Падение ордынского ига

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

Русские князья в первые годы после нашествия были заняты больше восстановлением своих разгромленных княжеств и распределением княжеских столов, чем проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы русских земель завоевателями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…стр. 2
Иван III Васильевич……………………………………….стр. 3
Падение Ордынского ига…………………………………стр. 5
Образование Московского государства…………………стр.8
Итоги правления Ивана III………………………………..стр.10
Заключение………………………………………………………..стр. 11
Список используемой литературы………………………………стр. 13

Файлы: 1 файл

история ивана III.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Введение………………………………………………………..…стр. 2

  1. Иван III Васильевич……………………………………….стр. 3
  2. Падение Ордынского ига…………………………………стр. 5
  3. Образование Московского государства…………………стр.8
  4. Итоги правления Ивана III………………………………..стр.10

Заключение………………………………………………………..стр. 11

Список используемой литературы………………………………стр. 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.     

Русские князья в первые годы после нашествия  были заняты больше восстановлением  своих разгромленных княжеств и  распределением княжеских столов, чем  проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы  русских земель завоевателями.      

 Видимо, полного  единодушия в Северо-Восточной  Руси по этому вопросу не  было. Сильные и богатые города  на северо-западной и западной  окраинах, не подвергшиеся татарскому  разгрому (Новгород, Псков, Полоцк, Минск,  Витебск, Смоленск), выступали против  признания зависимости от ордынских  ханов. Северо-Западной Руси, которая  также выступала против подчинения  ордынскому хану, противостояла  группировка ростовских князей. Их княжества сравнительно мало  пострадали от нашествия Батыя:  Ростов и Углич сдались без  боя и не были, вероятно, разрушены  татарами, а до Белоозера завоеватели вообще не доходили. Некоторые города Ростовской земли еще во время нашествия наладили некоторые отношения с завоевателями.      

Существование этих двух группировок - северо-западной и ростовской - во многом определяло политику великого владимирского князя. Эта политика в первое десятилетие  после нашествия Батыя была двойственной. С одной стороны, большая часть  Северо-Восточной Руси была опустошена нашествием и уже не имела сил  для открытого сопротивления  завоевателям, что делало неизбежным признание, хотя бы формальное, зависимости  от золотоордынских ханов. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что добровольное признание власти ордынского хана обеспечивало лично  великому князю преимущества в борьбе за подчинение своему влиянию других русских князей. С другой стороны, существование сильной оппозиции  завоевателям в Северо-Западной Руси и неоднократные обещания западной дипломатией военной помощи против монголо-татар могли пробуждать надежду при определенных условиях противостоять притязаниям Орды. Кроме того, великий князь не мог  не считаться с антитатарскими настроениями народных масс, которые неоднократно выступали против иноземного ига.      

Политику соглашения с завоевателями поддерживала православная церковь.      

Кроме причин, общих  для всего класса феодалов, на позицию  церковников оказывала большое  влияние обычная для монголов политика привлечения на свою сторону  местного духовенства путем полной веротерпимости, привилегий, освобождения от дани и т.д. Не менее важным для  объяснения позиции православной церкви представляется то обстоятельство, что  церковники очень подозрительно  следили за переговорами оппозиции  с Ватиканом, видя в союзе с  католическими государствами реальную угрозу  своим доходам и привилегированному положению.     

Поражение антитатарской  группировки привело к тому, что  в течение длительного периода (вплоть до возвышения Москвы) ни одно из северо-восточных русских княжеств уже не могло стать организационным  центром для борьбы с завоевателями.  
 

1. Иван III Васильевич.

     В  1462 г. московским князем стал  Иван III (1462—1505). В его лице Русь обрела выдающегося государственного деятеля, на голову превосходящего большинство своих предшественников. Хладнокровный и выдержанный, он редко поддавался эмоциям и умел терпеливо ждать своего часа. При необходимости он даже шел на уступки, отступал, но потом оказывалось, что своего добивался именно он, а не его противник. Иван III относился к тем политикам, которые умели определять главные цели. Но не менее умело он находил способы и пути их достижения.

