Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2010 в 07:44, Не определен
В работе на основе широкого круга источников рассматривается процесс освоения целины в Павлодарской области и в целом по Казахстану, а также основные итоги и последствия освоения целинных и залежных земель.
В те послевоенные годы программа подъема сельского хозяйства предусматривала ряд мер, в том числе и интенсивного, и экстенсивного порядка. Поскольку работы по интенсификации сельского хозяйства требовали долгосрочных мер и средств, ЦК КПСС и советское правительство в 1954 году выбрали привычный вариант — пошли по пути экстенсивного увеличения сельскохозяйственного производства. И в этот водоворот событий были вовлечены сотни тысяч людей, огромное количество техники, выделены соответствующие средства.
Конечно, в те годы не обошлось без крупных ошибок, что было следствием административной кампанейщины. И эти ошибки, к сожалению, повторялись в последующие годы. Объявив громкий лозунг, очередной "поход", к примеру, на подъем зернового хозяйства, напрочь забывали о других жизненно важных отраслях. Так, из-за частых принудительных мобилизаций, концентрации усилий на узких задачах Казахстан претерпел громадный ущерб в животноводстве. За период с 1928 по 1954 год почти наполовину сократилось поголовье крупного рогатого скота и лошадей. Из 20 миллионов голов овец и коз к середине 30-х годов осталось немногим более двух с половиной миллионов. Довести их поголовье до 18 миллионов удалось лишь к 1954 году. Практически полностью исчезло верблюдоводство, которое, кстати, даже в малой степени не восстановлено и поныне.
В начале 50-х годов ослабленное войной сельское хозяйство и, в частности, положение с хлебом в стране начали вызывать серьезные опасения. Без экстренных мер было не обойтись, тем более, что под угрозой оказалось все развитие экономики Союза, образовалась огромная диспропорция между темпами развития промышленного и сельскохозяйственного производства. И тогда в 1954 году февральско-мартовским Пленумом ЦК КПСС на первый план была поставлена задача освоения в сжатые сроки огромного массива целинных и залежных земель. Основная ставка делалась на казахстанские степи.
Состоявшийся в марте 1954 года пленум ЦК КПСС принял постановление "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель". Пленум признал, что наряду с повышением урожайности зерновых культур во всех районах страны важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна в течение короткого времени является расширение посевов зерновых культур путем освоения залежных и целинных земель.
Несмотря на негативные последствия повсеместного отвода земель под зерновые культуры (в ущерб животноводческому хозяйству), необходимо отметить, что освоение целинных и залежных земель явилось событием огромного значения, ставшим ныне историей для сотен тысяч казахстанцев, а также для прибывших тогда в республику из других регионов СССР.
В плане освоения целинных и залежных земель огромное значение придавалось Казахстану, поскольку республика располагала огромными резервами плодородных почв. Однако рациональность освоения такого количества земель и последовавшие за ним проблемы экологического характера и экономической рентабельности вновь созданных совхозов и колхозов не могли не вызвать сомнения у определенной части тогдашней руководящей номенклатуры, в том числе и высшего ранга. По этому поводу сам инициатор освоения целинных и залежных земель, в то время первый секретарь ЦК КПСС и фактический Глава советского государства, Никита Хрущев впоследствии вспоминал: "Я уже был наслышан о необъятных просторах Казахстана и о его очень небольших площадях, находившихся в сельскохозяйственном обороте. Я начал с расспросов секретаря Центрального Комитета Казахстана товарища Шаяхметова. В ЦК он пришел из органов внутренних дел, из милиционеров. Сам казах, он, безусловно, хорошо знал свой родной край. Я допытывался: какое количество земель находится в распашке и какие площади для нее пригодны, но не распахиваются, какие урожаи получают, каковы возможности тех земель, которые могут быть распаханы? Из беседы с ним я понял, что со мной он говорил неискренне. Он занижал возможности и доказывал, что земель, пригодных к распашке, очень мало или совсем нет, что все уже распахано и нет больших перспектив, что какие-то площади распахать можно, но это не столько, сколько нужно. Я не помню, на какой цифре он остановился, что-то в пределах трех миллионов гектаров. Конечно, это большая площадь, но не то, что нам требовалось. Но и этому я был рад. Если три миллиона засеять пшеницей и получить по десять центнеров зерна, пусть даже по пять центнеров, то получится полтора миллиона тонн товарного хлеба, пусть даже миллион, а это шестьдесят миллионов пудов! По тем временам, да и по нынешним, довольно ощутимая прибавка. Это без учета прокорма людей, занятых на обработке новых полей и выращивании семян.
