СССР во второй половине ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине ХХ века СССР вступил в фазу реформ, продолжавшихся до начала 1990-х г.г. и завершились распадом Советского Союза.
Проект реформ в ССР основывался на марксистской концепции бестоварного производства и построения бесклассового коммунистического общества. Это направление, интерпретированное Сталиным, приняло форму государственной политики в ССР.

Файлы: 1 файл

К.р По истории.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Вечерне-заочный факультет

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «История»

Тема: «СССР во второй половине ХХ века»

 

Выполнил:         студентка гр.Экономика 3,1

Проверил:           Половникова М.Ю

 

 

 

 

Сдано:    16.10.2013 г    

Проверено: «_» ____  20_г

 

ОЦЕНКА: «_______________» «_»________20_г    

 

 

 

Киров 2013

 

СССР во второй половине ХХ века

 

 

 

  1. Введение.

Во второй половине ХХ века СССР вступил в фазу реформ, продолжавшихся до начала 1990-х г.г. и завершились распадом Советского Союза.

Проект реформ в ССР основывался на марксистской концепции бестоварного производства и построения бесклассового коммунистического общества. Это направление, интерпретированное Сталиным, приняло форму государственной политики в ССР.

В первые двадцать пять лет после войны Советский Союз достиг высоких показателей в машиностроении, приборостроении, химической, добывающей отраслях, ВПК, космонавтике. Жизненный уровень населения вырос.  Высокого качества достигло советское образование и наука.

Со второй половины 70-х годов прежняя модель реформ исчерпала свои возможности. СССР вступило в активное сотрудничество с Западом. Но не было четкой линии преобразований. Все преобразования основывались на идеях марксизма и ленинизма-сталинизма. В странах социализма (например, Прага 1968г.) были попытки реализации концепции рыночного социализма, но советские идеологи пресекли все эти поиски. Социалистическая модель реформ априори была признана совершенной. Характер этих реформирований определялся «сверху».

Между США и СССР было противостояние, так называемая «холодная война». Поэтому реформы были необходимостью, чтобы обеспечивать управляемость мировым развитием. Все разработки реформ были связаны с военным потенциалом. Решался вопрос «кто кого».

После окончания Второй мировой войны перед Советским Союзом встала задача не просто восстановления разрушенной советской экономики, но ее перестройки. Перестройка была подчинена задачам развития военной промышленности. Все силы науки были сконцентрированы на оборонном потенциале СССР.

Перестройка сопровождалась не только фактом борьбы за власть между несколькими группами партийных и государственных чиновников высшего ранга, но и приоритетами дальнейшего развития страны. Единственной сферой возможных реформ была система управления. Именно в этой сфере и происходили основные перемены.

При Сталине значительно расширилась «география» управленческих структур. Хрущев предпринял попытки перейти к системе территориального управления на основе совнархозов в 1957 г. Брежнев реформировал систему управления средствами количественного наращивания министерств, объединений среднего и первичного звеньев и пр.

Одновременно с реформами в области управления в СССР шел процесс реформирования идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма, который сама КПСС рассматривала как недопустимый ревизионизм, но совершала, ибо иначе просто не могла двигаться по пути реформ.

Советский Союз в 1950-е гг. демонстрировал успехи экономического развития. Сталин осуществил крупную идеологическую реформу, соединив национальное и интернациональное в послевоенной культурной и политической жизни страны. Это был сталинский «ответ» на «вызовы» Запада.

В 1960-е г.г. лозунги Н.С. Хрущева «догнать и перегнать» по жизненным показателям США были реакцией на «экономизацию» мышления Запада. Заявление о построении коммунизма в СССР в ближайшие 20 лет было не только мобилизационным лозунгом для населения страны, но и «ответом» Н.С. Хрущева на военное усиление США. Сохраняя установки на незыблемость форм социалистической собственности и советской власти, Хрущев своим противоречивым антисталинским дискурсом заложил логику альтернативности партийного мышления, без которого невозможно развитие реформаторской мысли. Это был еще один шаг на пути ревизии советской идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма. Это позволило власти добавить в экономико-политическую лексику антимарксистские понятия вроде «прибыли» при социализме и осуществить попытку реформы в 1965 г. (Косыгинская). Эта реформа заложила основы для будущего реформирования социалистической собственности, преодоления табу на пересмотр основы всего социализма как социально-экономической системы.

В 1970-е гг. НТП  открыл новые возможности для изменения условий труда и производства (микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнологии, сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез). Стратегия реформ осуществлялась в форме социальной стабильности. Советское общество переживало рост духовных и материальных потребностей. Вторая половина 1970-х гг. была обозначена в российской исторической мысли как «застой». Но статистические показатели не подтверждают это утверждение. Например: рост ВВП в 1970-е -начале 1980-х гг. более, чем в 3 раза; рост золотовалютных резервов более чем в 5 раз; рост дорожного строительства на 20%; рост кол-ва чиновников на 20,2%; развитие ТЭК, строительство нефтепроводов (к 1982 г.– 70 тыс. км магистралей), нефтеперерабатывающих заводов и пр. Все это составило тот багаж, который эксплуатирует современная Россия сегодня.

В эти годы экономика СССР уже вошла в мировой рынок, как экспортер ресурсов и импортер зерна, оборудования, технологий.

