Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2009 в 13:32, Не определен
Советско-Финская война: причины, цели, итоги.
- К границе должен быть подтянут батальон войск НКВД.
- Происходит инцидент с выстрелами.
- Организуется митинг
для демонстрации всеобщего
- Люди (видимо политработники).
- Распространение 30000 пропагандистских листовок.
- Речь В. М. Молотова с перечислением агрессивных действий Финляндии.
Что тут можно еще добавить - совершенно очевидно, что весь Майниловский инцидент был от начала до конца спланирован Советским правительством. Тем более имеются устные подтверждения этой догадки: "Генерал Окуневич (КГБ) во время этого инцидента, будучи в чине майора НКВД, вместе с 15 другими военнослужащими, производившими пробные выстрелы из нового секретного оружия, находился в районе, указанном выше. Их сопровождали два "эксперта по баллистике" из Москвы. Было произведено пять выстрелов. Это воспоминание согласуется с информацией из финских источников" (Охто Маннинен, журнал "Родина" № 12/1995).
Согласитесь, что из советских учебников и энциклопедий мы такую информацию вряд ли почерпнули бы. Но для какой цели Советское правительство организовало майнильский инцидент? Неужели СССР нужен был лишь повод для начала боевых действий, для объявления Финляндии войны? Но отчего тогда советское заявление о протесте было составлено весьма умеренно, как отмечал Паасикиви? Если Сталин сказал "война!", зачем надо было предоставлять финляндскому правительству шанс выправить положение?
Ситуацию проясняет докладная записка полпреда СССР в Хельсинки В. К. Деревянского Молотову от 17 ноября. Полпред рекомендует принять ряд мер для оказания давления на финнов с целью склонить их на уступки: создать обостренно-напряженную обстановку на советско-финляндской границе, начать антифинляндскую кампанию в советской печати, организовать митинги и демонстрации под соответствующими лозунгами, а в качестве последнего шага - пойти на денонсацию пакта о ненападении (АВП СССР). "Возможно, выстрелы в Майниле были последней попыткой дать понять Финляндии: положение СССР в условиях европейской войны становится критическим, так как в системе его обороны на одном из самых важных направлений зияет огромная брешь, и правительство обязано ее заделать; попыткой реализовать, хотя и не самым достойным способом, последний шанс мирного решения конфликта. Фактически Майнила означала предъявление ультиматума: либо правительство Финляндии, чтобы разрядить напряженность, дает знак о готовности пойти навстречу советским предложениям, либо инцидент будет использован в качестве предлога к войне" (Донгаров Александр Герасимович. "Война, которой могло не быть", Вопросы истории № 5/90) .
Финны навстречу уже в который раз не пошли. Начались боевые действия. Советское правительство даже не сомневалось в успешном исходе операции. Об этом говорит хотя бы то, что Сталин отверг военный план Б. М. Шапошникова, который предупреждал, что Финская кампания будет отнюдь не легкой операцией. Сам Шапошников был в срочном порядке уволен. На его место был взят К. А. Мерецков, который тут же предложил свой план действий, учитывающий "ошибки" предшественника. В нем ставка делалась на быстрое массированное наступление, сокрушительный первый удар большими силами. Такой своеобразный блицкриг. На всю операцию отводилось не более трех недель.
В принципе такой ход был в чем-то оправдан, так как на тот момент Советская сторона имела подавляющее превосходство в силах, а именно: 2:1 по живой силе, 5:1 по артиллерии, 7.5:1 по танкам и 10:1 по боевым самолетам. Но вот что произошло на самом деле. Блицкрига не получилось. Финны очень четко построили оборону и Красная Армия завязла в ней на месяц. Нисколько не продвигаясь, мы несли огромные потери. Что такое линия Маннергейма и где она проходит советскому военному руководству удалось выяснить ровно через месяц после начала боевых действий. Справедливости ради надо отметить еще один факт, который имел место быть во время этой войны. Возможно, именно он дал повод современным историкам и полуисторикам говорить о том, что СССР затеял войну с Финляндией так как до сих пор не отказался от своих идей мировой революции.
Дело в том, что "1 декабря в занятом советскими войсками финляндском местечке Терийоки было создано альтернативное правительство во главе с финским коммунистом, секретарем Коминтерна О. В. Куусиненом. В тот же день оно провозгласило себя временным народным правительством Финляндской Демократической Республики (ФДР) и обратилось к народу с декларацией о целях своей деятельности, в которой конкретизировались политические лозунги, выдвинутые в обращении ЦК КПФ" (Правда 2.XII.39).
