Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:02, Не определен
И когда, наутро, черной тучей
Двинулась орда,
Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
А. Блок. На поле Куликовом.
Характер оружия обусловливал плотное расположение пехоты и свободное положение конницы. Пехота была построена тесно, глубиной до 20 рядов. Центр боевого порядка составляли копейщики. Лучники располагались на флангах. Крепость строя пехоты заключалась в его мо-нолитности и взаимодействии с конницей. Конница строи-лась в несколько рядов и старалась сохранять строй для нанесения удара по противнику. Управление войсками осуществлялось стягами и сигналами труб. Поскольку пехоты в рати Дмитрия Донского было больше, чем кон-ницы, то именно ее действия решили исход сражения.
Боевой порядок войска Мамая включал передовой от-ряд, состоящий из легкой конницы, центра, в кото-рый входила пехота, в том числе и отряд генуэзской пе-хоты, и крыльев, состоящих из кавалерии. Мамай выделил также сильный конный резерв для нанесения решающего удара.
Преобладание конницы
в составе войск Мамая пред-
Переправу через Дон русская рать начала на рассве-те 8 сентября. Она осуществлялась под прикрытием отря-дов Сторожевого полка. Поскольку ожидалась возмож-ность внезапного появления монголов, то войска переходи-ли Дон в боевой готовности (в доспехах). Густой туман скрывал действия русских. Под его прикрытием русское войско заняло боевую позицию.
Сторожевые отряды были сведены в один полк (Сто-рожевой), командование которым было поручено москов-скому воеводе Семену Мелику. Ему в помощь были назначены князь Василий Оболенский, князь Федор Тарусский, боярин Андрей Серкизович и воевода Михаил Акинфович. Во главе Передового полка, в который было включено несколько дружин, стали князья Друцкие и воевода Микула Васильевич.
Командование полком Правой руки было поручено князю Андрею Ростовскому, князю Андрею Стародубскому и воеводе Федору Грунку.
Управление всем войском и командование Большим полком князь Дмитрий оставил за собой и взял себе в помощники боярина и воеводу Михаила Бренка, боярина и воеводу Ивана Квашню и князя Ивана Смоленского. Полк Левой руки возглавили князья Федор и Иван Бело-зерские, князь Василий Ярославский и князь Федор Моложский.
Частным резервом командовал князь Дмитрий Ольгердович. Общим резервом - Засадным полком - командо-вал князь Владимир Андреевич Серпуховской и Дмитрий Боброк Волынский, им в помощь были назначены князь Роман Брянский и князь Василий Кашинский.
Расположив войска на позиции, великий князь объ-ехал главную линию и призвал воинов к выполнению своего долга. «Возлюбленни отцы и братиа,- говорил он,- своего ради спасения, подвизайтеся за православ-ную веру и за братию нашу! Вси бо есмы от мала до ве-лика братие едины внуци Адамли, род и племя едино... умрем в сии час... за братию нашу! За все православное христианство». Освободительные цели воодушевили войска и возбудили их решимость отстоять свою отчиз-ну. Все воины «укрепишася и мужесьвени быша, яко орли летающе и яко львы рыкающе на Татарьскиа полкы» (2, с.65). После этого князь Дмитрий отъехал к Передово-му полку, чтобы начать битву. Командование Большим полком он поручил боярину Михаилу Андреевичу Бренку.
К 11 часам утра густой туман, покрывавший Кулико-во поле, стал рассеиваться. Противники были готовы на-чать боевые действия (1, с. 43).
Столкновению главных сил предшествовало едино-борство двух богатырей - Пересвета и Темир-Мурзы (Челубея). Этот поединок имел целью воодушевить вой-ска обеих сторон. Гибель богатырей в результате одно-временного удара копьями произвела сильное впечатление на наблюдавших за традиционным поединком.
Боевые действия включают три этапа борьбы и пре-следование.
Первый этап составил бой авангардов: рус-ских Сторожевого и Передового полка с легкой конницей Золотой Орды. Летопись указывает, что столкновение уже на этом этапе носило ожесточенный характер «и бысть брань крепка и сеча зла зело». Почти вся пехота этих полков «аки древеса сломишася, и аки сено посече-но лежаху...» (1, с. 51). Часть легкой конницы Сторожевого пол-ка отошла к частному резерву, стоящему за полком Ле-вой руки.
Следующим этапом было фронтальное столкновение основных сил противников. Несмотря на гибель Передового полка, князь Дмитрий оставил главные силы на Мес-те и не направил их на помощь своему авангарду. Он хорошо представлял, что если бы русские полки двину-лись вперед, то пехота Большого полка открыла бы свои фланги. Главные силы по-прежнему ожидали монголо-татар на занятой позиции.
