Россия в конце 1920-х–1930-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:49, Не определен

Описание работы

Сталицизм

Файлы: 1 файл

История.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

 
Россия  в  конце  1920-х–1930-е  гг.

Государство и право

1929 г. в истории  страны занимает особое место.  В этом году произошло столько  изменений во всех сферах жизни  советского общества, что применяются  различные термины для того  чтобы определить суть происшедших  событий. Одни называют случившееся  тогда «революцией сверху», другие  – «термидорианским переворотом». Сталин назвал 1929 г. – годом  «великого перелома». 

    В области внутренней политики главным  событием явилось завершение борьбы за власть в руководстве Коммунистической партии и установление в СССР режима личной власти Сталина. После поражения «правых»  к руководству страны пришли новые люди, лично преданные Сталину. Председателем СНК СССР  стал В.М. Молотов, заместителем Сталина по партии -  Л.М. Каганович, членом Политбюро - Г.К. Орджоникидзе.

      Советское руководство на словах выступало  сторонником соблюдения норм советской  и партийной демократии, коллегиального руководства. В конце 20-х – первой половине 30-х гг. систематически проводились  Съезды Советов, съезды и Пленумы  Коммунистической партии. В 1936 г. была  принята Конституция СССР,  объявленная  самой демократической конституцией в мире.  Действительно, в этом документе были перечислены все права человека, сформулированы новые принципы судопроизводства. Был создан Верховный Совет СССР, который обладал  законодательными функциями. В 1937-1938 гг. прошли всенародные выборы в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик.

    В то же время большие полномочия получили карательные органы Советского государства.

    В начале 30-х гг. широко применялась практика проведения закрытых судов, а также внесудебных расправ. Законодательная основа подобного «судопроизводства» закладывалась в ходе начавшейся массовой коллективизации. Уже в конце 1929 г. по инициативе местных партийных и местных органов стали создаваться «тройки» из первых лиц, включая начальника ГПУ, которые были фактически легализованы постановлением ЦИК и СНК от 1 февраля 1930 г. «О мерах по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Эта практика, когда судопроизводство вершили «тройки», вскоре была распространена не только на кулачество, но и нэпмановские элементы города, лиц, служивших в царской и белой армиях, лиц, состоявших в различных политических партиях, представителей интеллигенции. С 1930 по 1933 гг. состоялись сфабрикованные процессы  над Промпартией, трудовой крестьянской партией, меньшевиками, специалистами фирмы «Метрополитен-Виккерс».бактериологами, историками, руководящими работниками пищевой промышленности, совхозов, наркомата земледелия и т. д. 

    Поскольку поток осужденных постоянно увеличивался в начале 30-х гг. была проведена реорганизация исправительно-трудовых учреждений, которые существовали в Советской России и в 20-е гг. В 1930 г. они были переданы в ведение ОГПУ, и было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ) во главе с Г. Ягодой. ОГПУ СССР вершил не только дела политической направленности, но в его ведение была передана милиция. Одновременно было ужесточено советское законодательства. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности» впервые в законодательном акте был использован термин «враг народа», к которым применялась высшая мера наказания или срок 10 лет с конфискацией имущества. 22 августа 1932 г. было принято новое постановление высших органов государственной власти «О борьбе со спекуляцией», в котором за указанное преступление выносился срок от 5 до 10 лет без права амнистии. В декабре того же года в стране был введен паспортный режим, отмененный Советской властью в 1923 г., который серьезно ограничивал свободу передвижения для советских граждан, отдельные категории которых паспортов не получили вовсе. В марте 1933 г. органы ОГПУ получили право расстреливать людей без суда и следствия.

    В июле 1934 г. был издан декрет, утверждающий принцип заложничества. В ноябре того же года были учреждены особые совещания НКВД, обладающие такими же полномочиями, что и прежние органы ГПУ. Наконец, 1 декабря 1934 г. в связи с убийством С.М. Кирова,  был принят закон «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», который упростил судопроизводство по политическим делам и создал законодательную основу для раскручивания маховика репрессий.