Обратилось это новорожденное правительство не только к народу но и в Москву. "1 декабря, в день создания "правительства Куусинена", оно было признано Советским правительством, а с Финляндской Демократической Республикой установлены дипломатические отношения. 2 декабря между ними был подписан Договор о взаимопомощи и дружбе" (Правда 3.XII.39). Очень своевременное событие, т.к. Сталин мысленно уже завоевал Хельсинки, а как-никак ответственность за судьбу Финляндии ложится в таком случае тоже на плечи СССР. А тут такая удача - дружественное правительство "подвернулось". Однако в архиве МИД СССР были найдены проекты обращения ЦК КПФ, декларации "правительства Куусинена" и договора о взаимопомощи и дружбе, написанные на русском языке и правленые рукой Молотова (АВП СССР).
В принципе становится ясным то, что это правительство было организованно далеко не финнами-коммунистами, как пытались это преподнести. Но ход СССР осуществил очень хороший - вот что значилось в договоре о взаимопомощи и дружбе от 2 декабря: "СССР уступал Финляндии территории в Восточной Карелии с преобладающим родственным финнам карельским населением - всего площадью 70 тыс. кв. км; в свою очередь, ФДР соглашалась: а) перенести границу на Карельском перешейке в северном направлении от Ленинграда с уступкой Советскому Союзу территории площадью 3970 кв. км; б) сдать СССР в аренду на 30 лет Ханко для создания там военно-морской базы; в) продать СССР пять островов в восточной части Финского залива, а также принадлежавшие Финляндии части полуостровов Рыбачий и Средний на побережье Северного Ледовитого океана за 200 млн. финских марок. Стороны обязывались оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае нападения или угрозы нападения на Финляндию или через ее территорию на СССР" (Правда 3.XII.39). Оставалось только уничтожить "финских экстремистов" (т.е. реальное правительство Финляндии), которые мешали осуществлению договора.
Тем более такая ситуация оправдывала нападение СССР перед остальным миром - советские войска помогают правительству, только что пришедшему к власти в Финляндии, защитить своих жителей от экстремистов снова рвущихся к власти. Этим и ответил Молотов, когда Лига Наций предъявила СССР претензии насчет "зимней кампании", по жалобе реального правительства Финляндии. Хотя надо сказать, что никакие аргументы Молотова не возымели действия на Лигу Наций и СССР был оттуда все же исключен.
Эта же линия велась и во внутрисоюзной пропаганде. В день наступления бойцам ЛВО была зачитана директива начальника политуправления округа, в которой, в частности, говорилось, что "мы идем не как завоеватели, а как друзья финского, народа... Красная Армия поддержит финский народ, который стоит за дружбу с Советским Союзом и хочет иметь свое финляндское, подлинно народное правительство" (ЦГАСА (Центральный государственный архив советской армии)).
Теперь о боевых действиях. Советская армия, каждый день встречающая ожесточенное сопротивление финских солдат, абсолютно не продвигалась вперед. В правительственных кругах росло беспокойство. Сталин по этому поводу говорил: "Почему не продвигаемся? Неэффективные военные действия могут сказаться на нашей политике. На нас смотрит весь мир. Авторитет Красной Армии - это гарантия безопасности СССР. Если застрянем надолго перед таким слабым противником, то тем самым стимулируем антисоветские усилия империалистических кругов" (К. А. Мерецков, ук. соч. стр.172). И мы застряли. Суровые природно-климатические условия, слабая боевая подготовка советских солдат, трудности в экономике страны, особенно с продовольствием, и излишняя уверенность в своих силах Советского правительства - вот причины неудачного начала боевых действий.
"Финско-русская война, - писал стокгольмский корреспондент Джеймс Элдрайдж, - раскрыла больше секретов Красной Армии, чем любознательный узнал бы за 20 лет ее существования". Эти "секреты" заключались в следующем: Красная Армия была "снаряжена самым большим количеством единиц на человека пулеметов, грузовиков, танков, автомобилей, зависящих от горючего, и она превратилась в неуклюжий механизм с того момента, как только покинула свою базу"; имея "слишком хорошее снаряжение", Красная Армия фактически "не была построена на войну лишь в Финляндии"; солдаты и командиры были обучены ведению боя на открытой местности, но "с того момента, когда они оказались в лесу... такая тактика не выдержала испытания"; советские войска были обучены ведению операций в составе крупных формирований, но оказались непригодными для столкновений индивидуального рода - человек на человека. В самих сражениях финны могли выдвинуть армию больше русской. Это звучит парадоксально, но это правильно, так как колоссальная подвижность финнов делала возможным для них в проходивших боях концентрировать больше людей, чем это могли сделать русские. Это один, но самый важный момент всей войны..."
