Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 00:32, курсовая работа
Целью данной работы было выяснение причин, хода борьбы за город и последствий падения Константинополя в 1453 г. Рассмотрение и анализ исторических источников и историографии периода падения Византийской Империи.
Задачи настоящей курсовой работы следующие – исследовать причины упадка Византийской империи в XV в., изучить причины усиления государства турок – османов в тот же период, описать ход борьбы за Константинополь и выяснить значение его захвата. Кроме того, необходимо выяснить влияние изучаемых событий на общий исторический процесс. Рассмотреть данный период в отечественной и зарубежной историографии.
Введение...................................................................................................... 3
Глава I. Упадок Византийской империи………………............................ 8
1.1. Социальное, экономическое и политическое положение Византии накануне гибели.............................................................................. 8
1.2. Осада Константинополя............................................................13
1.3. Падение Константинополя.......................................................... 16
Глава II. Значение захвата Константинополя в 1453 г...................... 27
2.1. Значение битвы для византийцев................................................. 27
2.1. Геополитическая ситуация в Европе после падения Константинополя............................................................................................ 30
Глава III. Историография падения Византийской империи………….….35
. Хрисовулы, монастырскиеи частных акты, рукописи……...35
Гуманистическая историография Византии (XV—XVI вв.)...41
Заключение............................................................................................... 46
Список источников и литературы................................................................. 48
Прежнее областное или фемное устройство империи, будучи нарушено латинским владычеством, не могло правильно функционировать при Палеологах. Для областного управления прежнего типа империя не имела достаточно территорий. Прежний титул наместника фемы стратиг полностью исчез при Комнинах и был заменен на титул дуки (дукса). Провинция, отделенная от столицы турецкими и сербскими владениями, становилась, по сути, деспотатом, правитель, которого был почти независим от центральной власти. Обычно во главе такого государственного образования стоял один из членов императорской семьи. Так, в конце XIV века Фессалоника получила в качестве деспота одного из сыновей Иоанна V. Морейский деспотат также управлялся сыновьями или братьями императора41.
Социальные отношения между социальными классами были при Палеологах очень напряженными. Сельское хозяйство, всегда составлявшее основу экономического благополучия империи, было в упадке. Многие плодородные провинции были утрачены, оставшиеся были разорены почти непрекращающимися гражданскими войнами и продвижением отрядов каталонских наёмников42. В Малой Азии экономическое процветание пограничных поселенцев (акритов), также базировавшееся на сельском хозяйстве, было подорвано продвижением турок43.
Угнетаемые сеньорами (в документальных источниках их именуют архонтами), деревенские жители и крестьяне находились в бедственном положении. Борьба бедноты и знати ослабляли не только провинции, но и основные города империи44.
Благодаря внешним и внутренним причинам Византия потеряла контроль над своей торговлей. Однако до того как турки отрезали все внешние связи, Константинополь, как и раньше, оставался центром торговли, куда товары стекались как с Востока, так и с Запада и где можно было встретить торговцев разных национальностей45.
Города, которым особенно угрожали турки, начинали пустеть. После захвата Галлиполи турками, часть населения Константинополя бежала в Западную Европу. В 1425 году много людей уехало из Фессалоники, а некоторые из них отправились в Константинополь в надежде, что столица более безопасна, чем Фессалоника. Время было критическим: Фессалоника была занята венецианцами и турки были близки к захвату города, что и случилось в 1430 г46.
Как видим, экономическая политика Палеологов привела к экономической зависимости от народов, описанных выше. В течение XV в. эта зависимость становится ещё сильнее, а территория государства, напротив, сокращается. Политическая и социальная нестабильность усугубляют положение в государстве. Тенденция децентрализации усиливается и ещё сильнее ослабляет Византию. Крестьянские выступления, спровоцированные политикой императоров, церковными униями и жестокостью наёмников, не получивших обещанной платы, делают государство относительно лёгкой добычей для османских захватчиков. В подобной ситуации гибель Византии становится только вопросом времени.
1.2. Осада Константинополя.
Первые вражеские солдаты показались под стенами города в понедельник 2 апреля 1453 г. Небольшой отряд защитников предпринял против них вылазку, убив несколько человек и многих ранив47. Однако при приближении все новых и новых турецких войск византийцы поспешно вернулись в город, а император приказал разрушить мосты через рвы и закрыть городские ворота. В тот же день он также распорядился протянуть через вход в Золотой Рог заградительную цепь. Один конец громадной цепи был прикреплен к башне Евгения под Акрополем, другой — к одной из башен морских стен Перы, на воде цепь поддерживали деревянные плоты48. Установка заграждения была поручена генуэзскому инженеру Бартоломее Солиго49.
В четверг 5 апреля под стенами Константинополя собралась вся турецкая армия под командованием самого султана, который временно расположился на расстоянии полутора миль от города50. На следующий день он продвинул свои войска на их основные позиции, поближе к стенам. Осажденные, в свою очередь, также заняли отведенные для каждого позиции51.
