Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2010 в 19:15, Не определен
Введение……………………………………………………………... 3
1 Пересмотр политики правительства в Башкирии………………… 4
2 Основание Оренбурга и крепостей………………………………… 7
3 Горнозаводское строительство и расширение земледелия………. 12
4 Массовое изъятие башкирских земель, усиление феодального и национального гнета………………………………………………...
15
5 Перестройка управления краем…………………………………….. 19
Заключение…………………………………………………………... 23
Список использованной литературы……………………………….
Перестройка управления краем.
С 1735 по 1744 г. Башкирия находилась в подчинении Оренбургской экспедиции (с 1737 г. – комиссии). В 1735 – 1741 гг. часть функций по управлению краем выполняла Башкирская комиссия, созданная в августе 1735 г. для содействия властям в подавлении восстания. В ее функции входил также контроль за выполнением населением различных государственных повинностей. С целью более тесного охвата башкир царским административным аппаратом на территории Зауральской Башкирии в 1737 г. Была создана провинция, состоявшая из трех дистриктов (уездов): Исетского, Шадринского и Окуневского. Административный центр провинции сначала находился в Чебаркульской крепости, затем в Теченской слободе и, наконец, в Челябинске. Воеводы Уфимской и Исетской провинции подчинялись начальнику Оренбургской комиссии. В 1740 – 1744 гг., в связи с усложнением административных задач, Уфимская провинция возглавлялась вице-губернатором.
В управлении населением стали применятся жесткие приемы, сопровождаемые грубым насилием, вмешательством во внутреннее самоуправление башкир, разжиганием вражды между народами края. В ходе подавления восстания 1735 – 1740 гг. было убито в боях, казнено, сослано в ссылку и вывезено в крепостное рабство в центральные уезды, по неполным данным, свыше 40 тыс. башкир. В последние годы, вплоть до середины 40-х гг., в Башкирии сохранялась напряженная обстановка. Под видом розыска не пришедших в повиновение повстанцев и возвращение потерянного в годы восстания имущества местные власти насильничали и грабили население. По словам уфимского вице-губернатора П.Д. Аксакова, возвращавшихся из казахских степей участников восстания башкирские старшины отсылали к «командирам, которые иных казнили, других ссылали в ссылку ж», хотя по правительственным указам все они подлежали прощению.
Наряду с наказанием башкир за участие в восстании указанные меры преследовали цель уменьшения численности коренного населения. Этому способствовала и ежегодная пограничная служба башкир, которая, по запискам начальника Экспедиции Кирилова, должна была провести к сокращению мужского населения и общей рождаемости: «жены без плода останутся, а кого убьют, тот и вовсе не возвратится». К тому политика правительства, направленная на усиление притока в Башкирию земледельческого крестьянства, внесла значительные перемены в соотношение численности коренного и пришлого населения в пользу последнего.
Другим средством ослабления башкир было противопоставление их пришлому нерусскому населению – мишарям, татарам, чувашам, мари и другим. Указом от 11 февраля 1736 г. башкирам запрещались браки с казанскими татарами. Еще при составлении проекта об организации Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов, учитывая определенные противоречия между башкирами, казахами и калмыками, считал возможным использовать их: «…буде же бы один который из них народ поднялся, то легче другим усмирять, без посылки российских полков». Политика натравливания одного народа на другой получила конкретное применение в ходе подавления восстания 1735 – 1740 гг. А решение правительства о передаче башкирским припущенникам – мишарям, тептярям и бобылям вотчинных земель и отмене уплаты оброка ее владельцам – привело к резкому ухудшению отношении между ними и башкирами.