"...Делали ли русские успехи? Да, и делали очень быстро. Так быстро, что до окончания войны достигли такого уровня, который поражал финнов и который в результате привел к зажатию обороны финнов... В течении трех месяцев Красная Армия стала совершенно иной, чем та колеблющаяся масса, которая сначала вторглась в Финляндию" (А. М. Носков, Военно-исторический журнал 1990, № 7, стр. 7-19).
Сталин, Ворошилов,
Мерецков и др. очень плохо оценили ситуацию
и решили задавить Финляндию "массой",
но это у них не получилось, зато объективная
слабость и неподготовленность Красной
Армии, показанная в этой войне, принесла
нежелательные плоды в международной
политике СССР. Советский Союз перестали
считать серьезным противником в предстоящей
войне, и все западные страны сразу же
записали СССР в союзники фашистской Германии.
Все крупнейшие страны потихоньку стали
дистанцироваться от СССР. "В целом
в ходе боев в Финляндии советские войска,
командные кадры и штабы многому научились,
приобрели боевой опыт, многие уроки были
учтены. Совершенно очевидно, что советско-финляндская
война явилась для Красной Армии хотя
и тяжелой, но в целом поучительной школой
перед грядущим более тяжелым испытанием
- схваткой с фашистской Германией и ее
союзниками" (А. М. Носков, Военно-исторический
журнал 1990, № 7, стр. 7-19).
Итоги
войны
С января 40-го года между СССР и Финляндия возобновили дипломатические отношения. Снова начались переговоры. Финское правительство долго искало себе союзников в этой войне, но так и не нашло: Германия сразу же объявила о своем нейтралитете (как и обещала в секретом протоколе), а Англия и Франция вели себя очень нерешительно - вроде они и планировали высадку своего десанта в северной Европе, да как-то с ней не торопились, Норвегия и Швеция не могли рассматриваться, как серьезные помощники против такой громады, как СССР. Войну же надо было быстрее заканчивать, так как советская армия постепенно выходила из кризиса и финны начали нести большие потери. В таких условиях официальный Хельсинки через Швецию делает СССР предложение о возобновлении переговоров. Финское правительство говорит, что решило пересмотреть ранние предложения СССР и предлагает подписать с Советским Союзом конвенцию по совместной защите Финского Залива. Переговоры возобновляются и СССР представляет финским дипломатам свои условия.
Нарком Молотов соглашается с идеей конвенции по защите Финского залива, но при условии предварительной передачи Советскому Союзу Ханко и близлежащих островов, без чего "защита Финского залива со стороны СССР является пустой фразой". Советское руководство требовало также передачи СССР всего Карельского полуострова и северного побережья Ладожского озера. Письмо заканчивалось следующими словами: "Если нынешнее правительство Финляндии не считает возможным пойти на необходимые уступки, то, конечно, было бы лучше заменить его другим, способным пойти на компромисс" (АВП СССР).
Финны долго колебались, видимо надеясь на помощь со стороны Англии, Франции, США, которые к тому времени уже помогали финнам материально, но войска вводить не торопились. Переговоры снова затягивались. Это заставило Молотова сделать довольно резкое заявление: "В случае затяжки ответа наши требования будут повышаться" (АВП СССР). СССР не собиралось ждать, пока Финляндия найдет себе союзников. Финнам ничего не оставалось делать, как согласиться. 22-го марта 1940-го года в 22:00 мирный договор между Финляндией и СССР был наконец подписан.
Об его итогах было сообщено довольно подробно: "к 12-ому марта 1940 года был подписан мирный договор, по которому к СССР отошли Карельский перешеек, включая Выборг и Выборгский залив с островами, а также западное и северное побережья Ладожского озера с городами Кексгольм, Сортавала, Суоярви, ряд островов в Финском заливе, территория восточнее Меркярви с г. Куолаярви, западные части п-овов Рыбачьего и Среднего. СССР получил в аренду п-ов Ханко и несколько примыкающих к нему островов для создания военно-морской базы с правом держать там необходимое количество наземных войск и авиации" (Всемирная история, Москва 1965, том X, стр.98). Стратегические позиции СССР на севере были значительно улучшены. Граница была отодвинута на 118 км.