Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:00, реферат
Историческая дата Куликовской битвы приходится на 8 сентября 1380 года, к настоящему времени сменилось несколько эпох, так как прошло более 630 лет. В различные периоды отечественной истории роль князя Дмитрия и значение Куликовской битвы историками трактовалось по-разному. В первую очередь это связано с исторической удаленностью событий от современности.
Критика некоторых современных исследователей основана на негативном эмоциональном заряде и в попытке выдавать некие недоказанные возможности за исторические факты.
Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки объясняют тем, что в средние века «эти вещи были безумно дорогими», поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Подобное объяснение появилось в научно-популярных публикациях в середине 1980-х годов, когда в течение нескольких полевых сезонов, начиная с юбилейного 1980 года, на каноническом месте не было сделано никаких находок, хотя бы косвенно связанных с великой битвой, и этому срочно требовалось правдоподобное объяснение.
В начале 2000-х годов
схема Куликовской битвы, впервые составленная
и опубликованная Афремовым Иваном Фёдоровичем в середине XIX века,
и после этого кочующая 150 лет из учебника
в учебник без какой-либо научной критики,
была уже кардинально перерисована. Вместо
картины эпических масштабов с длиной
фронта построения в 7—10 вёрст была локализована
относительно небольшая лесная поляна,
зажатая между отвершков оврагов. Длина
её составила около 2 километров при ширине
в несколько сот метров. Использование
для сплошного обследования этой площади
современных электронных металлодетекторов
Одной из проблем интерпретации археологических находок[20] с Куликова поля является достаточно широкая датировка оружия и предметов военного снаряжения. Большинство из них[21] могли оставаться в употреблении достаточно долго, вплоть до XVII века, и быть утерянными во время столкновения с крымскими татарами, отмеченного в летописях на Куликовом поле под 1542 годом.[22] В то же время большинство предметов, уверенно датируемых временем Куликовской битвы, были найдены[21] в окрестностях, но не на самом месте сражения.
Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век. Воин несёт красный стяг справославным крестом.
Для навязывания противнику решающего сражения в поле ещё до подхода союзных Мамаю литовцев или рязанцев, а также чтобы использовать водный рубеж для защиты собственного тыла в случае их подхода[18] русские войска перешли на южный берег Дона и уничтожили за собой мосты.
Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах встали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Считается, что засадный полк стоял в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе засадного полка с правой руки. О делении на полки по родам войск неизвестно.
Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. Тогда же, вечером, татарские передовые части, тесня русских разведчиков Семёна Мелика, увидели русские построившиеся войска. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции.
Перед началом битвы Дмитрий Донской стал в рядах ратных людей, поменявшись одеждой со своим любимцем Михаилом Бреноком (или Бряноком). Эта хитрость, вероятно, обратила на Бренока внимание татар, которые всячески старались его уничтожить, в то время как сам князь получил больше свободы и возможности для ведения битвы. После генерального сражения Бренока нашли убитым, а близ него лежало множество русских князей и бояр, защищавших «князя»[23].
«Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что русские войска шли в битву под чёрмным, то есть, тёмно-красным или багровым, знаменем с изображением золотого образа Иисуса Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени красный стяг с православным крестом.
Куликовская битва. Миниатюра из летописи XVII века
В. М. Васнецов.
«Поединок Пересвета с Челубеем»
В. К. Сазонов.
«Дмитрий Донской на Куликовом поле»
Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татаринаЧелубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми (возможно, этот эпизод, описанный только в «Сказании о Мамаевом побоище», является легендой). Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников — Туляк). Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку[15], а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.
«Сила велика татарская борзо с шоломяни грядуще и ту пакы, не поступающе, сташа, ибо несть места, где им разступитися; и тако сташа, копиа закладше, стена у стены, каждо их на плещи предних своих имуще, предние краче, а задние должае. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им»[24]. Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. «Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…»[24]. В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых»[25]. «На правой стране князь Андрей Ольгердович не единою татар нападши и многих избил, но не смеяша вдаль гнатися, видя большой полк недвижусчийся и яко вся сила татарская паде на средину и лежи, хотяху разорвати»[25]. Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка.
Владимир Серпуховской, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы ордынцев стал решающим. Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.
Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому всё татарское войско побежало с поля битвы.
Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии[26].
Летописцы сильно преувеличивают число погибших ордынцев, доводя его до 800 тыс. (что соответствует оценке всего войска Мамая) и даже до 1,5 млн человек. «Задонщина» говорит о бегстве Мамая сам-девять в Крым, то есть о гибели 8/9 всего войска в битве.
