Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 09:42, реферат
XIX столетие занимает особое место в истории России. С его началом страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей прежней феодально-крепостнической системы.
1.Введение………………………………………………………… 3
2.Николай I ……………………………………………………….. 5
3.Основная часть ………………………………………………… 8
4.Внутренняя политика ………………………………………….. 8
5.Сперанский М.М. Кодификация законов…………………... 10
6.Крестьянский вопрос …………………………………………. 11
7.Законодательство о крестьянах…………………………….. 12
8.Деятельность Е.Ф. Канкрина ………………………………… 13
9.Внешняя политика. Крымская война. ………………………. 14
10.Заключение ……………………………………………… 19
11.Список литературы ……………………………………..
Министерство
Образования Российской Федерации
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Кафедра Математики
и естественных наук
по специальности
"080109 Бухгалтерский учет, анализ
и аудит "
По дисциплине:
История
Отечества
на тему:
"
Политическая реакция
и реформы Николая I
"
Выполнила:
студентка Тищенко Марина Павловна
Руководитель:
Щеглова Г. Б.
Волгоград, 2011
XIX столетие занимает особое место в истории России. С его началом страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей прежней феодально-крепостнической системы.
Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ и, наконец, восстание 14 декабря 1826 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом и социально-экономическом строе России. Вторая четверть XIX столетия характеризуется нарастанием кризиса крепостнической системы, которая тормозила развитие производственных сил. В то же время уже более определенно обозначились процессы распада старых форм хозяйствования. По мере складывания внешнего рынка и расширения внешней торговли в экономике возрастал удельный вес промышленности. Мануфактура перерастала в капиталистическую фабрику.
В промышленности капиталистическая мануфактура вытесняла вотчинные и посессионные предприятия. Продукция предприятий, применявших подневольный труд, уже не могла конкурировать с изделиями заведений, основанных на вольнонаемном труде, и вследствие худшего качества и по стоимости их производства.
Самой передовой отраслью обрабатывающей промышленности становится хлопчатобумажная, которая к 1850 г. сосредоточила уже более половины всех рабочих, занятых в текстильной промышленности, причем это были большинство вольнонаемные рабочие.
Предприятия легкой промышленности превратились в фабрики, оборудованные машинами и станками. С середины 3О-х годов промышленный переворот постепенно распространяется на все отрасли текстильной промышленности. Тот же процесс наблюдается и в новых отраслях промышленности - свеклосахарной, химической, писчебумажной. Ввоз машин из-за границы за 40-ые годы возрос в 2,5 раза. Поднимается отечественное машиностроение, центром которого к середине века становится Петербург, имевший в своих пределах полтора десятка машиностроительных заводов. Началась техническая перестройка горной промышленности. Характерную эволюцию переживала мелкая промышленность. Охватывая лишь крестьян и горожан - самостоятельных товаропроизводителей, она являлась питательной средой для развития капиталистического организационного производства. Однако постепенно мелкие производители теряли свою самостоятельность, попадая под власть скупщиков и превращаясь во владельцев рассеянной мануфактуры. Другая часть крестьян, разбогатев, пополнила ряды купечества и промышленников.
В сельских хозяйствах крепостные формы так же переживали кризис. Помещичье хозяйство становилось во всевозрастающей степени товарным. В 40-50 гг. в России из среднего сбора 250 млн. четвертей на внешний рынок поступало до 50 млн. четвертей, т.е. 20% всего производимого хлеба. Из этого товарного хлеба 90% приходилось на помещичье хозяйство.
На пути подъема промышленности и сельского хозяйства стояли главные препятствия: общая экономическая отсталость страны, узость внешнего рынка вследствие низкой покупательной способности разоряющегося крестьянства, недостаток наемных рабочих, т.к. вольнонаемные рабочие на фабриках и заводах были, как правило, помещичьими или государственными крестьянами. Медленно развивалась транспортная связь, хотя на транспорте уже чувствовалось влияние новых экономических запросов. Особенно это стало заметным на водном транспорте. К середине XIX века на Волге плавало более 300 пароходов, действовали пароходные общества "Меркурий", "Самолет". Появились пароходы и на других реках. Было положено начало железнодорожному транспорту: в 1851 г. открылось движение по дороге 600 км Петербург - Москва. Началось строительство Петербург варшавской железной дороги. Усилилось строительство шоссейных дорог.
Население Российской империи к 1856 г. составляло около 72 млн. человек. Показателем неблагополучия в экономическом положении народных масс было понижение прироста населения вследствие повышения коэффициента смертности.
Основные общественные классы феодального общества переживают ускорявшийся процесс внутренней перегруппировки, которая указывала на начало распада. Многие из дворян - по паспорту становились разночинцами, мелкими чиновниками или офицерами, живущими на жалованье, учеными и техниками в промышленности.
Процесс дифференциации усиливается и в крепостной среде. Помимо того, что основная масса крестьянства в результате непомерного усиления крепостнической эксплуатации разорялась, а очень незначительная богатела торговлей, промыслами и имела возможность даже выкупаться на волю, в крестьянской среде происходили и другие изменения.
Обострение классовой борьбы во второй четверти XIX в. выражалось в антифеодальных массовых выступлений крестьянства, "бунтах" рабочих людей, военных поселян, солдат и матросов. Больше всего волнений крестьян было в барщинных имениях, т.к. в них крепостнический гнет был особенно тяжел. На протяжении всей четверти столетия крестьянское движение показывало нарастающую активность борьбы крестьян с расширением географической сферы борьбы - от центра к периферии. Наибольшего размаха оно достигает в 50-е гг.
