1 Поляризация послевоенного мира 24
4.2 «Холодная Война» 30
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.
Развернувшаяся гонка вооружений, жесткое противостояние капитализма и социализма, восстановление разрушенного народного хозяйства СССР требовали, прежде всего, колоссальных средств на развитие индустрии, отсюда в послевоенные годы гораздо меньше средств направлялось на развитие легкой и пищевой промышленности – производство потребительских товаров росло медленно, ощущалась нехватка самого необходимого.
Следует
также отметить, что прежняя модель управления
экономикой осуществлялась даже с большей
жесткостью, чем это имело место в годы
предвоенных пятилеток. По сталинскому
плану окончательно оформлялось общество
с ликвидацией рыночных отношений и полным
подчинением человека политико-административной
власти. Эта целостная модель охватывала
все народное хозяйство.
Наиболее тяжело отражались последствия войны и принудительных мер в области сельского хозяйства. Объем сельскохозяйственного производства за годы войны снизился почти вдвое, из-за засухи 1946 г. валовой сбор зерна сократился ещё на 16%. Но заготовки зерна не уменьшились, так как правительство создавало стратегический запас на случай войны с Западом. В результате разразился голод 1946-1948 гг. Основной удар пришелся по Курской области РСФСР и по Молдавии, где во всей республике пропала немалая часть урожая. Голод косил людей, губил лишенный корма скот, еще более ослабляя деревню. Правительство принимало экстренные меры по поддержке терпящих бедствие районов. Наиболее пострадавшие регионы освободили от обязательных поставок. Курской области выделили 65,5 тыс. т хлеба, Молдавии — 245,7 тыс. т хлеба и кормов, а также многомиллионные денежные дотации.
От засухи сильно пострадали и страны Восточной Европы, особенно дунайского бассейна. Здесь также начался голод. Учитывая, что в это же время в США разрабатывался «план Маршалла», ситуация превращалась для СССР в острополитическую. Для поддержания оборонительного потенциала требовалось увеличить размеры помощи новым союзникам. С 1948 г. эта помощь приобрела поистине огромные масштабы и все чаще носила безвозмездный характер. После создания в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) новый тип взаимоотношений окончательно утвердился.
Сталин не планировал упразднять одно из главных своих детищ — колхозную систему. Она представлялась ему надежным средством обеспечения промышленных нужд. Скорее, он задумывался о полном огосударствлении села, превращении всех колхозов в государственные совхозы. В 1950 г. началось «укрупнение» колхозов с целью повышения централизации управления ими, что в итоге привело к возникновению громоздких и плохо управляемых сельскохозяйственных предприятий
Также в целях ужесточения контроля над крестьянством проводились «меры к ликвидации нарушений колхозного устава». У крестьян были отобраны и возвращены в колхозный фонд в 1946-1949 гг. около 10 млн. га земель. За всякое «посягательство на государственную и колхозную собственность» указы 1947 г. предусматривали от 5 до 25 лет лагерей. Колхозников обязывали продавать государству свой мелкий скот и, как следствие этого, за полгода (1948 г.) было в тихую забито более 2 млн. голов скота. Крестьяне должны были иметь как минимум 250 трудодней в год, хотя оплата за трудодни не производилась месяцами и годами. Кто не выполнял минимума, тех стали выселять из деревни, заставляя крестьян голосовать за это на колхозных собраниях. За 1948-1953 гг. было выселено 47 тыс. человек. Торговать на рынке можно было только при наличии специального разрешения, подтверждавшего, что соответствующий колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством. Размер обязательных поставок каждый год возрастал. Все эти меры усугубляли тяжёлые условия жизни и стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельчан покинули свои деревни в 1946-1953 гг.
По пятилетнему плану (1946-1950 гг.) сельскохозяйственное производство должно было превысить довоенный уровень на 27 %, а оно не достигло даже уровня 1940 г. Сказалось нежелание идти на реформы, аналогичные НЭПу, стимулирующие развитие производства. Сталинское руководство ограничилось применением внеэкономических, принудительных методов управления, консервировавших хронические трудности деревни, связанные с колхозным строем.
Довоенный уровень производства в сельском хозяйстве восстановился только в ходе пятой пятилетки (1951—1955), в 1952 г. Грандиозные — без всякого преувеличения — успехи в промышленности оплатил упадок сельского хозяйства. Вплоть до краха СССР отставание сельского хозяйства и связанная с ним нехватка продовольствия оставались самой болезненной проблемой для населения страны.
Многие
планы пятой пятилетки оказались невыполнимы.
Особенно это касалось радужных прогнозов
в области сельского хозяйства.
Это стало ясно уже в 1953 г., когда провалился
трехлетний план подъема животноводства,
осуществлявшийся с 1949 г. продукция сельского
хозяйства росла крайне медленными темпами —
1,6% в год. Эти темпы, отстававшие от темпов
роста населения, не могли обеспечить
его необходимыми продуктами питания.
