Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2010 в 07:44, Не определен
В работе на основе широкого круга источников рассматривается процесс освоения целины в Павлодарской области и в целом по Казахстану, а также основные итоги и последствия освоения целинных и залежных земель.
Опираясь на помощь ЦК Компартии, коммунисты Казахстана сумели возглавить массы для решения задачи социалистической перестройки республики. Однако находились и противники, которые считали, что освоение целинных земель мешает выполнению задач локального характера. Разразилась дискуссия о проблемах, связанных с освоением целинных и залежных земель. Обосновались две точки зрения: одни, сторонники ленинского кооперативного плана говорили, что надо развертывать колхозное и совхозное строительство. Их противники выступали за сохранение национальной самобытности казахского народа, его кочевого образа жизни. Последние, однако, поняли, что оседание кочевых хозяйств неизбежно, но предложили иной путь -- насаждение индивидуальных зажиточных крестьянских хозяйств. Авторы этой концепции -- Чаянов, Макаров, Рыбников, и другие выступали за развитие кооперации, широкого товарного обмена на базе кулацких хозяйств. Так Чаянов утверждал, что совхозы и колхозы заранее обречены на смерть, так как во-первых, в ним нет настоящего хозяина, а во-вторых, в них участвует только беднота -- непрогрессивный элемент общества.
Пропаганда капиталистического развития сельского хозяйства нашла отражение, например, в труде С. П. Швецова «Казахское хозяйство в его естественно-исторических и бытовых условиях» [11]. Он указывал, что уничтожение кочевого быта в Казахстане могло бы в конечном счете привести к гибели степного скотоводства и превращению сухих степей в безлюдные пустыни. Подобное мнение также отстаивал А. Н. Челинцев, говоривший, что в Казахстане в дореволюционное и после революционное время росла доходность хозяйства при ограничении влияния кочевого хозяйства. Подчеркивалась перспективность развития в ауле частнорыночных отношений; освоение новых территории возможно, но только в ограниченных масштабах. Схожую точку зрения выражали также и партийные деятели, среди них М. Сириус и А. Н. Ладис.
С начала планового освоения новых земель партия и правительство взяли курс на совхозное строительство. Это было связано с острой нехваткой зерна и необходимость в кратчайшие сроки увеличить количество товарного хлеба. Кроме того они были призвана подорвать экономического влияние кулацкого хозяйства.
В специфических условиях Казахской АССР совхозы строились на базе госконюшен, племрассадников, учебно-практических хозяйств при низших сельскохозяйственных школах, национализированных частновладельческих хозяйств. В апреле 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) разработало мероприятия по организации в течение 3-4 лет в РСФСР и Украине крупных зерновых совхозов по производству хлеба на незанятых крестьянами землях. Была создана комиссия по содействию организыции новых совхозов и руководству строительством зерновых совхозов во главе с М. И. Калининым, а в Казахстане им стал Нарком земледелия в Казахстане Г.К. Токтабаев. На первом заседании, прошедшем 8 мая 1928 года комиссия рассмотрела вопрос о выработке общего плана организации новых совхозов и поддержала линию на форсирование строительства зерновых совхозов. Предварительные подсчеты, составленные Наркомземом, показали, что для выполнения поставленной партией задачи довести ежегодное производство товарного зерна до 100 миллионов пудов потребуется 3600 тысяч га пахотных земель при общей площади около 5500 тысяч гектар, свыше 335 млн. рублей капитальных вложений, более 20 тысяч трактористов и 50 тысяч постоянных рабочих, сотни руководителей хозяйств, агрономов и инженеров, не менее 15 тысяч тракторов.
Одной из сложнейших проблем совхозного строительства был выбор районо изыскании свободных земельных фондов. Наркомзем считал, что зерносовхозы должны строиться в районах Северного Кавказа, Средней и Нижней Волги, мотивируя наличием обширных площадей, свободных земель, близким расположением к промышленных центрам и линиям железнодорожных сообщений; сравнительно высокой плотностью населения; большим количеством осадков и прочими факторами. Госплан и переселенческий комитет исходили из необходимости осваивать не только районы Поволжья и Северного Кавказа, но и Казахстана. Вторую идею поддержали многие специалисты в области сельского хозяйства: среди них С.П. Бушинский, Н.М. Тулайков и прочие. В апреле-мае 1928 года крайком партии принял постановление об организации в Казахстане трех крупных совхозов в Уралской, Актюбинской губерниях, в Кустанайком округе.
Важное значение для окончательного решения вопроса о выборе районов строительства крупных зерновых совхозов на неосвоенной территории имело решение ЦК ВКП(б). Оно решительно высказалось за использование земельных ресурсов Казахстана. Комиссия Политбюро, изучив проект Наркомзема, приняло решение «Включить в план земли Казахской АССР Кутсанаский и Петропавловкий районы»; было решено выделить под совхозы в 1928 году 200 тысяч гектар земель, в 1929 году -- 700 тысяч гектаров, в 1930 -- 1 миллион гектар.