III
отделение, ведавшее "внутренними"
делами при Николае 1, отмечало:
"Год от году распространяется
и усиливается между
Эпоха
реакции, наступившая после разгрома
декабристов, была неразрывно связана
с личностью нового императора.
Будущий император Николай 1 родился в Царском Селе 25 июня (б июля) 1796 г. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Крещение новорожденного было совершено 6 (17)июля, и он был наречен Николаем - именем, которого не бывало прежде в русском императорском доме.
В роли самодержавного правителя России его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях вступление на престол было маловероятном. Николая Павловича готовили к военной службе. И в апреле 1799 года великий князь впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка. Словом, военный обиход окружал будущего русского императора с самых первых шагов.
28
мая 1800 г. Николай был назначен
шефом лейб-гвардии
Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца, убитого II марта 1801 г. в результате заговора. Вскоре после этого воспитание Николая переходит из женских рук в мужские, а с 1803 года его наставниками становятся исключительно мужчины. Главный надзор за его воспитанием был поручен генералу М. И. Ламздорфу. Вряд ли можно было сделать более неудачный выбор. По мнению современников, он не обладал не только ни одною из способностей, необходимых для воспитания особы царственного дома, призванной иметь влияние на судьбы своих соотечественников и на историю своего народа, но даже был чужд и всего того, что нужно для человека, посвящающего себя воспитанию частного лица.
Все сыновья Павла 1 унаследовали от отца страсть к внешней стороне военного дела: разводам, парадам, смотрам. Но особенно отличался Николай, испытывавший к этому чрезвычайную, иногда просто непреодолимую тягу Едва он вставал с постели, как тут же принимался братом Михаилом за военные игры. У них были оловянные и фарфоровые солдатики, ружья, алебарды, гренадерские шапочки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики. Страсть к фрунту, преувеличенное внимание к внешней стороне армейской жизни, а не к ее сути, сохранились у Николая на всю жизнь.
Как отличался в этом плане Николай от своего старого брата Александра, очаровавшего в свое время интеллектуальную европейскую элиту именно умением вести философскую беседу, поддержать самый тонкий и изощренный разговор! Николай впоследствии также обрел популярность в Европе, но благодаря совсем иным чертам: восхищались великолепием и царственностью манер, достоинством внешнего облика всевластного монарха. Восхищались придворные, а не интеллектуалы. Стремление заземлить все проблемы, сделать их более примитивными, чем они есть на самом деле, а значит, и более понятными для себя и своего окружения проявилось у Николая 1 с особенной силой в годы его правления. Недаром ему сразу так понравилась своей простотой и навсегда осталась близкой знаменитая уваровская триада - православие, самодержавие, народность.
В 1817 году он женился на дочери прусского короля Шарлотте, получившей в России имя Александры Федоровны. Период ученичества для Николая был окончен. Бракосочетание состоялось в день рождения Александры Федоровны 1 (13) июля 1817 г. Впоследствии она так вспоминала об этом событии: «Я чувствовала себя очень, очень счастливой, когда наши руки соединились; с полным доверием отдавала я свою жизнь в руки моего Николая, и он никогда не обманул этой надежды».
Сразу после женитьбы, 3(15) июля 1817 г. Николай Павлович был назначен генерал-инспектором по инженерной части. Николай имел характер жестокий и деспотичный, не любил никаких теорий и питал недоверие к научному знанию вообще.
После смерти Александра I Россия
почти месяц жила без
Новый государь не с полным спокойствием ждал конца присяги. Еще 12 декабря узнал он по донесению, присланному из Таганрога, о существовании заговора, или заговоров, а 13-го у него уже могли быть сведения и о том, что в самом Петербурге готовится движение против него. Петербургский военный генерал-губернатор граф Милорадович на все вопросы по этому делу отвечал успокоительно: но он не имел о заговоре правильного понятия и не считал нужным принять принудительные меры, несмотря на то что 13-го обнаружились кое-какие признаки агитации в полках. Первый беспорядок 14 декабря произошел в конной артиллерии, где офицеры и солдаты желали видеть у присяги великого князя Михаила Павловича. В городе знали, что он не присягал до того дня никому, и удивлялось его отсутствию в такую важную минуту. В это время Михаил уже приехал в Петербург; не медля он явился в артиллерийские казармы и успокоил смутившихся. Но затем пришла во дворец весть, что части гвардейских Московского и Гренадерского полков не присягнули и, увлеченные некоторыми офицерами, после насилий над начальниками, вышли из казарм и сгруппировались в две толпы на Сенатской площади близ памятника Петру Великому. К ним пристали матросы гвардейского экипажа и уличная публика. Среди собравшихся раздавалось "ура Константину Павловичу!". Против возмутившихся были поставлен всех сторон гвардейские войска, и сам император Ни) приехал на Сенатскую площадь. Попытки мирным путем ликвидировать выступления ни к чему не привели. Так популярный среди солдат герой войны 1812 года генерал – губернатор Петербурга М. А. Милорадович пытался убедить рядовых участников выступления в том, что их обманывают. Однако он был смертельно ранен Каховским выстрелом из пистолета. Натиск мятежников конной гвардии не удался: толпа устояла против скользивших по гололедице лошадей и стрельб ружей отбила атаку. Тогда Царь приказал стрелять из пушек. Под градом картечи восставшие побежали, и вскоре все было кончено.
Информация о работе Политическая реакция и реформы Николая I