Для выхода из этой ситуации разрабатывались
все более утопические проекты. Вера во
всесилие советской науки, развитию которой
пятый пятилетний план уделял большое
внимание, вылилась в фантастический план
преобразования природы. В октябре 1948 г.
был принят «Сталинский план преобразования
природы»: строительство каскадов электростанций
на Волге, Днепре, Дону и Амударье, комплекса
каналов (Волго-Донской, Южно-Украинский,
Северо-Крымский, Главный Туркменский)
с оросительными системами вокруг, закладка
лесополос на пути суховеев. Считалось
возможным превратить в плодоносящие земли
даже песчаные и снежные пустыни. Некоторые
частные последствия плана (например,
повсеместная высадка защитных лесополос)
имели положительное значение для экономики.
Однако в целом эта утопия едва не привела
к полному разрушению экологической системы
страны, не говоря уже об огромных финансовых
затратах. Попытки осуществления подобных
проектов в тот период и возвращения к ней
позднее нанесли природе огромный урон.
От государства сельское хозяйство получило более 0,5 млн тракторов, 93 тыс. комбайнов, в том числе появились самоходные, более маневренные комбайны, приспособленные для небольших полей Нечерноземной полосы. Началось производство химических удобрений, хотя потребности в них далеко не удовлетворялись.
Сельское
хозяйство продолжало оставаться наиболее
отсталой отраслью советской экономики.
Единоличное и репрессивное руководство
страной все больше превращалось в отрицательный
фактор ее экономического развития.
Война изменила общественно - политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.
Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о «разложении» и «близкой гибели» которого им говорили до войны. Отношение к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.
Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности. Проявились они и в ходе «закрытого» обсуждения проектов новой Конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей. Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.
Власть
стремилась ослабить возникшее социальное
напряжение, с одной стороны, путем
декоративной, видимой демократизации,
а с другой - усилением борьбы с «вольнодумством».
После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Объясняя целесообразность этого решения, Сталин заявил, что победа в войне означает, по существу, завершение переходного состояния советского общества и потому с понятиями «народный комиссар», «комиссариат» пора покончить. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.
Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер. В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.
Главными
причинами ужесточения
Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя. Стоило ему осенью 1945 г. уехать в отпуск, как оставшаяся за него "четверка" (В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян) смягчила цензуру на материалы западных корреспондентов. Вскоре в английской "Дейли геральд" появилась статья, где долгое отсутствие Сталина в Москве объяснялось его предстоящим уходом с поста главы правительства. Преемником называли Молотова. Такой "крамолы" вождь членам "четверки" не простил: Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на "серьезные недостатки в работе".
Одновременно
в противовес "старой гвардии" Сталин
выдвинул в ряды своего ближайшего окружения
относительно молодых работников - А. Н.
Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского,
А. А. Кузнецова. Они долгое время работали
в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты
лидеров ленинградской парторганизации.
По "ленинградскому делу" были арестованы
более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках
"противопоставить Ленинград Москве".
Были отданы под суд и расстреляны 200 человек,
включая члена Политбюро и Председателя
Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря
ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя
Совмина РСФСР М. И. Родионова.
Надежды советского народа, перенёсшего невиданные тяготы военного времени, на коренное улучшение своей жизни, не оправдались. Ответом на стремление к демократии, свободе были новые репрессии. Диктатура, основанная на насилии, не могла существовать без репрессий. О новом ужесточении режима свидетельствовала участь репатриированных военнопленных, из которых (всего 2 млн. 270 тыс.) только 20% получили разрешение вернуться домой, остальные отправлялись в лагеря. На территориях, включенных в СССР в 1939-1940 гг. и оставшихся в оккупации, развились национальные движения против советизации, вооруженное сопротивление. На Западной Украине была создана мощная подпольная вооруженная организация - ОУН (Организация украинских националистов), затем возникла Украинская повстанческая армия (УПА), численность которой достигла в 1944 г. более 20 тыс. человек. Окончательно Западная Украина была покорена только в 1950 г. после проведения коллективизации, переселения целых деревень, депортации, ссылки или арестов около 300 тыс. человек. Массовая депортация проводилась и в прибалтийских республиках: около 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей и 50 тыс. эстонцев.
Политика репрессий против некоторых наций и народностей и игнорирование их национальных чаяний, чрезмерное прославление прошлого русского народа означали ревизию национальной политики СССР, истории межнациональных отношений. Если русское прошлое превозносилось во всех своих аспектах (древность происхождения, уровень цивилизации, достижения в области науки и искусства, военные победы и т.д.), то на этом фоне история и культура нерусских народов затушевывались. Царская империя представала уже не «тюрьмой народов», а как оазис крепнущей дружбы между народами. Зато имам Шамиль, предводитель движения за независимость Кавказа, был признан «английским шпионом», а движение - «реакционным». Критике из центра был подвергнут национальный эпос мусульманских народов -азербайджанский, узбекский, казахский, а также татарский эпос «Едигей», башкирский - «Идугей и Мурадым».
Информация о работе СССР в послевоенный период (вторая половина 1940-х гг. – 1953 г.)