Потом я поговорил с секретарями обкомов партии Казахстана. Они тоже казахи, но лучше знали свои возможности. К сожалению, не помню их фамилий, интересные люди, более знающие, чем товарищ Шаяхметов. Они говорили более искренне и с большим знанием дела докладывали о возможности освоения целинных земель...
Одним словом, после бесед с секретарями обкомов у меня появилась уверенность, что мы можем получить заметную прибавку в зерне за счет введения новых посевных площадей в Казахстане.
Наши работники Министерства сельского хозяйства и Госплана представили ценные сведения о наших возможностях не только в Казахстане, но и в других районах страны: на Алтае, в Оренбурге и в других регионах имелись большие площади, занятые под пастбища, которые никогда не распахивались. Одним словом, они подготовили материал, который подавал надежды.
На пленуме стоял вопрос не только о целинных землях. По-моему, тогда же решали вопрос о системе заготовок, о ценах и другие актуальные проблемы. После смерти Сталина люди получили возможность свободно высказывать свои мнения, стало легче изыскивать возможности для экономического стимулирования производства сельскохозяйственных продуктов. Мы договорились об увеличении оплаты труда тружеников сельского хозяйства, с тем чтобы материально заинтересовать людей" [13].
Для привлечения рабочей силы к освоению целины ЦК КПСС использовал весь арсенал партийной пропаганды. Призыв к участию во всенародном движении за массовое освоение целинных и залежных земель был развернут накануне выборов в Верховный Совет СССР и принят к исполнению всеми местными партийно-советскими органами. Освоение целины развернулось на большой территории, превышающей 600 тысяч квадратных километров. На этом-то огромном пространстве предстояло распахать заново 250 тысяч квадратных километров земель. Весной 1954 года на главных направлениях было сконцентрировано огромное количество техники и оборудования.
Здесь следует обратить внимание и на человеческий фактор. Люди, верившие в лозунги социализма, особенно после победы во Второй мировой войне, во многом искренне воспринимали призыв КПСС и советского правительства освоить новые земли, участвовать в решении столь важного хозяйственно-экономического строительства. Для многих из них, в особенности молодежи, большей частью осиротевшей в военные годы, это была возможность устроить свою жизнь, обосноваться, обзавестись семьями, получить работу, материальные блага, наладить быт. Поэтому для первоцелинников, пожелавших отправиться на новые земли, в качестве примера приводился опыт старших поколений — строителей Комсомольска-на-Амуре, Днепрогэса, Турксиба, Балхаша. И действительно страна располагала главным своим богатством — крепкой закалки людьми, мужественными и умными, на которых можно было положиться в новом деле целиком и полностью. И эти факторы стали решающими в претворении в жизнь задуманного. И вот тогда-то появилось в обиходе советских людей новое слово — целинник. С той поры для участников освоения целины оно стало символом патриотизма, незаурядного мастерства и трудовой доблести.
Осваивали целинные земли не только на просторах Казахстана, но и в Алтайском и Красноярском краях, в Новосибирской и Омской областях, Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке. Общая площадь освоенных в стране целинных и залежных земель составляла 42 миллиона гектаров. Из них в Казахстане вспахано 25 миллионов. Причем
18 миллионов гектаров из этого количества земли было поднято в казахстанских степях за 1954 и 1955 годы.
Освоение целины вовлекло в свою орбиту судьбы множества людей. Только в первые два целинных года в Казахстан прибыло свыше 300 тысяч механизаторов, строителей, инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства. Средний возраст новоселов не превышал 25 лет. Их тепло встречали старожилы бескрайних казахских степей. В подъеме целины, надо отметить, участвовали все области Казахстана — не только на севере и западе республики, но и на востоке, и на юге. Таким образом, считалось, что Казахстан — это сплошная целинная республика.
