Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:21, реферат
Если о втором, губительном голоде появилась определенная литература, и сведений о нем становится все больше и больше, то голод в сразу после Гражданской войны пока очень мало известен. В литературе освещены не все аспекты, касающиеся этой проблемы, например, практически не упоминается о голоде в Казахстане. Большое внимание привлекал страшный голод 1921 года в Поволжье и на Украине, на борьбу с которым бросались все силы РСФСР и международная помощь. Но вот о голоде в степных советских республиках практически ничего существенного не сообщалось. Следует отметить, что если голод 1932 года можно было исследовать по воспоминанием очевидцев или их детей, то вот очевидцы более раннего голода умерли задолго до того, как появились исследователи, желавшие разобраться в этом вопросе.
Введение 3
Причины голода 4
Голодающие 7
Помощь голодающим 10
Заключение 15
Список литературы 17
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральский государственный университет
им. А.М.Горького
Исторический факультет
Отделение архивоведения, документоведения
и информационно-правового обеспечения
управления
Реферат
Голод
в РСФСР в 1921-1922 годах
студентки 4 курса
Сюткиной Натальи Станиславовны
Научный руководитель:
Мотревич
Владимир Павлович
Екатеринбург
2010
Оглавление
Введение 3
Причины
голода 4
Голодающие 7
Помощь
голодающим 10
Заключение
15
Список литературы 17
Введение
«Избы стояли покинутые, без крыш, с пустыми глазницами окон и дверных проемов. Соломенные крыши изб давным-давно были сняты и съедены. В деревне, конечно, не было животных — ни коров, ни лошадей, ни овец, коз, собак, кошек, ни даже ворон. Всех уже съели. Мертвая тишина стояла над занесенными снегом улицами».
Социолог
Питирим Сорокин,
побывавший в деревнях
Самарской и Саратовской
губерний зимой 1921 года
До Первой мировой войны Россия ежегодно вывозила на европейские рынки свыше 600 млн пудов зерна. После Октябрьского переворота в стране наступил беспрецедентный продовольственный кризис. Осенью 1920 года к населению Поволжья и обывателям Донской, Калужской, Орловской, Тульской и Челябинской губерний подкрался массовый голод.
К
лету 1921 года повальный голод
Если
о втором, губительном голоде появилась
определенная литература, и сведений
о нем становится все больше и
больше, то голод в сразу после
Гражданской войны пока очень мало
известен. В литературе освещены не все
аспекты, касающиеся этой проблемы, например,
практически не упоминается о голоде в
Казахстане. Большое внимание привлекал
страшный голод 1921 года в Поволжье и на
Украине, на борьбу с которым бросались
все силы РСФСР и международная помощь.
Но вот о голоде в степных советских республиках
практически ничего существенного не
сообщалось. Следует отметить, что если
голод 1932 года можно было исследовать
по воспоминанием очевидцев или их детей,
то вот очевидцы более раннего голода
умерли задолго до того, как появились
исследователи, желавшие разобраться
в этом вопросе.
Причины Голода
Голод в РСФСР после гражданской войны был в 1921-1923 года. Он являлся массовым и распространялся на многие советские республики. Хотя более известен как Голод в Поволжье 1921-1923 годов, в связи с тем, что регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Пик голода пришёлся на осень 1921 — весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний с общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов. Голодом в то же время были охвачены все граничащие с РСФСР страны (Финляндия, Прибалтийские государства, Польша, Румыния) а также Чехословакия и Австрия.
Основная причина Голода — это политика советских властей. Определенный вклад в ухудшение положения в аграрном производстве внесла действовавшая с весны 1917 года хлебная монополия и продразверстка, заготавливающая значительные количества зерна, мяса, шерсти, кож и другой продукцию. Введенная декретом СНК от 11 января 1919 года, продразверстка предусматривала сдачу всех продуктов хозяйства свыше потребительской нормы для нужд организации снабжения армии и населения в РСФСР. У крестьян изымался весь хлеб и даже семена на засев. Отсутствие легального частного рынка хлеба при отсутствии каких-либо значимых запасов зерна у правительств советских республик и разруха на транспорте и только начавшие свою деятельность новые институты власти также послужили причиной голода.
