Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 13:39, дипломная работа
Целью выпускного квалификационного проекта является анализ объективных и субъективных, позитивных и негативных, долговременных и быстротечных политических, экономических и социальных факторов, которые в своей совокупности и внутреннем взаимодействии по-разному влияли на процесс политического и национального развития Французской Канады.
Для достижения общей цели были поставлены следующие задачи: изучение политической истории колонии Новой Франции в рамках французского колониального господства в Северной Америке; анализ особенностей английского колониального управления в Квебеке; рассмотрение основных аспектов регионального развития Квебека в рамках Канадской конфедерации.
Введение ..................................................................................................................3
Глава I. Англо-французское противоборство в Северной Америке в последней четверти XVII – первой половине XVIII в. ………………………...9
Глава II. Особенности политического развития Квебека в рамках английского
колониального управления в середине XVIII – первой половине XIX в. …...17
§1. Становление английского колониального управления в Квебеке ……..…………………………………………………………….……...17
§2. Кризис политических институтов Нижней Канады в конце XVIII – 40-е гг. XIX в. …………………………………………………………………………….22
§3. Эволюция английского колониального управления в Квебеке накануне создания «ответственного правительства» в 40-е гг. XIX в. .………………...33
Глава III. Политическая, национальная и экономическая интеграция колонии Квебек в рамках Канадской конфедерации …………………………………...40
§1. Образование Канадского доминиона………………………………………40
§2. Национальная, экономическая и социальная политика канадской буржуазии в конце 60-х – 90-е гг. XIX в. ……………………………………...45
§3. Основные аспекты регионального развития Квебека в последней четверти XIX – начале XX в. ……………………………………………………………...53
Заключение ………………………………………………………………………62
Примечания ……………………………………………………………………...65
Библиография ……………………………………………………………………71
Происходящие политические события продемонстрировали слабость провинциального правительства, а также ограниченность возможностей Квебека в условиях господствующего положения англоканадцев. Конфедерация сама по себе не смягчила национальных противоречий и тем более не узаконила равноправие франкоканадцев. Их интересы и чаяния в моменты серьезных общенациональных событий игнорировались правящей англоканадской буржуазией.
В последней четверти XIX в. резко обострилась языковая проблема в Квебеке. Прежде всего, это было связано с так называемым школьным вопросом. Согласно конституции, право преподавания и обучения на родном (французском или английском) языке было закреплено не только за Квебеком, но и повсюду по стране. Это право распространялось как на вошедшие в конфедерацию в 1867 г. провинции, так и на присоединившиеся к ней позже. Однако в последней четверти XIX в. правящая англоканадская верхушка под давлением реакционно-шовинистических элементов стала проводить систематическую политику англизации франкоканадцев, живущих вне Квебека, потворствуя ликвидации франкоязычных государственных школ в Манитобе, Онтарио, Нью-Брансуике и других провинциях.
Такая акция фактически означала полную ликвидацию французского языка по всей Канаде, кроме Квебека. Например, в Онтарио в 1880 г. проживали около 100 тысяч франкоканадцев. Решение правительства Нью-Брансуика о прекращении государственных субсидий франкоязычным школам в 1879 г., по существу представляло отказ 100 тысячам акадийцев в праве на обучение на своем родном языке. Акт 1890 г., унифицировавший государственную школьную систему в Манитобе, также упразднил франкоязычные школы. Все это в целом было не что иное, как ярко выраженная политика насильственной ассимиляции, что еще раз наглядно показало неравноправное, угнетенное положение франкоканадцев в конфедерации.
Вопрос о правах франкоканадцев вне Квебека приобрел особую остроту в период восстаний франкоязычных метисов и индейцев во главе с Луи Риэлем на западных территориях в 1869-1870 гг. и в 1885 г. Первое из них привело к созданию новой провинции Манитоба. Второе было жестоко подавлено правительственными войсками, Риэль и другие лидеры восставших были казнены.
Правящая англоканадская буржуазия с опасением отнеслась к возможности создания еще одной франкоязычной провинции к западу от Онтарио, она отвергла стремление франкоканадцев принимать равное и признанное участие в развитии Канады в целом. Квебек должен был остаться своеобразной резервацией для франкоязычного населения страны. Народные же массы Французской Канады видели в движении, возглавляемом Риэлем, возможность получить для себя землю на дальнем западе Канады20. В связи с этим казнь Риэля вызвала огромное возмущение в Квебеке. В основе борьбы, разгоревшейся в Онтарио и Квебеке, лежала проблема национального равенства между англоканадцами и франкоканадцами.
