Смертная казнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:54, доклад

Описание работы

Истоком смертной казни стал обычай кровавой мести. Обычаи рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда их соблюдение считалось высоким нравственным и религиозным долгом. Не является исключением и кровная месть. Месть – институт общечеловеческий. Всечеловеческий характер кровной мести объясняется необходимостью защищать свободу, жизнь и имущество. Другого способа защиты не существовало.

Файлы: 1 файл

казни.docx

— 35.36 Кб (Скачать файл)

     С тех пор, как человечество вышло  из первобытного состояния и создало  первоначальные формы государственности, смертная казнь как вид уголовного наказания – непременный спутник человеческой цивилизации.

     Истоком смертной казни стал обычай кровавой мести. Обычаи рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда их соблюдение считалось высоким нравственным и религиозным долгом. Не является исключением и кровная месть. Месть – институт общечеловеческий. Всечеловеческий характер кровной мести объясняется необходимостью защищать свободу, жизнь и имущество. Другого способа защиты не существовало.

     Там, где по закону существует смертная казнь. Сохраняется и обязанность лиц нести ответственность за преступления, вплоть до применения к преступнику наказания в виде умерщвления. Поэтому, важно выделить основные  сущностные признаки смертной казни:

     1. смертная казнь является наказанием;

     2. смертная казнь, является принуждением  и применяется только от имени государства;

     3. применяется только по приговору  суда;

     4. может быть назначена только за преступления, предусмотренные УК;

     5. исключительность меры наказания  (самое суровое наказание).

     Сами  способы умерщвления отличаются изысканностью. Вот самые основные из них:

     1. ПОВЕШЕНИЕ. Один из самых употребительный  у всех народов. Само повешение  производилось разнообразными способами.  Сначала вешали на деревьях; впоследствии на столбах, на особо устроенных виселицах, на воротах и башнях зданий. Особый вид повешения, приобретший такую историческую известность, - это повешение на кресте головой вверх или вниз

     2. ОТСЕЧЕНИЕ ГОЛОВЫ.

     3.КИПЯЧЕНИЕ  В МАСЛЕ, ВИНЕ, ВОДЕ.  В России  Иван Грозный кипятил в котлах людей, обвиняемых им в измене. Казнь эта состояла в том, что осуждённого сажали в котёл, налитым водой или другими веществами, вдевали его руки в кольца котла и ставили последний в огонь; воду в котле нагревали медленным огнём.

     4.КОЛЕСОВАНИЕ. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

     5. ЧЕТВЕРТОВАНИЕ И РАЗРЫВАНИЕ. Привязывание  преступника к конскому хвосту для разметания  известно было многим первобытным народам. Но наибольшую известность у новых европейских народов приобрело четвертование, бывшее в употреблении во Франции, Англии, Германии, Италии и России. Этим способом казнили за оскорбление Величества, за покушение на жизнь государя и иногда за измену. Это была едва ли не самая лютая казнь. Преступника, положенного спиною на эшафот высотою в 3,5 дюйма, прикрепляли железными оковами, которые охватывали грудь, шею, нижнюю часть живота и бёдра. Цепи прикреплены были к эшафоту очень крепко. Далее привязывали к руке преступника орудие совершения преступления и жгли её серным огнём. Затем клещами рвали мясо в разных частях тела и в раны лили сплав свинца, масла, смолы и серы. Наконец, каждый член пристёгивали к лошади, и сначала заставляли лошадей делать небольшие порывы вперёд, что причиняло казнимому страшные мучения, а потом заставляли тянуть из всех сил, причем сопротивление сухожилий и связок было так велико, что нужно было рассекать связь костей. Тогда каждая лошадь отрывала часть, к которой она была привязана. В заключение все части тела сносились к туловищу, оставшемуся на эшафоте, - и всё это бросали на зажжённый костёр. Пепел преступника пускали по ветру.

     Так же применялось закапывание живым  в землю, утопление, содрание кожи, вытягивание кишок, сажание на кол и пробитие им, заливание горла свинцом, низвержение со скалы или возвышенного места, удушение, отдача на съедение диким зверям, топтание ногами животных, побитие камнями, голодная смерть, засечение, расстрел…

     Став  официальным государственным установлением, смертная казнь преследовала, прежде всего, цель возмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем напрашивается мысль, что с образованием и развитием государственности на Руси верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности и правах граждан, а также и о своей собственной безопасности. Поэтому смертная казнь применялась также в целях безопасности всего общества и относительного спокойствия отдельных граждан.

     Наметившаяся  в первой половине XV века тенденция  к расширению публичного характера уголовного наказания получила свое завершение в Судебнике 1497 года, принятого при Великом князе Иване Грозном. Этот Судебник расширил сферу применения смертной казни по сравнению ПСГ: “А убийцу господина и заговорщика, святотатца и вора, совершившего убийство, и разглашателя секретных сведений, и поджигателя города с целью выдачи его врагу - … казнить смертною казнью”, “Если задержат вора вторично в краже, то казнить его смертной казнью…”. Так же казнили людей, которые клеветали на других с целью вымогательства.

