Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2010 в 21:45, Не определен
Статья
Преображая американскую действительность, поистине выступая в роли творца истории, Рузвельт объявил об отмежевании от той школы «профессиональных экономистов», которая мыслила общественное развитие исключительно в соответствии с «объективными», неподвластными человеческой воле законами. Президент не раз высказывался о них с иронией: можно ли воспринимать на веру учение «профессиональных экономистов», если они меняют свое представление об объективных законах каждые десять, а то и пять лет? . Сам он был тверд в том, что люди вправе формулировать и переформулировать свои идеалы и цели и подчинять их достижению естественный ход вещей, меняя его, когда того требует общий интерес. Человек и нация, убеждал он американцев, обладают способностью преодолевать самые страшные несчастья и самые опасные пропасти: «единственная вещь, перед которой мы должны испытывать страх, это только сам страх» '5.
Признавая
огромное, если не решающее значение человеческой
воли, коллективных усилий людей в
определении характера
Будучи убежденным демократом, Рузвельт решительно отвергал диктаторские политические системы, высказывался в равной степени критически о гитлеровском и сталинском режимах. Но безвластие, недееспособная демократия им так же отвергались. Президент признавал нерушимыми и непреходящими принципы разделения властей, их взаимоограничения и равновесия, но вместе с тем полагал, что в чрезвычайных условиях 30-х годов решающую роль в спасении общества могла сыграть исполнительная власть. Эта идея обосновывалась при помощи исторического урока, извлеченного из прошлого самим Рузвельтом: «Большая часть наших великих дел совершалась президентами, которые были не орудиями Конгресса, а подлинными лидерами страны, правильно истолковывавшими нужды и стремления народа» 16.
В соответствии с концепцией сильной президентской власти Рузвельт подбирал в свою команду людей, способных твердо и энергично проводить принимаемые решения в жизнь. Признавая самостоятельность Конгресса, он добивался, как минимум, лояльности в отношении своего курса со стороны демократической партии, располагавшей в годы его президентства большинством в высшем законодательном органе. Возможность фракционных размежеваний в собственной партии воспринималась им крайне болезненно. Без партийного единства в Конгрессе проведение реформаторского курса, по его убеждению, было невозможно.
Конфликтными
оказались взаимоотношения
В целом Рузвельту удалось не только существенным образом обновить либерализм на основе его социал-демократизации, но и добиться реальных успехов в практическом воплощении новых идей. Преодолевая сомнения, используя смелые эксперименты, Рузвельт не побоялся спасать и улучшать американский капитализм при помощи тех мер, которые традиционно ассоциировались с социализмом. Вместе с тем благодаря поразительной политической интуиции он воспринял из социализма ровно столько, сколько понадобилось для реанимации, но не сокрушения американской системы. По прошествии времени можно утверждать, что Рузвельт справился с вызовом, брошенным капитализму марксизмом, но сделал это в высшей степени цивилизованно, на основе интеллектуального диалога — спора с альтернативным учением, нейтрализуя его революционные пророчества при помощи заимствования у социалистов рецептов, способствовавших существенному смягчению противоречия между общественным характером производства и частным способом присвоения и снятию в той или иной мере «отчуждения» трудящихся от общественной системы. Он превратил либерализм в открытую идеологическую и политическую систему, и эта открытость позволила капитализму выйти из того исторического тупика, из которого, по убеждению ортодоксальных марксистов, никакого выхода не существовало. Рузвельт доказал словом и делом, что альтернатива капитализм или социализм являлась по сути ложной, что их идеалы могли быть скрещены и что общество благодаря умелой социальной инженерии вполне могло избежать, казалось бы, неминуемых катастроф, гражданских войн, кровавых революций.
1 Nothing
to Fear. The Selected Addresses of Franklin Delano Roosevelt.
1932—1945. Cambridge, 1946, p. 150. 147 2 F u s f е 1 d D. R.
The Economic Thought of Franklin D. Roosevelt and the Origins of the
New Deal. New York, 1956, p. 208—209. 3
Ibid ., p . 209. 3 Roosevelt F. D. Looking Forward. New York, 1933,
p. 29, 31—33.
4 Ibid., p. 21, 26, 28—31, 33, 231.
5Ibid., p. 21. 6 Ibid., p. 35.7 Ibid., p. 225.9 Nothing to Fear, p. 20, 22, 63—64, 66—68.10 Ibid., p.91. 11 Ibid., p. 155. 15212 Ibid ., p . 396, 424.
13 Цит. по: США: политическая мысль и история. М ., 1976, с . 350.
14 Nothing to Fear, p. 3015
G г е е г Т. What Roosevelt Thought. The Social and Political Ideas of Franklin D . Roosevelt . Michigan 958, p . 8.
16 В i п k 1 е у W. The Powers of the President. Problem of American Democracy, New York, 1937, p. 2
Информация о работе Новый курс Ф.Д. Рузвельта: единство слова и дела