С 4 по 12 июля 1928 года состоялся Пленум ЦК ВКП(б), а уже 1 августа 1928 года, исходя из направлений, данных Пленумом, ЦИК и СНК Советского Союза издали Декрет об организации крупных зерновых хозяйств. Декретом предусматривалась организация Комитета содействия строительству крупных хозяйств во главе в М.И. Калининым.
Уже с лета 1928 года началась организация зерновых совхозов. Было послано множество экспедиций с целью определения наиболее рентабельных земельных участков. Огромное практическое значение для дальнейшего освоения земель имело постановление ноябрьского (1928 года) Пленума ЦК ВКП(б) «О контрольных цифрах народного хозяйства на 1928-1929 годы». Одной из важнейших задач было дальнейшее расширение посевных площадей и повышение урожайности. Седьмой всеказахстанский съезд Советов (апрель 1929 года) также указал, что надо увеличивать посевные площади под зерновые и создавать крупные фабрики по производству зерна. 30 декабря 1929 года правление Зернотреста заслушало отчет экспедиции, работавшей в Северном Казахстане. Из 13'359'699 га годными к организации зерновых совхозов признаны 4 136 000 га земель. За два года под совхозами уже находилось 295 000 га земель (в целом по союзу 5 000 000 га).
Трудности были в том, что часть земель принадлежала Казгоссельстрету, и надо было передать их Зернотресту. Существовала также проблема правильного отмежевания земель от территорий, близко примыкавших к крестьянским наделам, в тем, чтобы не нарушить их права и интересы. Но нарушения раскрывались, а виновные наказывались. А уже к весне 1931 года в Казахстане насчитывалось 19 зерновых совхозов, а их земельный фонд составил 2 009 тысяч га. К осени 1931 года в стране имелось 189 зерновых совхозов, их общая земельная площадь составляла 15 028 тысяч га.
Считалось, что, чем крупнее совхоз, тем рентабельнее производство, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции. Поэтому в дальнейшем шло укрупнение и слияние существующих совхозов и создание новых, больших по размеру. Что особенно отмечалось на территории Казахстана в его обширными землями.
Немаловажным был вопрос подбора кадров на участках. По инициативе ЦК ВКП(б) были организованы курсы директоров и заместителей директоров совхозов и колхозов Зернотреста. Кроме курсов также при сельскохозяйственных вузах республики создавались отделения по подготовке пролетарских специалистов для крупных совхозов, проводилась дополнительная специализация инженеров-механизаторов. До того времени в республике существовали только сельскохозяйственные техникумы, а в 1930 году был впервые открыт Сельскохозяйственный институт. В результате этих мер в 1932 году количество инженерно-технического персонала достигло 13.2% от общего числа специалистов в зерносовхозах.
Повсеместно молодежь стремилась научиться управлять сельскохозяйственной техникой -- много молодых людей пошли на курсы комбайнеров, трактористов, и шоферов. Техники для нужд страны не хватало, поэтому ее закупали в США. В процессе роста производственной активности рабочих появилась такая форма соревнования как движения ударных бригад, которое охватило всю республику. Погоня за цифрами -- пожалуй одна из главнейших ошибок советского руководства, которая в итоге привела к потере значительной части урожая и нарушения севооборота.
До самого начала Великой Отечественной Войны в Советском Союзе, а в частности и в Казахстане под флагманом коммунистического развития союзных республик и окраин страны быстрыми темпами шла коллективизация. Параллельно с этим происходило освоение крупных земельных массивов Казахстана, Сибири, Кавказа и Поволжья. С геометрической прогрессией росли посевные площади и собираемый с них урожай; миллионы гектар пашен и миллиарды пудов зерна ежегодно получал СССР. Один за одним издавались постановления руководителей органов примерно одного содержания: «О дальнейшем увеличении...» Погони за превышением плана и соревнования были заметны по всей территории страны.
Новый
этап в освоении целинных и залежных
земель начался в 1940 году, когдв вышло
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б)
“О дальнейшем подъеме зернового
хозяйства в совхозах и колхозах
Восточных районов СССР, Алтайского и
Красноярского краев, Новосибирской, Омской,
Челябинской областей, Акмолинской, Павлодарской,
Северо-Казахстанской, Кустанайской, Семипалатинской
и Восточно-Казахстанской областей” [12].
Им было определено, что в Казахстане пашня
должна увеличиться еще на один миллион
гектаров. Однако, сельское хозяйство
Казахстана нуждалось в рабочей силе,
и постановление майского (1939 года) Пленума
ЦК ВКП(б) позволило преодолеть эти трудности
(см. Приложение 1,2,3). С первых месяцев 1940
года началось активное переселение в
Казахстан; оно шло по трем направлениям:
1) Плановое
-- проходило по плану
2) Инициативное
-- по инициативе самих колхозов,
которые полностью на свои средства принимают
переселенцев, обеспечивают жильем и работой;
3) Неплановое
-- осуществлялось переселенцами
за свой счет, о работе и
жилье договаривались заранее
с принимающим колхозом или
совхозом.