Положение усугубило деградировавшее за годы Гражданской и Первой мировой войн сельское хозяйство: Империалистическая война, революции, гражданская война, восстание февраля 1920 года сами по себе вели к разрушению крестьянского хозяйства по вполне понятным причинам. В 1918 году валовые сборы зерна в Казанской губернии составляли только 60% от уровня 1913 года, в 1919 - 41%, а в 1920 - только 24%! В 1920 году в Татарии собрали всего порядка 29 миллионов пудов хлеба - чуть больше, чем это требовалось на семена. Для всех должно было бы быть ясным: голод неминуем даже без всякой засухи. Что же предпринимает правительство молодой Татарской республики: звонит во все колокола, просит помощи у центральных властей? Нет, оно выступает с “революционным почином” (так действительно впоследствии советские историки называли этот преступный акт): мотивируя тем, что крестьяне в сложившейся обстановке “съедят” имеющиеся семена (насколько далеки были власти от понимания крестьянской сути: мужик умирать будет, но не пустит семена в пищу, такова уж многовековая психология крестьянина), Татсовнарком 19 ноября 1920 года издает декрет (не меньше!), обязывающий всех земледельцев республики ссыпать имеющиеся у них семена в так называемые “общественные амбары”, но с одним, обратите внимание, условием: использовать эти семена на посев крестьянин сможет лишь после того, как в кантонах будет на 100% выполнен план продовольственной разверстки. Чем руководствовалось правительство республики, выпуская этот декрет? Ясно, что не заботой о судьбе крестьянина, а только желанием во что бы то ни стало выполнить план продовольственной разверстки. Правительство видело: урожая нет, всего лишь 29 млн. пудов, на семена только надо 16 млн. пудов, поэтому решило отнять семена у крестьян. Отдавать их весной крестьянину не собирались, ведь каждому же ясно, что поставленное при этом условие - если кантоны выполнят на 100% план разверстки, невыполнимо.
Отобрав осенью 1920 года семена, правительство республики уже тогда обрекло своих крестьян на голодную смерть.
В общественных амбарах весной 1921 года оказалось всего лишь 5,7 млн. пудов семян при потребности 16,3 млн. Куда же ушли остальные 24 млн. пудов из валового сбора? Львиная доля - в погашение продразверстки, часть крестьянами была утаена, съедена, пущена на посев.
Гражданская
война, сопровождающие ее партизанские
действия и бандитизм также весьма
сильно подорвали возможности
Определенное значение сыграла засуха лета 1921 года. Это была очень сильная засуха, основной ущерб которой пришелся на засушливые районы Казахстана. Полностью погиб урожай в Уральской, Оренбургской, Актюбинской, Кустанайской областях. В этих районах в годы нормального увлажнения, осадков едва хватает для средних условий произрастания пшеницы, и количество осадков только на 50-60 мм превышает запасы влаги, необходимой для средних условий по пшенице. Засуха, практически полное отсутствие мер по задержанию снега и накоплению влаги в почве в 1921 году, привели к гибели урожая. Однако, в силу различных местных особенностей, положение с урожаем могло сильно отличаться от уезда к уезду, и в некоторых из них мог быть собран урожай, позволяющий продержаться хотя бы до весны. По РСФСР была проведена дифференциация уездов. Если в уезде урожай составлял меньше 6 пудов на душу, то он признавался голодающим.
О том, что не только засуха повергла крестьян наших уездов в пучину голода, а и инквизиторская политика властей, свидетельствуют и данные об урожайности в 1921 и 1922 годах. Урожайность зерновых в 1922 году была даже ниже, чем в 1921, сравните: (1921) рожь - 44 ц/га, яровые - 2,7; (1922) рожь - 4,2 ц/га, яровые - 2,3. Вообще, надо сказать, что для тех лет урожайность далеко не чрезвычайная, далеко не голодная, такие урожаи случались часто. Но дело даже не в этом, а в том, что при более низкой урожайности в 1922 году валовой сбор зерна составил 5296 тыс. центнеров, или в 10 раз больше, чем в 1921 году. В чем же дело? Да просто не сеяли в 1921 году, скажет вам любой человек, а отчетные цифры - все вранье. В 1921 году республика собрала, по разным оценкам, от 460 до 529 тыс. центнеров зерна валового сбора. Голод был неминуем.
Голодающие
Беженцы: Массовые самочинные перемещения голодавшего населения в поисках пропитания беспокоили центральную и местные власти гораздо сильнее, чем трудноразрешимая продовольственная проблема. На путях бегства крестьян из голодавших районов губернское начальство принялось выставлять кордоны. Тем не менее от 600 тыс до 1 млн голодавших прорвались через степные кордоны и рассеялись по стране. Кто-то из них умер от голода в пути, кое-кто погиб в организованных для скитальцев лагерях, но значительная часть бежавших все-таки уцелела.