    Новый московский государь обычно не любил доводить дело до открытых столкновений. Прекрасно  осознавая всю значимость силы в  политике и имея эту силу, он тем  не менее предпочитал пускать  ее в ход в самом последнем  случае, добиваясь своего уговорами, соглашениями и угрозами. Это не значит, конечно, что Ивану Васильевичу  были чужды человеческие слабости. В решительные минуты и он был  подвержен сомнениям и колебаниям.

    Вступив на московский стол молодым человеком, он умер, по понятиям того времени, глубоким 65-летним старцем. Как никто из прежних  московских князей, он потрудился над  созданием самодержавной власти. К концу жизни его слово  было столь грозно, что окружение  не осмеливалось открыто перечить ему. Страх был столь велик, что, когда  Иван III по старческой немощи засыпал за столом или во время заседания Боярской думы, все безропотно ждали его пробуждения.

Эпоха поставила перед  Иваном III три главные задачи. Ему предстояло продолжить и завершить объединение русских земель вокруг Москвы; окончательно освободиться от ордынской зависимости; наконец, приступить к строительству нового, единого государства. 

2. Падение Ордынского ига.

     Ко  второй половине XV в. Золотая Орда распалась на ряд самостоятельных государственных образований, ведущих между собой борьбу за первенство. Первым выделилось Крымское ханство, которое в 1475 г. оказалось в вассальной зависимости от Турции.

    В Западной Сибири появилось Сибирское ханство.

    В Среднем  Поволжье раскинулось уже упомянутое Казанское царство, в котором  утвердилась ханская династия Улу-Мухаммеда. Один из его наследников, царевич  Касим, перешел на службу к московским князьям. Ему был пожалован город Касимов, и с тех пор отряды «касимовских» татар на правах служилых людей воевали в составе русского войска.

    Отношения между Москвой и Казанью складывались непросто. Короткие промежутки затишья  сменялись продолжительными войнами. Особенно упорны они были в начале правления Ивана III. Последний уже отказывался от только оборонительной тактики, к которой обыкновенно прибегали русские военачальники в столкновениях с ордынцами. В ответ на набеги казанцев московские рати вторгаются в пределы ханства и даже пытаются посадить Касима на казанский престол. Но своего Ивану III удалось добиться лишь в конце 80-х гг., когда впервые была взята Казань. Опытный политик, великий князь пытался упрочить свое влияние в Среднем Поволжье тем, что сажал на «царство» зависимого от себя хана. При неустойчивом внутреннем положении это было трудно сделать: в Казани существовали враждебные московским правителям группировки, мечтающие о независимости или ориентировавшиеся на единоверную Турцию.

    В середине XV в. в низовьях Волги появилось Астраханское ханство.

    Однако  главным противником Москвы оставалась Большая Орда, претендовавшая на роль наследника Золотой Орды. Отношения  с ее ханом Ахматом достигли пика напряженности в 70-е гг., когда Иван III прекратил выплату дани в Орду. Ахмат задумал восстановить подданнические отношения и укрепить свое положение.

    Хан учитывал перемены в соотношении сил. Он уже  не мог надеяться на достижение того многократного преимущества, которое  буквально подавляло русские  рати в давние времена.

    Ставка  делалась на мобилизацию всех сил, внезапность  удара, поиск союзников и на привычку к повиновению, на страх, который  возникал при одном упоминании имени  хана на Руси. Готовясь к выступлению, Ахмат заручился обещанием Казимира принять участие в войне против Москвы. На руку хану было известие и  о мятеже братьев великого князя  — Андрея Большого и Бориса.

    Братья  давно тяготились властью Ивана  III, который в своем стремлении к единодержавию преступал традиции.  Иван III вынужден был пойти на некоторые территориальные уступки, но достаточно было дуновения, чтобы тлеющие угли недовольства превратились в большой пожар. В 1479 г. люди Ивана III вторглись во владения Бориса Волоцкого. Тогда Андрей и Борис отказались повиноваться старшему брату и вступили в переговоры с королем Казимиром. Ахмат не без основания надеялся на раскол между князьями московского дома — весь прежний опыт свидетельствовал, что отсутствие единства русских князей оборачивается слабостью духа и малочисленностью ратей.

    Однако  хан недооценил Ивана III. Когда весной 1480 г. стотысячное войско татар готовилось внезапно обрушиться на Московскую землю, Иван III уже был в курсе намерений Ахмата и в свою очередь не мешкая приступил к сбору ратей. Полки вышли к Оке, к «берегу», где обычно встречали отряды татар, и заняли переправы и броды до того, как в июне сюда подошел враг.