Народное недовольство способствовало созданию и приходу к власти в Квебеке Национальной партии во главе с Оноре Мерсье. На протяжении 1887-1891 гг. провинциальное правительство Мерсье боролось против централистской политики федеральных властей, выступало за предоставление франкоканадцам национального статуса и провинциальной автономии. Считая, что казнь Риэля была прямым нарушением прав франкоканадского народа, Оноре Мерсье осуждал консервативную точку зрения, согласно которой Канада – унитарное государство, и поддерживал «договорную теорию» конфедерации, в соответствии с которой последняя рассматривалась как союз двух наций, основанный на договоре между Квебеком и другими провинциями, и поэтому выступал за широкую автономию всех провинций. Однако Национальная партия представляла собой лишь небольшую группу, выражающую интересы франкоканадской мелкобуржуазной интеллигенции, поэтому она не могла превратиться в эффективную политическую силу.
Слабость демократических сил Французской Канады в этот период обуславливалась объективными причинами. Подавляющая масса населения Квебека была сосредоточена в аграрной зоне и находилась под сильным влиянием католической церкви. Это ограничивало социальную базу национально-демократических сил и предопределяло временное господство клерикально-консервативных элементов. В таких условиях франкоканадский национализм все больше становился консервативным, реакционным, проникнутым религиозно-мистической идеологией. Внутри общины усилилось влияние клерикалов, ультрамонтанистов, иезуитов и католической церкви в целом. Данные религиозные группы в течение второй половины XIX в. успешно сдерживали рост национального и классового самосознания во французской Канаде и создавали разновидность теократического режима, ведущего к политической и культурной изоляции Квебека.
Обострение противоречий между великими державами накануне первой мировой войны, борьба английских империалистов за передел мира привели к тому, что Канада оказалась втянутой в эту кровавую борьбу на стороне Англии. В ответ на усиленное строительство флота в Германии английское правительство потребовало от Канады увеличения ассигнований на строительство флота. Данное требование было выполнено, однако оно вновь активизировало дебаты в Квебеке об отношениях Канады и Англии. Лидер франкоканадцев в Квебеке Анри Бурасса в газете «Девуар» категорически выступил против какой-либо помощи «английским империалистам». «Истинным канадцам, для которых родиной всегда была Канада, – заявил он, – нет смысла воевать за империализм Джона Чемберлена» 21.
Втягивание Канады в гонку вооружений на стороне Англии накануне первой мировой войны, рост налогов, возросшая эксплуатация трудящихся привели к дальнейшему обострению классовых и национальных противоречий, а также рабочего вопроса. Развитие капитализма в Канаде после образования доминиона выявило всю противоречивость прогресса, которое несло с собой утверждение капиталистических отношений. Успехи в развитии машинного производства, средств связи сельского хозяйства означали для значительной части населения не облегчение их труда и условий существования, а дополнительные тяготы и бедствия. Главным объектом капиталистической эксплуатации становится рабочий класс. В 1886 г. правительство доминиона назначило особую королевскую комиссию, изучавшую вопрос о взаимоотношениях «труда и капитала» в Канаде. Обнародованный ею отчет вскрыл мрачную картину в стране. Даже в своих осторожных заключениях члены комиссии признали, что «трактовать наемный труд и заработную плату как простой обмен между равными сторонами – это абсурд: рабочий вынужден продавать свой труд или умирать с голоду» 22.
Последняя треть XIX в. была отмечена становлением организованного рабочего движения, ростом классового самосознания и общественной активности рабочего класса. Отчетливо проявилось стремление пролетариата к организации своих рядов. Приобретает общенациональный характер профсоюзное движение. В 1867 г. в Монреале возникла Ассоциация промышленных рабочих Канады, в 1871 г. – Торонтская профсоюзная ассамблея, в 1873 г. – Совет профсоюзов Оттавы. Эти профсоюзы стали объединять как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих23.
В стремлении объединить свои усилия в борьбе за общие интересы рабочие создают первые общеканадские организации. В 1872 г. была основана Лига 9-часового рабочего дня, действовавшая в Монреале, Квебеке, Торонто и ряде мелких городов.
Новая фаза рабочего движения в Канаде приходится на 80-90-е гг. XIX в. Она связана с деятельностью американской рабочей организации «Орден рыцарей труда». Первая канадская организация «рыцарей труда» начала действовать в 1881 г. в Гамильтоне, а в 1882 г. «Орден» имел в провинции Квебек 40 лож с 16 тысячами членов24. Важным результатом процесса централизации профсоюзного движения было создание федерации организованных рабочих и профессиональных союзов. В 1889 г. одновременно с созданием Американской федерации труда (АФТ) был создан Профессиональный и рабочий конгресс Канады (ПРКК), который в отличие от АФТ носил менее выраженный узкоцеховой характер. В данное объединение вошли главным образом профсоюзы Квебека и Онтарио.