Султан заранее направил значительную часть войск под командованием Заганос-паши на северное побережье Золотого Рога, где они заняли обращенные к Босфору высоты, изолировав, таким образом, Перу и наблюдая за всеми действиями, которые могли бы предпринять генуэзцы. Через заболоченный участок почвы в конце залива была проложена дорога, так что Заганос мог легко взаимодействовать с основными силами. Напротив константинопольских стен от Золотого Рога вверх по гребню до Харисийских ворот стояли регулярные войска из европейской части империи под командованием Караджа-паши, имевшего в своем распоряжении тяжелую артиллерию. Орудия были направлены на одинарную стену Влахернов и особенно на ее наиболее уязвимый участок на стыке со стенами Феодосия52. От южного берега Ликоса до Мраморного моря расположились регулярные войска из Анатолии во главе с Исхак-пашой. Султан, очевидно, не доверял ему и поэтому в помощники Исхаку назначил Махмуд-пашу — полугрека-полуславянина, происходившего из старой императорской фамилии Ангелов. Махмуд – паша, перебежав к туркам, стал ближайшим советчиком султана53. Сам Мехмед II принял на себя командование войсками, расположенными в долине Ликоса, напротив Месотихиона. Перед ним находились его янычары и другие отборные войска, а также самые мощные орудия, в том числе шедевр Урбана. Сразу за главными линиями отдельными группами стояли башибузуки, готовые двинуться в любом требуемом направлении. Перед своими позициями по всей длине стен турки выкопали траншею, над ней соорудили земляной вал с невысоким частоколом, в котором были сделаны на близком расстоянии друг от друга проходы54.
Флот под командованием Балтоглу имел приказ блокировать побережье, чтобы город не мог получить какой-либо помощи со стороны моря. Вдоль берега Мраморного моря постоянно патрулировали турецкие корабли, так что ни одно, даже мелкое судно не могло приблизиться к небольшим прибрежным гаваням. Однако главная задача Балтоглу состояла в том, чтобы прорваться через заграждение, препятствующее доступу в Золотой Рог55. Сам он расположился на Босфоре недалеко от причала, известного под названием Двойные Колонны, где теперь находится дворец Долмабахче. Там через десять дней после начала осады к нему присоединилось несколько крупных судов с тяжелой артиллерией на борту, прибывших из портов Северной Анатолии56.
Жителям предложено было сдаться, иначе пощады не будет никому. Ультиматум был отклонён. Пушки открыли огонь по стенам Константинополя. 18 апреля начался первый штурм города, но туркам пришлось отступить57. Неудача постигла турецкий флот 20 апреля. Весь турецкий флот проиграл трём генуэзским галерам (тем которые отправил Иннокентий VI) и одному грузовому византийскому судну, оснащённому бочками с "греческим огнём"58. Но 22 апреля Мехмед II приказал переправить флот в Золотой Рог по суше волоком59.
Таким образом, он обошел, византийские укрепления и малочисленному флоту византийцев пришлось вступить в бой с турками без прикрытия. Венецианец Коко предпринял попытку сжечь турецкий флот ночью, но Мехмед был предупреждён генуэзцами Галаты. Византийские корабли были потоплены артиллерией. Тех, кто выплыл на турецкий берег, казнили на виду у жителей города. В ответ император велел обезглавить 260 пленных турецких воинов и выставить их головы на городских стенах60.
Турки неоднократно пытались сделать подкопы под стены города, но византийцам удалось всех их уничтожить. Это были последние победы осаждённых.
1.3. Падение Константинополя.
В то же время, в турецком стане обстановка была напряженной – недовольство султаном среди высшего командования росло. В течение двух месяцев осады турки потеряли треть всей армии61. Безусловно, большие потери понесли башибузуки, но регулярная армия также понесла значительные потери. Ситуацию ухудшали другие неудачи – все попытки подкопов привели к гибели сапёров, пушка Урбана взорвалась, убив и покалечив многих артиллеристов. Новые орудия были вылиты прямо на месте, но артиллеристов не хватало. Кроме того, среди турок распространился слух о том, что Венеция вступила в войну и к Константинополю идёт огромный флот из боевых галер62.
Флот действительно собирался венецианцами. 7 мая был получен запрос Минотто, находившегося в Константинополе, о помощи. Было решено помочь византийскому императору, а затем потребовать у него некоторые территории в Морейском деспотате. Но Папа Римский и венецианцы считали стены Константинополя неприступными, поэтому не торопились – только через неделю после падения города Иннокентий VI направил в Венецию запрос о найме пяти галер. Венецианцы планировали собрать все выделенные для этих целей корабли на острове Тенедос. Флот должен был состоять из кораблей с островов Хиос, Тенедос, из Венеции и из её колоний, наёмные корабли Папы, и пр. Но флот так и не был собран. Когда первые корабли стали приходить на Тенедос, распространилась весть о падении Константинополя63.
18 мая султан решил использовать
ещё одно средство – осадную
башню. Она была построена за
сутки и была готова к
Султан вынужден был спешить – недовольство в армии росло (потери осаждающих и обороняющихся были несопоставимы), своё недовольство всё активнее проявляли везири и главы отрядов. Мехмеда поддерживали только Заганос-паша и Тарухан-паша65.