Осенью 1921 года, когда голод захлестнул Донецкую, Екатеринославскую, Запорожскую, Николаевскую и Одесскую губернии, уполномоченный Украинского Красного Креста отметил в своем отчете: «Бегство стало повальным, напоминающим массовый психоз: люди бежали, не зная куда, зачем, не имея никаких средств, не отдавая себе отчета в том, что они делают, распродавая все свое имущество и разоряясь окончательно. Беглецов не могли остановить никакие препятствия, ни эпидемии, влиянию которых подвергался неминуемо каждый садящийся в поезд, ни дальность расстояния, ни тяжелые условия передвижения». Той же осенью свыше 900 тыс. жителей Поволжья пришлось эвакуировать в другие местности.
Беспризорные: Тотальный голод породил неслыханную беспризорность с ее прямыми последствиями — детской преступностью, детской проституцией, детским нищенством и нередкими психическими отклонениями у выживших детей и подростков. По информации М.И. Калинина, в 1923 году в советском государстве насчитывалось свыше 5,5 млн бесприютных, безнадзорных и брошенных детей. Одни из них заполняли железнодорожные вокзалы в тщетной надежде добраться на крышах вагонов до сытых территорий, другие — выпрашивали подаяние или торговали папиросами, третьи же — вступали в самогонные компании или промышляли воровством и разбоем в расплодившихся по всей стране и ополоумевших от крови и голода шайках.
Свыше 1700 тыс беспризорных обеспечивали продуктами питания зарубежные организации и около 900 тыс детей — советские. Более 1,5 млн беспризорных не получали никакой помощи. Часть бесприютных детей взяли в свои семьи крестьяне. Разместить в детских домах, в профсоюзных заведениях и в учреждениях, принадлежавших Красной Армии, удалось менее 1250 тыс беспризорных.
Все спасенные от голодной смерти беспризорные могли бы ежедневно повторять: спасибо товарищу Ленину за наше счастливое детство. Однако в 1920-е годы пропагандистский аппарат еще не достиг той квалификации, чтобы придумать и повсеместно внедрить столь изысканный вариант советской утренней молитвы для несовершеннолетних.
Катастрофа: Глубокой осенью 1921 года по всему Поволжью было замечено людоедство. Даже председатель ВЦИК М.И. Калинин был вынужден признать, что в Башкирии, например, массовым явлением стало «убийство родителями своих детей как с целью избавить последних от мук голода, так и с целью попитаться их мясом», а вообще в Поволжье над свежими могилами надо было выставлять караулы, чтобы местные жители не выкопали и не съели трупы. Столь же удручающим оказалось положение и в некогда благословенном Крыму. Как писал Максимилиан Волошин, «душа была давно дешевле мяса, и матери, зарезавши детей, засаливали впрок». Людоедство было массовым явлением. Все 800 трупов в Аккиреево, которых хоронили весной 1922 года, были со следами изъятия мягких частей тела, но не собаками, их не было в деревне, поскольку всех съели, как и кошек, а людьми. Появились люди с чудовищным промыслом - поставляли человеческое мясо на продажу, тайно, конечно.
К первой половине 1922 года голод достиг максимальной интенсивности. Согласно сводкам ВЧК, повальный голод охватил жителей Поволжья, Крыма и еще семи губерний (Актюбинской, Воронежской, Екатеринбургской, Запорожской, Кустанайской, Омской и Ставропольской). В первом издании Большой советской энциклопедии отмечалось, что от голода 1921—1922 годов пострадали 35 губерний с населением до 40 млн человек.
В 1922 году выяснилось, что 30% детского населения Поволжья и Крыма погибли от голода и эпидемий. «Еще видел детей, — свидетельствовал первый председатель Всероссийского союза журналистов М.А. Осоргин, высланный чекистами в Поволжье за участие в Комитете помощи голодающим, — черемисов и татарчат, подобранных по дорогам и доставленных на розвальнях в город распорядительностью Американского комитета (АРА). Привезенных сортировали на «мягких» и «твердых». Мягких уводили или уносили в барак, твердых укладывали ряд на ряд, как дрова в поленнице, чтобы после предать земле».
Аграрная
катастрофа с тотальным голодом
населения оказалась
Помощь голодающим
Отсутствие
каких-либо значимых резервов продовольствия
у правительства советских