Ордынцам при виде
удара засадного полка приписывается
фраза «молодые с нами бились, а доблии
(лучшие, старшие) сохранились»[27]. Сразу после битвы
была поставлена задача пересчитать, «сколько
у нас воевод нет и сколько молодых [служилых]
людей». Московский боярин Михаил Александрович
сделал печальный доклад о гибели более
500 бояр (40 московских, 40—50 серпуховских, 20 коломенских, 20 переяславских,
25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 50 нижегородских,
40 муромских, 30—34 ростовских, 20—23
дмитровских, 60—70 можайских, 30—60 звенигородских, 15 углицких, 20 галицких,
13—30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских),
«а молодым людям [младшим дружинникам]
и счёта нет; но только знаем, погибло у
нас дружины всей 253 тысячи, а осталось
у нас дружины 50 (40) тысяч». Также погибло
6 белозерских[28], двое тарусских[29] и моложский княз
|
Наличие в русском войске сурожан в качестве проводников даёт основание предполагать о намерении командования русской рати осуществить поход вглубь степей, в которых кочевали татары. Но победу на Куликовом поле не удалось закрепить полным разгромом Золотой Орды. Для этого не было ещё достаточных сил. Учтя большие потери русской рати и опасность похода вглубь степей с небольшими силами, командование приняло решение возвратиться в Москву[18] |
|
Когда обозы, в которых повезли домой многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых[31]. Основные силы Ягайлы в день битвы находились всего в 35—40 км западнее Куликова поля. С временем похода Ягайлы связывают потерю своего прежнего удела Дмитрием Ольгердовичем (удел был передан Ягайлом его младшему брату Дмитрию-Корибуту).
Некоторые рязанцы в отсутствие своего князя, выдвинувшегося со своим войском на юг, также грабили обозы, возвращающиеся в Москву с Куликова поля через Рязанскую землю[32]. Однако, уже в 1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, и обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы пленных[33].
С 9 по 16 сентября хоронили убитых. Тело Пересвета вместе с телом Осляби погребено в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове[34].
Народ радовался победе
и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Донским или Храбрым
Значение КБ
Историческая оценка
значения Куликовской битвы неоднозначна.
В целом, можно выделить следующие основные
точки зрения:
•С традиционной точки зрения Куликовская
битва является первым шагом к освобождению
русских земель от ордынской зависимости.
•Сторонники православного подхода,
вслед за основными источниками по истории
Куликовской битвы, видят в битве противостояние
христианской Руси степным иноверцам.
•Российский историк Соловьёв С. М. считал,
что Куликовская битва, остановившая очередное
нашествие из Азии, имела то же значение
для Восточной Европы, которое имели битва
на Каталаунских полях 451 года и битва
при Пуатье 732 года для Западной Европы.
•Сторонники критического подхода считают,
что реальное значение Куликовской битвы
преувеличено поздними московскими книжниками
и рассматривают битву как внутригосударственный
конфликт в Орде (стычка вассала с незаконным
узурпатором) , не связанный напрямую с
борьбой за независимость.
•Евразийский подход последователей
Л. Н. Гумилёва видит в Мамае (в войске которого
сражались крымские генуэзцы) представителя
торговых и политических интересов враждебной
Европы; московские же войска объективно
выступили на защиту законного властителя
Золотой Орды Тохтамыша.
В военном отношении она показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать Орду. Окончательно рухнул миф о непобедимости монголов. Была восстановлена вера народа в свои силы.
Но прежде всего эта победа имела политическое значение:
Конспект по истории России
Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайлом, Дмитрий спешил дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. наКуликовом поле - на правом берегу Дона при впадении в него р.Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению, уничтожив все мосты, сооруженные для переправы. Русские намеревались биться до конца.
Стратегическое положение русского войска было выгодным - оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. Рано утром 8 сентября на холмистой равнине Куликова поля войска противоборствующих сторон заняли свои места перед сражением. Русские воины были построены в северной части поля с учетом ведения боя из глубины. Впереди основных сил стоял сторожевой полк - ему предстояло принять на себя первый удар конных ордынских лучников и удержать их на расстоянии от основного строя. За ним следовал передовой полк - он должен был сдержать и ослабить атаку лучников. В центре русских войск находился большой полк - он был поставлен под главный удар ордынцев. По флангам на одной линии с большим полком разместились полки правой и левой руки. Тыл передовых главных сил прикрывал полк резерва на случай прорыва. И наконец, в Зеленой Дубраве скрывался отборный засадный полк - его внезапный удар должен был внести в нужный момент перелом в ход сражения.
Информация о работе Куликовская битва и ее значение в истории русского народа