    В середине 30-х гг. было проведено 3 крупных  политических процесса над верхушкой большевистского руководства, была разгромлена возможная оппозиция Сталину в Красной Армии, перетряхиванию были подвергнуты руководящие кадры в промышленности, партии, общественных организациях и т. д. Масштабы репрессий этого времени, видимо, никогда не удастся установить точно, а приблизительные подсчеты, имеющиеся у разных авторов, расходятся в очень большом диапазоне. Количество заключенных в Советском Союзе в конце 30-х гг. определяется в пределах от 10 до 40 млн. человек.

    Именно  к концу 30-х гг. культ личности Сталина достиг своего апогея за весь предвоенный период. Его имя неизменно связывалось с многочисленными успехами в деле построения социалистического общества в СССР. На его авторитет уже никто не мог покуситься, ибо рядом с ним не было фигуры, не только равной Сталину по популярности, но и даже близко стоящей по отношению к нему. Это позволило Сталину накануне второй мировой войны существенно сократить масштабы репрессий и наказать конкретных виновников «большого террора».

    Уже в ходе третьего Московского процесса, который проходил в марте 1938 г., среди осужденных фигурировал Г. Ягода, бывший руководителем НКВД в 1934-1936 гг. В 1938 г. было начато частичное освобождение заключенных из ГУЛАГА. Это касалось прежде всего членов партии и военнослужащих. В ноябре 1938 г. был распространен секретный циркуляр о приостановлении дальнейших арестов. В декабре 1938 г. был освобожден от должности наркома внутренних дел Н.И.Ежов и назначен новый - Л.П. Берия. Однако репрессии продолжались и в 1939—1941 гг., хотя и не в таком масштабе, как прежде.

Экономическое положение

В конце 20-х гг. произошла  смена экономической стратегии  страны. Вместо новой экономической  политики стала проводиться в  жизнь политика форсированной индустриализации. Первый пятилетний план развития  народного хозяйства /1928/29 – 1932/33 гг./ разрабатывался и был принят с учетом принципов нэпа и в частности был рассчитан на сбалансированное развитие всех основных отраслей народного хозяйства. В 1929 г. Сталин  заявил о необходимости пересмотра заданий первого пятилетнего плана в сторону их существенного увеличения.

    Для руководства экономикой были созданы  новые органы управления. В 1932 г. был ликвидирован ВСНХ, а вместо него сначала образовано 4 отраслевых наркомата, а к концу 30-х годов их количество возросло до 20. Наркоматы со строгой вертикальной структурой подчинения, доходящей до каждого отдельного предприятия, были идеальной формой для внедрения в экономику административно-командных методов управления..

    В условиях экономического кризиса, охватившего  капиталистический мир в 1929 г., советской  стране трудно было рассчитывать на получение  внешних источников финансирования индустриализации. Приходилось рассчитывать только на внутренние источники накопления средств и прежде всего на сельское хозяйство. Форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского  хозяйства необходимо рассматривать  как две стороны одного и того же процесса, направленного на ускорение  темпов социально-экономического развития. Не случайно начало массовой коллективизации также  приходится на 1929 г.

    В области промышленности новые показатели первого пятилетнего плана выглядели  следующим образом: по чугуну вместо 10 млн. т. было утверждено 17 млн. т., по тракторам вместо 53 тыс. шт.— 170, по автомашинам вместо 100 тыс. шт.— 200.

    Для того чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, стоящих перед промышленностью, требовалось в таких же размерах «подстегнуть» темпы развития сельского хозяйства. В ноябре 1929 г. была поставлена задача форсировать темпы социалистического преобразования сельского хозяйства, а в январе 1930 г. был утвержден график коллективизации. В соответствии с ним к концу пятилетки в колхозах должно было находиться не 20, а 80—90% крестьянских хозяйств. Естественно, что достичь этого в столь короткие сроки можно было только путем насилия над крестьянином.