На 29 мая 1453 г. был назначен новый штурм. Он был последним – было решено уйти от стен города в случае неудачи. Мехмед II решил измотать противника, прежде чем ввести в сражение свои лучшие войска. Сначала он двинул вперед нерегулярные войска — башибузуков. Их снабдили также большим количеством приставных лестниц. Это были ненадежные войска, отлично осуществляющие первый бросок, но быстро теряющие мужество, если они не добивались немедленного успеха. Зная их слабости, Мехмед II поставил позади башибузуков шеренгу военной полиции, вооруженной плетьми и дубинками, которая должна была подгонять башибузуков, избивая тех, кто проявит признаки нерешительности. За военной полицией стояла янычарская гвардия султана. Если какой-нибудь башибузук и прорвался бы сквозь полицию, янычары должны были прикончить дезертира своими ятаганами66.
Атака башибузуков осуществлялась вдоль всей линии стен, но только на участке в долине Ликоса она была угрожающей. В других местах стены все еще были достаточно прочными и подверглись атаке главным образом для того, чтобы сковать силы оборонявшихся, не дав им возможности перебросить подкрепления на наиболее важный участок. Сражение здесь приняло жесточайший характер. Башибузуки дрались против солдат, значительно лучше вооруженных и обученных, чем они, а их многочисленность только мешала, постоянно создавая среди них сутолоку. Посылаемые в башибузуков камни могли одновременно убить или ранить нескольких. Хотя некоторые из них и пытались отступить, большинство все же держалось, снова и снова приставляя лестницы к стенам и заграждениям и взбираясь по ним, чтобы еще раз быть сброшенными, не достигнув верха67. Солдатам Джустиниани — грекам и итальянцам — роздали все пищали, которые были в городе, и сам император прибыл, чтобы подбодрить их. После почти двух часов непрерывного сражения Мехмед приказал башибузукам отступить: хотя их удалось сдержать и отбросить, они выполнили свою задачу, измотав силы противника68.
Началась вторая атака. Войска анатолийских турок Исхак-паши, отличавшиеся специальной формой и нагрудными доспехами, напали из долины, с холма в районе ворот св. Романа и сгрудились возле заграждения. На близлежащих церквах снова ударили в набат. Войска Исхак-паши были поддержаны турецкой артиллерией, в том числе и восстановленной пушки Урбана, которая возобновила бомбардировку стен. Анатолийцы пошли на приступ69. В отличие от солдат нерегулярных частей все они были хорошо вооружены и дисциплинированы; кроме того, среди них были преданные мусульмане, домогавшиеся славы первыми ворваться в город христиан70. Анатолийцы, так же как перед этим башибузуки, находились в невыгодном положении оттого, что на таком узком участке их скопилось слишком много. Дисциплинированность и упорство анатолийцев только увеличивали их потери, когда осажденные бросали на них камни, сбрасывали лестницы или вступали в рукопашные схватки71.
Примерно за час до рассвета, когда и эта вторая атака начала захлебываться, ядро из огромной пушки Урбана попало в заграждение, свалив его на протяжении многих ярдов. В образовавшийся пролом ринулись отряды анатолийцев. Однако христиане во главе с императором окружили их плотным кольцом, перебив бóльшую часть, а остальных отбросив обратно в ров. Такой отпор привел анатолийцев в замешательство. Атакующие были отозваны назад на свои позиции72.
На других участках действия турок были не более успешными. На южном участке сухопутных стен Исхак сумел создать напор, достаточный для того, чтобы защитники не могли перебросить кого-либо оттуда в район Ликоса. Однако, даже введя в бой свои лучшие войска, он не смог добиться серьезных результатов73. На Мраморном море Хамза-бей столкнулся с трудностями при попытке подвести свои корабли вплотную к берегу. Несколько десантных групп, которые ему удалось высадить, были легко отброшены оборонявшими этот участок монахами и принцем Орханом с его людьми74. Вдоль всей линии стен, выходящих к Золотому Рогу, турки ограничились лишь отвлекающими маневрами, не сделав ни одной настоящей попытки атаковать. Ожесточенное сражение разгорелось в районе Влахернов. На низменном участке залива вели атаку войска Заганоса, переброшенные по мосту, а выше по гребню — Караджа-паши. Но Минотто со своими венецианцами, стоя против Заганоса, сумел удержать свой участок стены, так же как и братья Боккиарди, сражавшиеся против Караджа-паши75.
Султан обещал крупную награду первому, кто сумеет прорваться через заграждение76. Он ввёл в бой свою элиту - янычар. Султан волновался, потому что, если бы и янычары его подвели, вряд ли было бы возможно вообще продолжать осаду. Они приближались сдвоенной колонной, а не толпой, как башибузуки и анатолийцы, в образцовом порядке, который не могли расстроить снаряды противника77.
Информация о работе Историография падения Византийской империи