Царизм активно вмешивался во внутренние отношения башкирского общества, окончательно подчинил их контролю местных органов власти. Проект административных реформ был разработан Кириловым, а затем дополнен его преемниками. С целью ограничения местного самоуправления указом от 11 февраля 1736 г. запрещались общенародные съезды – йыйыны. Не желая давать башкирам лишний повод для недовольства, власти разрешили им собираться на общенародный йыйын один раз в году: «…оставить обыкновенный мирской сбор о семине один день съезжаться к речке Чесноковка и тогда о нуждах мирских советовать и письменно бить челом». Но уже на следующий год правительство повелело начальнику Оренбургской комиссии В.Н. Татищеву изыскать всевозможные способы, чтобы «тот их мирской сбор вовсе отставить». Организаторы йыйына обязаны были ознакомить воеводу с перечнем вопросов, намеченных для обсуждения, и получить его разрешение. Обязательным было присутствие на йыйыне офицера с несколькими солдатами и казаками.
В
1739 г. правительство запретило
Существенной частью проводимой перестройки управления явилась замена старост старшинами. По указу от 11 февраля 1736 г. в восставших волостях прежние наследственные старосты заменялись выборными старшинами. На деле старшины назначались, так как воеводы сами определяли старшину из числа кандидаток, представленных волостью. Старшины управляли волостью 1 год. В 1739 г. старшинские должности были введены во всех волостях. Помощниками старшины назначались сотники и писари. С 1741 г. на каждую дорогу определялся главный старшина, которому подчинялись волостные старшины. Обязанности старшин и их помощников были изложены в ряде инструкций, составленных И.К. Кириловым и его преемниками совместно с уфимскими воеводами. Старшины и их помощники в присутствии воеводы приносили присягу верности властям. Они обязаны были следить за исполнением всех указов и повелений администрации, содержать население в послушании и ежемесячно доносить в провинциальную канцелярию об обстановке в области. Помимо полицейского надзора старшины отвечали за своевременную выплату налогов и несение натуральных повинностей.
Новым в структуре волостной администрации было появление должности писаря. Их функции были определены в тексте присяги, составленном вице-губернатором П.Д. Аксаковым. Наряду с ведением письменных дел у старшин и ответственностью за дела в волости на писарей был возложен тайный надзор за деятельностью старшин и сотников.
В начале 40-х гг. в Башкирии насчитывалось свыше 100 старшин. В результате перестройки существенно изменилась роль и место правителя башкирской волости. Если прежние старосты обладали некоторой независимостью в решении волостных дел, то функции старшин были в значительной мере ограничены. Особенно это сказалось на правах в области судопроизводства. Старшины могли разбирать только незначительные преступления. Вместе со своими помощниками, сотниками и писарями старшины составили низовое звено местной царской администрации. Вводя институт старшинства, власти получили возможность контролировать положение дел во всех башкирских волостях. А ущемление администрацией прав старшин последние компенсировали за счет эксплуатации рядовых общинников.
Сведения о произволе и грабежах башкирских старшин поражали даже провинциальную администрацию. Вице-губернатор Аксаков отмечал, что старшины «тщились, продолжая разными образы лихоимственно раззоряя их, грабить, клевета противностью и все пожитки забирая себе; по которым клеветам, веря им, многих казнили безвинных, не следуя и не разсматривая и не приемля никаких их оправданий, посылали в ссылки, жен и детей раздавали и продавали, пожитки брав себе…». Это свидетельство о произволе старшин подтверждается и челобитными башкир. В частности, в них сообщалось о действиях старшины Каршинской волости Казанской дороги Шарипа Мрякова, который под видом сборов на мирские нужды незаконно брал у населения волости деньги, скот и разное имущество, заставлял рядовых башкир и мишарей работать в своем хозяйстве. Самовольно распоряжался землей волости и оброчными деньгами.
Заключение
Административная реформа, проведенная в 30 – 40-х гг. XVIII в., способствовала укреплению в Башкирии самодержавно-бюрократического аппарата, несла большие перемены в жизнь коренного населения и привела к дальнейшему усилению феодального и национального угнетения. Основные контуры политики царизма в Башкирии достаточно отчетливо проявились уже в организации Оренбургской экспедиции, в ее первых мероприятиях. Поэтому приезд Экспедиции, начало ее деятельности в крае вызвали массовое недовольство, переросшее в восстание.
Список использованной литературы.