Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2009 в 13:32, Не определен
Советско-Финская война: причины, цели, итоги.
Муниципальное среднее общеобразовательное учреждение
«Школа
№18»
Реферат по истории
на тему:
«Советско-финская
война»
Чебоксары- 2008
Содержание:
Введение
Много ли нам известно о войне между СССР и Финляндией в 39-40 годах? Очень мало. Даже в современных российских учебниках этому событию посвящено максимум полстраницы, а то и вообще ничего (как, например, в учебнике "История России XX век" А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной). Но как же так, ведь эта война была второй, после гражданской, которая очень сильно потрясла советское общество? Причина этого кроется в советском правительстве, которое или не информировало или дезинформировало советских людей, а соответственно и в том, что в те времена на историков просто-напросто не было социального заказа. Все дело в том, что те бои, которые 105 дней велись на территории Финляндии, дали не те результаты, которые ожидало правительство СССР, и все эти результаты были похоронены в бесконечных папках, а те, в свою очередь, в бесконечных архивах, и если до людей и доходили какие-то сведения, то они были так искажены, что просто невозможно назвать их достоверными историческими фактами. Хотя, тогда даже сами члены руководящего командного состава Советской армии не могли сказать, что они точно осведомлены обо всем, что происходило в Финляндии с 30-го ноября 39-го года по 12-ое марта 40-го года, но об этом позже.
Моя задача - проанализировать причины войны, ее ход, итоги, и ответить на вопрос, возможно ли было избежать этой войны, так как ее причины многим кажутся столь незначительными. Итак, оправдана ли была эта война?
Существует две основных точки зрения на предвоенные события и на войну в целом: это точка зрения основанная на информации, которая давалась коммунистами относительно событий той войны, и точка зрения, которая сформировалась совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х, она строится большей частью на материалах, которые содержались в недавно рассекреченных архивах бывшего Советского правительства. Первая точка зрения, конечно же, очень спорная, так как в годы Советского правления было всегда много недосказанного и недостоверного (как впрочем и сейчас). Вторая же, хотя содержит в себе много достоверных и доказанных фактов, всегда подается у нас с антисоветским налетом, и тоже не может являться стопроцентно достоверной.
В своей работе я
опираюсь на обе вышеупомянутые точки
зрения: первая представлена многочисленными
историческими (и не только) изданиями,
выпущенными в 50-е -80-е годы в нашей
стране, вторая - хрестоматия "Советско-финская
война 1939-1940 г. г.", а также на статью,
которая находится вне рамок
какой-либо идеологии, и поэтому
дает объективную информацию о событиях
того времени, называется она "Война,
которой могло не быть" (Вопросы
Истории № 5/90 стр.28- 45).
Предвоенный
период и причины
войны
Итак, причины и начало войны. Все источники однозначно сходятся на одной, основной причине этой войны - это, естественно, расстояние от Ленинграда до советско-финской границы, которое составляло 32 километра. Это и стало своеобразным камнем преткновения двух держав. Естественно, что Советский Союз не мог ставить свою культурную столицу под удар, и поэтому начал боевые действия. Да-да, боевые действия начал именно СССР. Но обо всем по порядку.
1-ого сентября 39-го года началась Вторая Мировая война. Началась она, как известно, с нападения Германии на Польшу. Советский Союз, был обеспокоен такой активностью фашистов, несмотря на подписанный 28-го сентября "договор о дружбе и границах". Сталин еще летом сказал командующему Ленинградским военным округом К. А. Мерецкову: "Германия готова ринуться на своих соседей в любую сторону, в том числе на Польшу и СССР. Финляндия легко может стать плацдармом антисоветских действий для каждой из двух главных буржуазно-империалистических группировок - немецкой и англо-франко-американской. Не исключено, что они вообще начнут сговариваться о совместном выступлении против СССР, а Финляндия может оказаться здесь разменной монетой в чужой игре, превратившись в науськиваемого на нас застрельщика большой войны" (Мерецков К.А. На службе народу, М. 1983, с.165).