В ходе обсуждения процесса освоения целинных земель обращалось внимание на то, что сначала надо бы построить поселки, школы, больницы, дороги, ремонтные заводы и мастерские, элеваторы, а потом завозить технику и людей. Но на все это не было времени. Вопрос ставился категорично: хлеб нужен государству немедленно! Поэтому первоцелинникам приходилось делать все одновременно—и обживаться, и застраивать поселки, и выращивать хлеб. Но все же абсолютное большинство с первых дней прибытия на целину твердо и непреклонно верило в положительный итог. Ни лютые морозы, ни метели, ни бездорожье, ни отсутствие порой нормальных бытовых условий — ничто уже не в силах было остановить участников освоения целины.
В целинных хозяйствах выросла целая плеяда талантливых организаторов производства. Они понимали, что надо делать все по-хозяйски, чтобы освоенные земли щедро вознаграждали человека за труд. Поэтому целина оказалась суровой школой хозяйствования. Целинники становились настоящими хлеборобами — пытливыми и ищущими. Но путь этот был тернистым и трудным.
В первые годы основная работа сводилась к тому, чтобы одновременно приступить к выбору мест для усадеб вновь создававшихся совхозов; приему и размещению сотен тысяч людей в совершенно не обжитой степи; огромному строительству сразу десятков, а затем и сотен совхозных поселков; подбору многих тысяч специалистов; созданию из разнородной массы людей дружных, сплоченных коллективов; землеустройству хозяйств.
В изучении и оценке земель принимали участие специалисты Академии наук, научных институтов и опытных станций страны. Над проблемами целинных земель трудились тысячи почвоведов, ботаников, гидротехников, землеустроителей, агрономов России, Казахстана, Украины, Белоруссии. Они составляли подробные карты почв, растительного покрова, обозначали водоисточники.
Получила применение и развитие сельскохозяйственная наука, которая до того состояла из десятка маломощных научно-исследовательских учреждений. Сегодня наша Академия сельскохозяйственных наук объединяет 32 крупных специализированных института и семь научно-производственных объединений, которые ведут исследования практически по всем направлениям отрасли. Во многих странах мира известны и признаны разработки научно-исследовательского института имени одного из первоцелинников — академика А.И. Бараева. В республике создана достаточно прочная материально-техническая база для подготовки специалистов высшего и среднего звена агропромышленного комплекса.
Это лишь беглое перечисление того, что дала нам поднятая целина. Но за каждым подобным штрихом — колоссальный труд простых людей, яркий талант многих неординарных личностей — организаторов и руководителей разного уровня. Многие из них и по сей день работают среди нас, многих я считаю своими соратниками и сподвижниками по реформированию нашей экономики и всего казахстанского общества. Без малого 2509 тысяч целинников удостоены высоких государственных наград, 650 из них имеют звание Героя Труда. И хотя они носят награды бывшей страны, это нисколько не умаляет их трудового подвига.
Все они из замечательной плеяды первопроходцев, людей, которые по велению долга, по зову сердца, с самыми чистыми помыслами приехали на казахстанскую землю из разных уголков Советского Союза. Из России, Украины, Беларуси, Молдовы, республик Прибалтики и Закавказья, Центральноазиатского региона в течение двух первых лет прибыло более 600 тысяч человек. Только из Украины на приглашение казахстанских комсомольцев откликнулись 58 тысяч добровольцев. Из них половина прибыла в Костанайскую и Акмолинскую области. В Казахстан тогда переселилось свыше 28 тысяч семей в полном составе. Мы все знаем, какой массовый отклик вызвало письмо девушек совхоза "Мариновский" Акмолинской области с призывом приехать в целинные районы сверстницам и женщинам страны.
Среди первопроходцев были люди самых разных возрастов и профессий — механизаторы, строители, заготовители, медицинские работники, учителя, работники культуры и торговли. Эшелонами прибывали демобилизованные воины. Было немало тех, кто к тому времени не имел еще никакой специальности и только здесь, на целине, обрел профессию, дело на всю жизнь. Ехали люди на целину и в последующие годы. Всего прибыло за это время около двух миллионов человек.
Привели их за тридевять земель не только, наверное, романтика молодости и поиск неизведанного, но и воспитанное не в одном поколении чувство патриотизма, искреннее стремление помочь своей стране...