Фронт борьбы не превышал 5-б км. Главный удар Мамай наносил по центру русского боевого порядка. И хотя оба фланга русских войск были прикрыты спра-ва оврагами речки Нижний Дубяк, а слева речкой Смол-кой, все же более слабым являлся левый фланг. Это установил Мамай, наблюдавший за ходом сражения с Красного Холма, господствующего над всей местностью. Он решил нанести главный удар по Большому полку и полку Левой руки, чтобы оттеснить их от переправ и сбросить в Непрядву и Дон.
Огромные силы сгрудились на тесном поле. Сначала пехота противника атаковала русский центр. Она дейст-вовала в плотном строю.
Пехота противника нанесла сильный удар по центру Большого полка, стре-мясь нарушить его строй и подрубить великокняжеский стяг, что было равносильно потере управления сражением, Она добилась некоторого успеха и даже подсекла велико-княжеское знамя, но Глеб Брянский и Тимофей Велья-минов силами Владимирского и Суздальского полков «каждого под своим знаменем» контратаковали противника и восстановили положение.
Одновременно конница Мамая атаковала полки Пра-вой и Левой руки. Атака русского правого фланга была отбита. Легкая конница Орды отошла и более не реша-лась действовать на пересеченной местности. Более ус-пешной была атака монгольской конницы против левого фланга русского войска. Почти все воеводы полка Ле-вой руки были убиты. Полк стал подаваться назад, осво-бождая место для атакующей татарской конницы. Сража-ющиеся отошли до берега Непрядвы. Путь отхода к пере-правам был отрезан.
Натиск татарской конницы, стремившейся выйти в тыл Большому полку, некоторое время сдерживал част-ный резерв Дмитрия Ольгердовича, но вскоре и он был смят свежими силами, направленными Мамаем для за-крепления успеха. Мамаю казалось, что достаточно со-вершить последнее усилие, чтобы считать победу полной. Но для этого усилия у него больше недоставало свежих войск. Все его силы уже были включены в сражение.
Именно в это время воевода Дмитрий Боброк, наблю-давший из Зеленой Дубравы за ходом сражения, решил включить в него Засадный полк, состоящий из отборной, хорошо вооруженной конницы. Боброку немало труда стоило удержать князя Владимира Андреевича от преж-девременной атаки. Своевременный ввод в сражение крупного резерва, изме-нивший соотношение сил на направлении главного удара Орды, послужил поворотным моментом всего сражения. Не ожидавшая появления свежих сил русских, ордынская конница пришла в смятение.
Сначала легкая конница противника попыталась ока-зать сопротивление, но не смогла устоять перед натиском тяжелой конницы русских и стала подаваться назад. В это время перешли в наступление Большой полк и полк Левой руки.
Затем наступил перелом. Отступая под ударами русских, монголо-татарская конница опрокинула свою пехоту и увлекла ее за собой. Так завершился третий этап сра-жения.
Последний этап включает преследование разбитого войска Мамая. Враги «розно побегши неуготованными дорогами...». В ходе преследования множество бегущих было истреблено. У Красной Мечи русские остановились и возвратились назад к Куликову полю. Бежал с поля боя и Мамай.
Потери обеих сторон были огромны. Войско Мамая как организованная сила распалось. Русское войско так-же понесло большие потери. На поле боя осталось более половины всех ратников, было убито 12 князей и 483 боя-рина. В живых осталось чуть более 40 тыс. человек (6, с. 81). Лето-писи не приводят точных данных о потерях, но все указы-вают на то, что после Куликовской битвы опустела Рус-ская земля.
Война Руси против Орды была поистине всенародным делом. Здесь, на Куликовом поле, решился вопрос о сво-боде и независимости страны. Куликовская битва поло-жила начало объединению русских княжеств и усилила значение Москвы как оплота русских земель. Она стала поворотным пунктом в истории русского народа. На Кули-ковом поле Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Победа русского народа под главенством Москвы на Куликовом поле имела огромное значение для всей Руси. Это отчетливо понимал князь Дмитрий. И не случайно он приказал именовать себя «великим князем всея Руси».