На самом деле СССР уже давно пытался обезопасить себя с севера - активно велись переговоры с Финляндией еще с начала 38-го года. Но как-то так сложилось, что Финляндия, после обретения ею независимости (в 1917 году) , проводила очень агрессивную внешнюю политику по отношению к СССР. С подписания мирного договора с Финляндией в 20-ом году и вплоть до 38-ого года, внешнеполитическая жизнь между этими странами текла очень холодно и озлобленно, и ознаменовалась лишь территориальным конфликтом из-за Северной (Русской) Карелии в 21-ом - 23-ем годах, и подписанием пакта о ненападении в 1932 г., причем первоначально - по требованию финской стороны - только на три года. Правда, в 1934 г. он был продлен на 10 лет, однако неприятный осадок остался.
Но в 38-ом году, когда ситуация в Европе постепенно начала нагреваться, забурлили и отношения СССР с финнами. Новые переговоры начались по инициативе Советского Союза, так как он уже с середины 30-х годов рассматривал Финляндию, как плацдарм, который любая заинтересованная страна может использовать для нанесения военного удара по СССР. И хоть Финляндия и объявила себя в 35-ом году нейтральным государством, нейтралитетом здесь и не пахло. Дело в том что Финляндия на тот момент очень тесно сотрудничала с Германией, причем не только в политической, а еще и в военной области.' Согласитесь, что это довольно веский повод для подозрений со стороны СССР. Ориентацию во внешней политике на Германию никто и не скрывал, чего только стоят высказывания финских политических деятелей: президент Финляндии П. Э. Свинхувуд: "Россия - единственный постоянный враг Финляндии"; "Гитлер с финляндской точки зрения лучше, чем Штреземан"; "любой враг России должен быть всегда другом Финляндии". Министр иностранных дел Финляндии А. Ханцелль заверял германского посланника в Хельсинки В. фон Блюхера, что его страна "будет следовать по антирусскому курсу". Высоко ценил заслуги Гитлера "в искоренении коммунизма" маршал К. Г. Маннергейм (Blucher W. Suomen Kohtalonaikoja, 1950 год). Даже пресса Финляндии вела себя очень агрессивно и вела на своих страницах антисоветскую пропаганду. 27 февраля 1935 г. нарком иностранных дел М. М. Литвинов был вынужден обратить на это внимание финляндского посланника в Москве А. С. Ириё-Коскинена: "Ни в одной стране пресса не ведет так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной стране не ведется такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии" (Документы внешней политики СССР, т. 18, 1983, стр. 143).
А вот мнение Анатолия
Тараса по поводу возникновения советско-
Но вернемся в 38-ой
год. В апреле Советское правительство
делает первую попытку договориться
с официальным Хельсинки и
разрешить назревающий
В октябре 1938-ого, т. е. практически через полгода молчания, СССР делает новое, слегка измененное предложение: Финляндия сама, своими силами, строит на Гогланде свою военную базу, лишь согласуя общие моменты строительства и вооружения с Советским Союзом. Командование обороной острова полностью отдается финнам, а вмешательство СССР происходит лишь в том случае, если Финляндия со своей задачей не справляется. Но и это предложение, хотя оно и не нарушало ни нейтралитет ни суверенитет Финляндии, а наоборот пыталось обеспечить безопасность финнам, а вместе с ними и русским, финским правительством было отвергнуто по абсолютно неизвестным причинам.