По подсчетамна первое декабря 1940 года в колхозы Казахстана прибыло 22 833 переселенческих хозяйства. Новый виток в истории освоения целины дали сентябрьский (1953 года) и февральско-мартовский (1954 год) Пленумы ЦК КПСС, сделавшие больший уклон на освоение целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Кавказа и Урала.
В
первые послевоенные годы перед Казахстаном,
как и перед другими
В начале 50-х годов ослабленное войной сельское хозяйство и, в частности, положение с хлебом в стране начали вызывать серьезные опасения. Без экстренных мер было не обойтись, тем более, что под угрозой оказалось все развитие экономики Союза, образовалась огромная диспропорция между темпами развития промышленного и сельскохозяйственного производства. И тогда, в 1954 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненностью. Их распашка означала отказ от интенсивных методов агротехники, консервирование отсталых способов хозяйствования. Основная ставка делалась на казахстанские степи. Уже к августу 1954 г. в Казахстане было распахано 8,5 млн. га., в следующем – 9,4 миллиона. К началу 1955 г. было создано 90 новых совхозов. С осени 1955 г. началось создание еще 250 совхозов. В 1956 году в общий оборот было введено 20 миллионов гектаров земель, что втрое превысило план. К началу 60-х гг. Пашня в обороте составляла более 32 миллионов гектаров, в том числе хлебное поле – 22 миллиона. За эти годы в республике появилось более 600 совхозов, многократно увеличилось количество сельхозтехники и автотранспорта. На эти цели были брошены огромные капиталовложения как из центра, таки из республиканского бюджета. В целом же агропромышленный комплекс Казахстана к ныненему времени – это 23 тысячи предприятий различных форм собственности. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы - бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тыс. руб., кредит на постройку до 20 тыс. руб на 10 лет, до 2 тыс. руб. на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от 2 до 5 лет. Всего на освоение целины в 1954-59 гг. было выделено более 20 млрд. руб.
Целинные и залежные земли в СССР, земельные массивы, пригодные под распашку и посев сельско-хозяйственных культур и их освоение — один из важных факторов увеличения производства зерна и других сельско-хозяйственных продуктов, в крупных масштабах проводилось в 1954—60 в Казахстане, районах Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Это мероприятие вошло в историю как одно из героических свершений Коммунистической партии и советского народа, в котором реализовались ленинские идеи о необходимости использования обширных земельных ресурсов в интересах развития производительных сил страны. На пустовавших извечно землях выросли сотни совхозов, построены промышленные предприятия, организованы современные научные центры. Это не только позволило создать новую крупную зерновую базу на В. страны, но и коренным образом изменило экономику, культуру, весь облик огромных районов.
Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 г., были достаточно благоприятными. В 1954—60 было распахано 41,8 млн. га целины и залежи, в том числе 16,3 млн. га в РСФСР (Западная Сибирь — 6,2 млн. га, районы Урала — 4,2 млн. га, Восточная Сибирь и Дальний Восток — 4,2 млн. га, Поволжье — 1,7 млн. га) и 25,5 млн. га в Казахстане (главным образом в северных областях — Кустанайской, Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Павлодарской, Целиноградской). В результате расширения и интенсивного использования пашни в этих районах увеличились площади под зерновыми культурами, возросли валовые сборы и государственные закупки зерна. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. К I960 г. в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га. почв. С начала 60-х годов начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 г., когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. т зерна на 1 млрд. долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала и если в 1954-58 гг. средняя урожайность была 7,3 ц/га, то в 1961-65 гг. -6,1 ц/га [2].
Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики - животноводства. В 1955 г. пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 г. до 37,4 млн. голов (в 1928 г. - 29,7 млн. голов). Тем не менее, рост численности населения привел к определенным затруднениям в обеспечении продовольствием, что заставило власти в 1962 г. впервые пойти на повышение цен на мясо на 30% и на масло - на 25%. Планируемого увеличения производства мяса в три раза не получилось.Как известно, одной из неотложных задач социально-экономического развития СССР в послевоенный период стало решение продовольственной проблемы. Не оправившееся после трагедии 1930-х годов, когда вследствие насильственной коллективизации крестьянских хозяйств и разрушения существовавшей системы жизнеобеспечения погибла значительная часть населения (а в Казахстане это обернулось ударом по генофонду нации), сельское хозяйство страны вновь было вынуждено функционировать в режиме чрезвычайного положения. В условиях военного времени 1941-1945 гг. колхозы и совхозы обеспечивали армию и население необходимым продовольствием, а промышленность — сырьем. При этом следует отметить, что и послевоенное восстановление народного хозяйства также требовало огромного напряжения сил. Состояние в зерновом хозяйстве страны в послевоенные годы вызывало тревогу, трудным был хлебный баланс — расход зерна превышал поставки его государству. Нехватку зерна приходилось частично перекрывать за счет использования государственных резервов. Поэтому в силу колоссального ущерба, причиненного недавней войной, других причин требовались незамедлительные кардинальные меры для дальнейшего подьема сельского хозяйства. В этих условиях отмена в 1947 году карточной системы не решала задачу обеспечения населения необходимым минимумом продовольствия. А проблема развития соответствующей инфраструктуры в аулах и селах, можно сказать, в тот период и не ставилась.