     Смертная  казнь была довольно широко представлена и подробно регламентирована в Соборном Уложении 1649 года. Система наказаний по своей жестокости вполне соответствовала эпохе развитого феодального общества в России. Смертная казнь являлась основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления. Из-за этого русские криминалисты, занимавшиеся исследованием смертной казни, не могли осуществить точный математический подсчет и установить, в скольких случаях и за какие преступления Уложение устанавливало смертную казнь. Так, Кистяковский утверждал, что смертная казнь предусмотрена в 54 случаях, а другие исследователи довели эту цифру до 64. Дело, разумеется, не в точном подсчете статей, санкции которых предусматривали смертную казнь, а в выяснении характера тех преступлений, за которые она могла назначаться. Это, прежде всего государственные и религиозные преступления. Следует особо отметить, что не только убийство или покушение на убийство государя каралось смертной казнью, но и приготовление к такому деянию, и даже обнаружение умысла на лишение жизни царя влекло за собой смертную казнь. Смертной казнью карались также бунт, измена, поджог с целью измены, ложный донос о государственных преступлениях, заговор против царя и ближних его людей. Выезд без разрешения царя в другое государство с целью измены, поджог царских грамот, подделка денег, недонесения об измене и т.п. карались смертной казнью.

     Столь широкий круг государственных преступлений, виновные в совершении которых подвергались лишению жизни, объяснялся тем, что время смутного периода казалось совсем недавним, а возрастание крестьянских бунтов заставляло ввести систему мер устрашения, обеспечивающих безопасность.

     Смертной  казнью наказывались и религиозные  преступления. К ним относились, например, богохульство и церковный мятеж. Особо опасные преступления против личности и собственности также карались смертной казнью.

     Соборное  Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако правоприменительная практика не ограничивалась ими, а прибегала и к другим способам исполнения этой меры наказания. Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной - сожжение, четвертование, колесование,  и др. Необходимо отметить, что Уложение, закрепляя смертную казнь, в целом ряде случаев не указывало ее вида; это свидетельствует о том, что в это время еще не придавалось серьезного значения индивидуализации вины и наказания.

     Законодательство  эпохи Петра I чаще обращается к смертной казни по сравнению с Уложением 1649 года. Артикул Воинский Петра I и  другие многочисленные уголовно-правовые акты этого периода насчитывают применение смертной казни в 122 случаях. Цель этой кары состояла в устрашении, а вся карательная система петровской эпохи была в целом "устрашительной". Обилие санкций в законодательстве Петра I, предусматривающих смертную казнь, наводит на мысль чрезмерной жестокости этих законов. Однако нужно отметить, что это была не бесцельная жестокость, а сознательная политика, проводимая в интересах охраны государственного и общественного порядка.

     И все же смертная казнь применялась  в эту эпоху значительно реже, чем предусматривалось в законодательстве, зачастую она заменялась другими  наказаниями, а за многие виды преступлений не применялась вообще. Последнее обстоятельство доказывает, что именно в петровскую эпоху идея устрашения достигла своего апогея. В 1744 году дочь Петра I Елизавета в опубликованном 7 мая сенатском указе предписала прекратить на территории России экзекуции над осужденными к смертной казни, заменив эту меру другими наказаниями. Приостановление исполнения приговора к смертной казни привело к тому, что тюрьмы оказались переполнены людьми, осужденными к этому наказанию. В 1754 году издается указ, в котором подтверждается приостановление приговора смертной казни, а чтобы преступники не оставались без наказания, предписывалось их ссылать, наказывать кнутом, рвать ноздри и клеймить. В том же году была создана очередная кодификационная комиссия, в задачу которой входило составление проекта нового уложения. В апреле 1755 года комиссия направила в сенат "судную" и "криминальную" части проекта. В "криминальной" части была снова закреплена смертная казнь, но в соответствии с указами сената 1753 года она могла заменяться другими наказаниями. Таким образом, на практике смертная казнь сохранилась только за государственные, воинские и карантинные преступления.