Таким образом, в конце XIX в. процесс организации рабочего класса Канады шел двумя путями: с одной стороны силу набирали так называемые межнациональные союзы, ассоциированные с Американской федерацией труда; с другой – Профессиональный и рабочий конгресс Канады претендовал на роль самостоятельного центра, объединяющего собственно канадские профсоюзы. В 1900 г. из 20 тысяч организованных в профсоюзы рабочих только 8 тысяч были членами собственно канадских профсоюзов, остальные входили в союзы, связанные с АФТ25.
Квебекские профсоюзы, опасавшиеся американского влияния в межнациональных союзах и желавшие сохранить связь с римско-католической церковью, предпочли остаться за рамками главного профобъединения страны. Все это внесло раскол в канадское рабочее движение, окончательное оформление которого завершилось на III съезде ПРКК в 1902 г., закончившимся победой проамерикански настроенных элементов. На данном съезде из ПРКК были исключены 23 рабочие организации Квебека, которые впоследствии создали новое объединение – Канадскую федерацию труда (КФТ).
В конце XIX – первом десятилетии ХХ в. стачечная борьба стала неотъемлемой частью канадской действительности. По подсчетам канадских историков, провинций Квебек с 1850 по 1896 г. произошло 167 забастовок, из которых около 40% проходили под руководством профсоюзов26.
В конце XIX в. в рабочем движении Канады начинает распространяться социалистическая идеология. В конце 90-х гг. в Канаде уже отделение Социалистической рабочей партии, которая была основана в 1876 г. в США и в 90-х гг. возглавлялась Даниэлем де Леоном. В 1904 г. оформилась Социалистическая партия Канады (СПК). В 1911 г. отколовшиеся от этой партии группы учредили Социал-демократическую партию Канады.
Таким образом, можно констатировать,
что внутриполитическая обстановка в
Квебеке, естественно, была тесно связана
с общим контекстом развития канадского
государства, характеризуемым становлением
молодого монополистического капитализма
и укреплением господствующих позиций
крупной англоканадской буржуазии. В этом
смысле ущемление прав франкоканадцев
в экономической и социальной областях
внутри Квебека существенно дополнялось
и усугублялось и их политической дискриминацией
в масштабе всей страны. Наиболее остро
это проявлялось в моменты крупных политических
событий общенационального значения,
а также при выработке внешнеполитического
курса страны, когда особенно отчетливо
обнажались реальные основы национального
неравенства.
Заключение
Остроту региональной проблематике Квебека придает, прежде всего, национально-этнический аспект. Уже к моменту английского завоевания в 1760 г. канадцы французского происхождения представляли собой отчетливо сознающую свое единство этническую общность. Однако это не была сложившаяся нация. Несмотря на все уродливые явления, которые неизбежно сопутствовали насаждаемому феодально-абсолютистской французской метрополией колониальному режиму, ее колыбелью стала отсталая Новая Франция.
Таким образом, взаимодействие международной обстановки с местным колониальным опытом, изменений в средствах производства и производственных отношениях с положением колониальных обществ, социальных и классовых факторов с национальным фактором, – нашло выражение в политической борьбе, вооруженных конфликтах, достижении временных компромиссов, в годы английского колониального господства с утверждением буржуазных отношений во Французской Канаде. Однако над колонией продолжал довлеть «тяжкий груз влияния капитализма и отсталости, незрелости социальной структуры, определяемой господством сеньориальной системы» 1.
Нельзя обойти вниманием и диспропорции в развитии сельского хозяйства, в котором выделялось противостояние ресурсодобывающих и ресурсопотребляющих отраслей экономики. Итог такого развития был во многом определен деятельностью католической церкви, насаждавшей в Квебеке общинный способ жизни, основанный на натуральном способе производства, который и определил отставание агропромышленного комплекса провинции от других регионов Канадской конфедерации.
Следует отметить политический аспект региональной специфики Квебека. В период между конституционным актом 1791 г. и образованием Канадской конфедерации 1 июня 1867 г., представители квебекской оппозиции, возглавляемые радикальной либо умеренной частью канадского общества, боролись против политики «англизирования»; за права франкоканадской нации, против феодальных пережитков на пути экономического развития Нижней Канады, за развитие политических институтов и легислатур молодого общеканадского государства.
Национально-демократическое движение, развивавшееся в Нижней Канаде, являлось одним из характерных проявлений европейских революций того времени2. Оно должно было разрешить такие вопросы, как право франкоканадцев на «ответственное правительство», отделение церкви от государства и признание франкоканадской нации.