    Итоги первой пятилетки можно рассматривать  двояко. С одной стороны, в области промышленности страна в 1928—1932 гг. переживала большой подъем. Если в 1928 г. в СССР было произведено 3,3 млн. т. чугуна, то в 1932 г.— 6,2 млн. т., по тракторам рост составил с 1,8 тыс. шт. до 50,8 тыс. шт., по автомобилям — с 0,8 тыс. шт. до 23,9 тыс. шт. Зато в области сельского хозяйства произошел явный откат от результатов, имевшихся в конце нэпа. Если в 1928 г. страна производила 4,9 млн. т. мяса и сала, то в 1932 г. лишь 2,8 млн. т., соответственно по молоку показатели снизились с 31 млн. т. до 20,6, а по яйцу— с 10,8 млрд. шт. до 4,4. В результате массовой коллективизации было «раскулачено» почти 15% крестьянства страны, причем его наиболее хозяйственного слоя. Завершение этого процесса привело страну к страшному голоду 1932—1933 гг., когда в мирное время умерло по разным подсчетам от 3 до 10 млн. человек. Индустриализация проходила за счет снижения жизненного уровня городского населения, характерным показателем которого являлось существование в 1929—1933 гг. карточной системы снабжения населения.

    Советское руководство сделало серьезные  выводы из уроков первой пятилетки  и на XVII съезде ВКП(б) при обсуждении показателей второго пятилетнего плана /1933 – 1937 гг./ курс на дальнейшее форсирование экономического развития страны был подвергнут существенной корректировке. В области промышленности были утверждены более реальные задания по ежегодному росту производства, а в сельском хозяйстве предусматривалось лишь закрепление достигнутого уровня коллективизации. Произошло  некоторое ослабление директивного давления на экономику, были реорганизованы органы управления  ею.

    Все это привело к тому, что  хотя вторая пятилетка в области промышленности, как и первая  не была выполнена в  полном объеме, однако промышленность в эти годы развивалась более динамично, чем в первой пятилетке. В результате героического труда рабочего класса был обеспечен существенный прирост производительности труда.

    Сельское  хозяйство страны в годы второй пятилетки  продолжало оставаться в сложном  положении, хотя и оно стало выходить из кризиса. В эти годы был завершен процесс сплошной коллективизации, так как к началу второй пятилетки в деревне сохранилось еще около 5 млн. единоличных хозяйств. Произошел значительный рост посевных площадей, главным образом в восточных районах страны, где «раскулаченные» крестьяне осваивали целинные и залежные земли, повысилась урожайность полей. В результате, уже в 1935 г. в стране была отменена карточная система распределения продуктов.

    Третий  пятилетний план развития народного  хозяйства СССР /1938-1942 гг./ по основным экономическим приоритетам был составлен в русле политики, избранной сталинским руководством в начале 30-х гг. Его особенностью было то, что он должен был, используя достижения в области промышленности, направить их на обеспечение обороноспособности страны. Его осуществление было осложнено как внутренними проблемами, которые проявили себя во второй половине 30-х гг., так и изменением международного положения СССР.

    За 1929—1937 гг. страна совершила беспрецедентный  скачок в росте промышленной продукции (см. табл. 1). За это время в строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий, то есть 600—700 ежегодно. Темпы роста тяжелой промышленности были в два-три раза выше, чем за 13 лет развития России перед первой мировой войной.

В результате страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических государств (см. табл. 2) По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США (в 1913 г. – пятое место). Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции, в том числе цветных металлов, блюмингов, рельсопрокатных станов, экскаваторов, турбин, паровозов, тракторов, сельхозмашин, автомобилей, самолетов. В целом к 1937 г. удельный вес импорта в потреблении страны снизился до 1%.

Таблица 1

Производство  важнейших видов промышленной продукции  СССР в натуральном выражении

Таблица 2

Соотношение производства в СССР крупнейших  
капиталистических странах

    Однако  нужно видеть и цену достигнутых  экономических результатов. Высокие темпы индустриального развития поддерживались за счет снижения жизненного уровня населения страны. Только к началу 40-х гг. удалось вывести сельскохозяйственное производство на уровень 1928 г., при этом продукция животноводства вышла на этот уровень лишь в начале 50-х гг.

Россия и мир

На рубеже 20-30-х гг. во внешней политике СССР  произошли  изменения. Полностью сменилось руководство НКИД и Коминтерна. Перед новым наркомом М.М. Литвиновым была поставлена основная задача — обеспечить благоприятные внешние условия для построения социализма в СССР. Для этого нужно было предотвратить угрозу втягивания СССР в военные конфликты, а также наладить экономическое сотрудничество с развитыми странами Запада. В связи с изменением приоритетов во внешней политике деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная по сравнению с деятельностью НКИД.

Информация о работе Россия в конце 1920-х–1930-е годы