Вот тут у советского правительства появился уже серьезный повод волноваться. После сентября 1938-ого года (Мюнхенский сговор) стало понятно - мирно решить уже ничего не удастся, мир бесповоротно катился к войне. Сталин тоже все прекрасно понимал и это толкало его на новые и новые переговоры и предложения. Следующий раунд переговоров начался 5-ого марта 1939-ого года. Литвинов вносит новое предложение: "сдать Советскому Союзу в аренду - на 30 лет четыре острова в Финском заливе. Подчеркивалось, что на этот раз речь идет не о создании военной базы, а об использовании островов в качестве наблюдательных пунктов на пути к Ленинграду. Однако уже 8 марта последовал отказ. Новое советское предложение - обменять эти четыре острова на любую приграничную советскую территорию севернее оз. Ладога - также было отклонено, вновь со ссылками на финляндский суверенитет и нейтралитет" (Архив внешней политики (АВП) СССР, ф.06, оп.1, д. 183, лл. 80-82). Во время встречи с Ириё-Коскиненом 11 марта Литвинов заметил, что "Советское правительство не ожидало такого ответа", что его предложение было сделано "именно потому, что Финляндия суверенно владеет островами и может ими распоряжаться, а следовательно, и переуступать и сдавать в аренду, нисколько не нарушая своей политики нейтралитета" (там же). И на самом деле, наш министр иностранных дел был прав. Финляндское правительство упорно не хотело идти на компромисс, не соглашалось ни на какие предложения. И хотя даже Маннергейм выступал за принятие последнего, это никак не отразилось на позиции самого правительства. Дальше - больше. От СССР поступает следующее предложение - неофициальный представитель Советского правительства в Хельсинки Б. Е. Штейн привозит новый проект: "перенос границы к западу на определенное расстояние, которое предстояло согласовать в ходе переговоров, взамен большей по площади советской территории и денежной компенсации расходов по переселению финских граждан, проживавших на уступаемой Советскому Союзу территории" (АВП СССР). И даже после этого Советский Союз остается ни с чем.
Такого уже никто не ожидал. Отвергнуть просьбу о содействии на более чем приемлемых для себя условиях? После этого правительство СССР начало открыто говорить не просто о непонимании, а о глубоком недоверии к Финляндии.
Но отдадим должное терпению советской стороны - 12-го октября 1939-го года начался третий и последний тур советско-финских переговоров. На тот момент в Европе уже вовсю велись военные действия, но финны, видимо чересчур уверенные в своем германском союзнике, абсолютно не хотели менять, что-либо в своей внешнеполитической позиции. "Инструкции, которыми должен был руководствоваться Паасикиви - глава делегации, прибывшей в Москву для новых переговоров, гласили: нет - договору о взаимопомощи, нет - переносу границы на Карельском перешейке, нет - советской военной базе. И только в одном вопросе - о некоторых островах в восточной части Финского залива - правительство Л. Каяндера готово было пойти навстречу возможным советским предложениям на условиях компенсации" (Tanner V. Op., cit., стр. 26).
А теперь настало время упомянуть об одном факте, который очень повлиял на внешнюю политику СССР, - это секретный протокол, входивший в состав договора о ненападении, подписан Советским Союзом и Германией 23-го августа 1939-го года. В этом протоколе фактически разделялись сферы интересов Германии и СССР, и вот в сферу интересов СССР как раз и попала Финляндия. После этого Советское правительство знало - оно почти не ограничено по тем мерам, что они могут предпринять к Финляндии. Но проблемы решать стали все же мирным путем. Пока.
"Переговоры в Москве начались с варианта заключения договора о взаимопомощи, но, руководствуясь инструкциями, финляндская делегация отказалась обсуждать этот вопрос. 14 октября Финляндии было предложено сдать СССР в аренду на 30 лет порт Ханко для устройства там военной базы, а также передать СССР несколько островов в восточной части Финского залива, часть Карельского перешейка и часть полуострова Рыбачий - всего 2761 кв. км в обмен на 5529 кв. км советских территорий в Восточной Карелии" (АВП СССР).
"23 октября был получен меморандум финляндского правительства. В нем говорилось, что для Финляндии неприемлема сама мысль о постоянном или долгосрочном размещении на ее территории вооруженных сил другого государства. Соглашаясь на пересмотр отдельных участков границы на Карельском перешейке, правительство Каяндера вместе с тем заявило, что оно "не сможет обсуждать вопрос о перенесении границы так далеко, как это предлагалось в советском предложении". Конкретно финляндское правительство было согласно выправить границу лишь на участке в районе Куоккала, где она вдавалась в советскую территорию" (АВП СССР) . Но в результате этого граница отодвинулась бы от Ленинграда всего на 13 км. Разве не смешно? Финская дипломатия будто бы насмехалась над СССР.