Эта победа положила начало освобождению от ино-земного ига не только русского народа, но и других на-родов Восточной Европы: славян, молдаван, румын, прибалтов и кавказских народов. Международное значение Куликовской битвы хорошо понимали ее современники:
По-беда русского народа стала примером освободительной борьбы народов против иноземных угнетателей - персид-ских, турецких и немецких феодалов. В этом состоит ис-торическое значение победы. Но не следует забывать и о ее военном значении. Великий князь Дмитрий Ива-нович правильно оценил политическую обстановку, сло-жившуюся накануне войны за освобождение.
Князь Дмитрий сумел
объединить усилия всего русского народа
и создать общерусское войско,
до-бившееся решения важнейшей
Характерной чертой военного искусства великого кня-зя Дмитрия и его воевод явилось понимание превосходст-ва наступательных действий в поле над пассивной обо-роной городов, являвшейся отражением феодальной раздробленности. Разработанный Дмитрием стратегиче-ский план включал активные действия с целью разгрома главных сил Золотой Орды до вторжения ее в пределы Северо-Восточной Руси. В связи с этим Дмитрий Донской применял принцип сосредоточения. Пламенный патрио-тизм, сознание своего долга перед Родиной сплачивали русских воинов на боевой подвиг, и этим создавалось мо-ральное превосходство русского войска над Золотой Ор-дой, которую двигало лишь стремление увековечить свое господство над Русью.
5. Историческое значение Куликовской битвы
Прежде всего, победа русского народа свидетельствовала о значительных успехах Северо-Восточной Руси в преодолении феодальной раздробленности. В свое время, накануне монголо-татарского нашествия, там уже наметилась тенденция к объединению земель вокруг Владимиро-Суздальского княжества, при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо. Но этому помешало Батыево нашествие.
С годами все решительнее становилось противостояние Руси Орде. Одновременно с борьбой против чужеземных угнетателей Русь крепла политически, объединяя свои силы. Победа на Куликовом поле показала, что русский народ достиг очень многого: сумел, опираясь на успехи в возрождении хозяйства, развитии национального самосознания, политического объединения, нанести сильнейший удар врагу всей Руси, да и не только Руси. Но, несмотря на общерусский характер этого дела, которое завершилось битвой против мамаевых полчищ, в нем приняли участие не все русские земли. Далее, несмотря на блестящую победу, она не привела к быстрому освобождению от ига Орды. Через два года Русь испытала новое нашествие ордынцев и вынуждена была согласиться на восстановление вассальных отношений с Ордой.
Но от Куликовской битвы берут начало события, процессы, которые влекли за собой далеко идущие последствия. Во-первых, объединение русских земель продолжалось и примерно через столетие завершилось образованием единого централизованного государства - России. Во-вторых, русские люди окончательно сбросили иго Орды тоже спустя сто лет после подвига их дедов и прадедов в верховьях Дона. Все эти десятилетия образы Дмитрия Донского и его ратников вставали в памяти народа, воодушевляли его.
Влияние героических деяний ратоборцев Куликова поля прослеживается и в последующие столетия. Ведь, несмотря на освобождение от чужеземного ига, продолжали существовать ханства - преемники Золотой Орды, оставалась угроза нападения на русские земли. Из года в год, из десятилетия в десятилетие окраины России, а подчас и ее центр, сама Москва, подвергались опустошительным нашествиям то казанских ханов и мурз, то крымских правителей, то, хотя и в меньшей степени, ногайских князей. Годы нападений сменялись годами затишья. Но в целом на протяжении более двух с половиной столетий после Куликовской битвы правопреемники ордынцев беспокоили русские пределы. Русские правители еще долгое время откупались от крымцев - их послы и гонцы везли в Бахчисарай и денежную казну, и ценные меха, и другие подарки.
По некоторым сведениям, в первой половине XVI в. крымские татары совершили 43 похода на южные русские земли, а казанские татары - около 40 нападений; в том и другом случае на южной и восточных границах России на один мирный год приходилось по два года войны. Из 25 лет Ливонской войны (1558-1583), которую Русское государство вело за выход к Балтийскому морю, 21 год отмечен нападениями крымцев, подчас носившими опустошительный характер; так, в 1571 г. войско хана Девлет-Гирея осадило и сожгло Москву. Подобные нападения, сопровождавшиеся большими разрушениями, уводом в плен тысяч людей, наносили немалый ущерб. Только в первой половине XVII в. те же крымцы привели из походов в Россию от 140 до 200 тыс. пленников, а из государственной казны на расходы, связанные с Крымом (подарки хану и его приближенным, расходы на выкуп пленных, содержание послов), была выплачена огромная по тому времени сумма - до 1 млн. рублей (2, с.101).
Информация о работе Куликовская битва и ее роль в русской истории