В 1972 г. СССР заключил договор об ограничении системы противоракетной обороны, в 1973 г. подписал документ о предотвращении ядерной войны между двумя сверхдержавами.

Именно с середины 1970-х гг. происходила «тихая реформа идеологии». Она включала в себя переход на либеральные ценности западного общества, что нашло отражение в Хельсинских соглашениях 1975 г., когда СССР «вписался» в мировой процесс демократизации. Акт признания Хельсинки со стороны социалистических стран кардинально изменил идеологическую атмосферу внутри мирового социалистического содружества государств, поставив на повестку дня вопросы о гарантиях прав человека, способствуя развитию конституционной тематики, содействуя формированию идей конституционных изменений.

Конституции СССР 1977 г. была одним из крупнейших проектов брежневского времени и определенным образом подвела основные итоги в реформаторских «наработках» идеологии предшествовавшего периода. В Конституции было констатировано, что  советское государство стало общенародным, а Коммунистическая партия объявлялась авангардом всего советского народа, а не отдельного класса. Было закреплено конституционально: право на охрану здоровья и право на жилище. В Конституции по существу оформлялась новая политическая система государства. Политическая система окончательно обрела черты государства-партии, в котором любой реформаторский проект теперь уже официально мог рождаться только в рамках партийной идеологии.

В этот же произошла смена коллективистской идеологии марксизма на индивидуалистические ценности западного либерализма. Власть значительно расширила свободу мысли в научном сообществе, позволила разного рода общественные неформальные движения (Всероссийской общество охраны памятников истории и культуры и др.).

Намерением лучше знать своего идеологического противника – Запад – диктовалось беспрецедентное в истории СССР разрастание сети научно-исследовательских институтов, центров в системе АН СССР и ведомственных научно-исследовательских институтов, издательств. Одни выполняли функции сбора информации. Они конкурировали за влияние на высшее партийное руководство, объединяясь в коалиции. Советские ученые стали участвовать в международных конференциях, деятели искусства - в культурных программах (кинофестивали), спортсмены – в спортивных мировых мероприятиях. Это черта брежневского «застоя».

В брежневское время в СССР было принято более 50 законов по охране окружающей среды, улучшено правовое и экономическое положение колхозников (введены паспорта и пенсии), введена пятидневная неделя для промышленных рабочих, ослаблено гонение на РПЦ. Лозунги типа «КПСС - авангард всего прогрессивного человечества» и пр. – носили скорее пропагандистский характер. Сохраняя внешне основные атрибуты марксистко-ленинской идеологии, Советский Союз, по существу, уже не был социалистическим государством в марксистско-ленинско-сталинском его понимании.

В 1985 году начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 %. Для достижения такого роста национального дохода ресурсов у страны не было. Необходима была разработка новой стратегии экономического развития. К лету 1987 года проект новых реформ был завершен. Он предусматривал: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора (на начальном этапе - через развитие производственной кооперации); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равноправного существования на пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств; признания возможности закрытия убыточных предприятий; создание банковской сети.

Экономическая перестройка началась с июня 1987 года. Предприятиям была предоставлена  свобода распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать заработную плату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в перспективе научно-технического потенциала. К тому же со свободой не появлялась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся спросом, прекращать

 В середине 1988 года  были приняты законы, по которым  разрешалось открывать частные  предприятия в более чем 30 видах  производственной деятельности. В  соответствии с этими законами  фактически был легализован большой  сектор теневой экономики, где, по  самым скромным подсчетам, «прокручивалось»  до 90 млрд. руб. (в масштабах цен  того времени), доставшихся владельцам  самыми разными путями, включая  уголовно наказуемые.

Продовольственная проблема в стране обострялась. В 1989 году были приняты законы, допускавшие аренду земли и других природных ресурсов юридическими и физическими лицами, в результате чего повсюду стали возникать семейные фермы, как один из видов арендного хозяйства. Но к аренде не допускались крестьянские хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участков запрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такая отсрочка затягивала решение аграрного вопроса на долгие годы. А полки магазинов пустели.

В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР о переходе к регулируемой рыночной экономике (создание рынка в условиях Госплана), что само по себе являлось утопией. Реализация этих проектов откладывалась на год, поскольку правительство опасалось, что это повлияет на ухудшение обстановки в стране. Некоторые республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований, формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. Сложной оказалась проблема национальных отношений, взаимосвязей центральной власти и входящих в СССР республик. В последних усиливается борьба за независимость, центральная же власть относится к такой борьбе крайне отрицательно. Лишь под нажимом республик, под угрозой возможности отделения принимается закон о референдумах (республика имеет право на отделение только, если две трети ее населения проголосуют за него). Особо осложнился национальный вопрос в Прибалтике. Кровавые столкновения произошли в Литве и Латвии (январь 1991 г.).

Осенью 1991 г. положение в экономике СССР было близко к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля осуществлялась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам, и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Дефицит бюджета составлял 20 % ВВП, иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, т.к. страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня, несопоставимого с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.

Логическим завершением горбачевского правления, выразившегося в ослаблении центральной власти, стал распад СССР и путч 1991 года.

В таких экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с Б.Н. Ельциным.

Ельцин приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти (этого не требовалось в условия тоталитарного строя). Этот фактор стал в скором времени одним из важных препятствий на пути экономических реформ.

Информация о работе СССР во второй половине ХХ века