     Необходимо  отметить, что попытки отменить смертную казнь не нашли поддержки ни у  дворянства, ни у представителей государственной  системы. Напротив, это вызвало определенное противодействие идеи об отмене смертной казни. Да и сама Елизавета не была последовательной в реализации замысла: с одной стороны, она считала целесообразным сохранение смертной казни для устрашения, с другой - выражала отвращение к смертным казням и приостанавливала их. В эпоху Екатерины II законодательство о смертной казни не претерпело никаких изменений. Однако сама императрица большое внимание уделяет проблеме этого вида наказания в Наказе по вопросам уголовного наказания. Она проводит мысль о необходимости соответствия наказания преступлению и о назначении различных наказаний за различные преступления. Екатерина II, была противницей смертной казни, но допускала возможность ее применения, рассматривая ее как воздаяние. Таким образом, во второй половине XVIII века в русском уголовном законодательстве наблюдается тенденция к сокращению смертной казни, а на практике - к ограничению ее применения. В это же время появляются первые выступления против применения смертной казни в уголовной политике, что, скорее всего, было связано с появлением необходимости отмены крепостного права, а, соответственно, пересмотра подхода к уголовным санкциям с точки зрения требований новой просветительской эпохи. В 1813 году был разработан новый проект Уголовного положения. В нем впервые в истории русского уголовного законодательства была разработана система наказаний, включенная в Общую часть. Проект определял семь родов наказаний с подразделением их на разные степени: смертная казнь, лишение всех политических и гражданских прав (гражданская смерть); лишение свободы и чести; бессрочное лишение свободы; денежные пени; церковное покаяние. Но в 1824 году проект Уголовного уложения не был принят Государственным Советом. Основная причина состояла в том, что имели место серьезные возражения относительно включения смертной казни в систему наказаний. Восшествие на престол императора Николая I ознаменовалось восстанием на Сенатской площади, подавлением его и казнью пяти декабристов. Суд над ними осуществлялся не высшим судебным органом России - Сенатом (хотя дела о преступлениях, затрагивающих основы государственного строя, были подсудны Сенату), а созданным по указанию императора Особым судебным присутствием - Верховным уголовным судом. Смертный приговор был вынесен 36 декабристам. В приговоре был определен способ применения смертной казни: четвертование, предусмотренное 19 Артикулом воинским (устав 1715 года). Член Верховного суда, судившего декабристов, - граф Мордвинов, принес апелляцию на приговор, т.к. он выступал против смертной казни вообще, даже если дело идёт о государственном преступлении. Николай I, хотя и оставил апелляцию без внимания, тем не менее, утвердил только пять смертных приговоров через повешение. Остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой. Свод законов Российской империи 1832 года, вступивший в действие 1 января 1835 года, впервые довольно четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях, когда дела об этих преступлениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного суда. Смертная казнь допускалась также и за карантинные преступления, и, наконец, - за воинские преступления, совершенные во время военного похода. Но поскольку Свод законов 1832 года содержал ряд существенных недостатков, то вскоре был образован особый комитет, задача которого была составить проект нового уложения. Блудов юридически обосновывал правомерность существования смертной казни в России, утверждая, что законодательным путем она не была отменена ни при Елизавете, ни при Екатерине II. Проект Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предлагал установить смертную казнь за важнейшие государственные преступления, умышленное убийство родителей, за тяжкие вторичные преступления (убийство, поджог, разбой, грабеж). Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года воспроизвело все положения о смертной казни Уложения 1845 года. Эти законодательные акты так же, как и Уложение 1903, года сократили применение смертной казни по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством. В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 4 сентября 1881 года. Положение предоставляло высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.

     Очередная попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании  первой Государственной Думы при  обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако после принятия этого закона в Государственной Думе он не был утвержден Государственным Советом.

     12 марта 1917 года было опубликовано  правительственное постановление  о повсеместной отмене смертной  казни. Однако уже 12 июля 1917 года  она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений в военное время.

     28 сентября 1917 года Временное правительство  приостановило применение смертной казни “до особого распоряжения”. Но вскоре произошла Октябрьская революция, которая открыла новый период истории России. Применение смертной казни резко возросло.

     На  протяжении всей истории Советского государства неоднократно  предпринимались попытки отказаться от этой меры наказания.

     26 октября 1917 года Декретом II Всероссийского  съезда было объявлено об отмене  смертной казни. Но она была  восстановлена в связи с переходом  к организованному введению террора путём принятия декрета СНК РСФСР от 21 февраля 1918 года “Социалистическое отечество в опасности”. Было разрешено применение расстрела, причем даже без суда - на месте и за достаточно широкий круг деяний.

     Но  уже 13 января 1920 года на заседании ЦК РКП(б) было принято решение о лишении с 1 февраля 1920 года местных чрезвычайных комиссий права применения расстрелов и передаче всех дел, по которым могло быть назначено такое наказание, в революционные трибуналы. Была избрана комиссия из 3 человек с участием Дзержинского для разработки документа по этому вопросу. По предложению Дзержинского 17 января ВЦИК и СНК принимают решение: “Отменить применение высшей меры наказания (расстрела) как по приговорам Всероссийской чрезвычайной комиссии и её органов, так и по приговорам ревтрибуналов”. ВЦИК на заседании 2 февраля постановил подтвердить декрет СНК от 17 января 1920 года.11 Но уже 11 мая 1920 года постановлением ВЦИК и СТО на военном положении были объявлены 24 губернии Советской России. В связи с этим декретом ВЦИК от 22 мая того же года губернским революционным трибуналам предоставлялось право в местностях, объявленных на военном положении, ходатайствовать перед губисполкомами о непропуске кассационных жалоб лиц, приговоренных к расстрелу, и о немедленном исполнении приговоров, если этого требует “безусловная ясность дела, тяжесть совершенного деяния и политическая обстановка, в коей находится данная губерния…”12. А 28 мая 1920 года право на расстрелы вновь получает и ВЧК. ВЦИК и СТО предоставили ВЧК и её органам права ревтрибуналов в отношении преступлений, направленных против военной безопасности республики, к которым относились: взрывы, поджоги, измена, шпионаж, спекуляция военным имуществом.

Информация о работе Смертная казнь