Столкнувшись с  русскими на Оке, Ахмат несколько  недель безуспешно прощупывал прочность  обороны. Это было время сильных  колебаний великого князя.

    Давление  сторонников решительного столкновения укрепило волю князя. И хотя он пошел  на переговоры, позиция Ивана III была достаточно жесткая.

    Шестимесячное стояние на реке Угре в 1480 г. положило конец ордынскому игу. Русское государство, освободившись от унизительной и разорительной дани, системы ярлыков и верховенства «царя», обрело подлинную независимость. Напрасно Ахмат грозил Ивану III новым нашествием и требовал возобновления уплаты выхода. И сам великий князь, и вся Русская земля почувствовали свою силу. Зато Большая Орда стремительно клонилась к упадку. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей окончательно разбил ее и она прекратила свое существование.

    С падением ордынского ига страна вступила в  новый этап своей истории —  истории суверенного государства. Однако это не значит, что угроза татарских набегов как важный фактор исторического процесса исчезла  вовсе. Она приобрела новое качество, превратившись из главнейшего, что  долгое время определяло внутреннюю жизнь Руси, в один из важных факторов политического развития..    

3.Образование Московского государства.     

К моменту вступления Ивана III на московский престол большая  часть Северо-Восточной Руси была объединена вокруг Москвы. Но до полного  объединения русских земель было ещё далеко. Одной из главных задач  нового великого князя стало присоединение  обширных владений Великого Новгорода. В 1471г. новгородские власти заключили  договор с Польско-Литовским государством, отдавшись под защиту короля Казимира IV. В 1471г. Иван III принял решение о  походе на Новгород. Помощь великому князю  шла со всех сторон. Новгороду не помог никто. Казимир IV так и не решился на открытую войну с Москвой. Новгородцы просили о помощи даже магистра Ливонского ордена, но тщетно.      

Московские войска сожгли город Русу и на берегу Ильменя разбили новгородские отряды. Решающее сражение произошло в июле 1471г. на реке Шелони. И хотя новгородцы обладали численным преимуществом, московские рати оказались гораздо опытнее новгородских ополченцев. В 1477г. новгородские послы признали Ивана III государем. Ранее они обращались к нему как к господину. Если  обращение «господин» означало отношение подчинения и покровительства, то «государь» - это безоговорочное признание полной власти. В 1484-1499гг. земли новгородских бояр были конфискованы. Бывших новгородских землевладельцев выселили в центральные районы Московского государства, а их земли раздали московским служилым людям.       

Падение новгородской независимости и свержение ига  предопределили судьбу Твери. Иван III не мог допустить коалиции тверского  князя Михаила Борисовича и литовского князя Казимира. Московское войско в 1485г. «попленило» тверскую землю, нанеся большой урон. Михаил, видя свое «изнемождение», бежал в Литву.      

    Так завершилась долгая история соперничества  двух центров Северо-Восточной Руси. Закрепляя достигнутое, Иван III создал в Твери некое подобие удела  во главе со своим сыном Иваном Ивановичем. Так Московское княжество  превратилось в общерусское, что  и было закреплено в великокняжеском  титуле. С 1485г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». В годы правления Ивана III было присоединено также Ростовское княжество - 1474г. и  Ярославское - 1463-1468гг. 

    К концу  правления Ивана III лишь немногие области сохраняли свою независимость. Однако и она уже была призрачной. Псковичи безропотно принимали великокняжеских наместников. Великий князь рязанский воспитывался при московском дворе. В годы правления Василия III Ивановича (1505— 1533) процесс объединения страны был завершен.

    В 1510 г. Василий  III прибыл в Псков для разбора взаимных претензий псковичей и великокняжеского наместника князя Репнина-Оболенского. Суд был скорый, со «смертным приговором» для псковской автономии. Василий Иванович приказал снять вечевой колокол, а наиболее влиятельных псковичей, среди которых были бояре и купцы, переселить внутрь государства. Дело не дошло до вооруженного столкновения. Все разрешилось мирно.

    В 1521 г. окончательно утратило свою независимость Рязанское  княжество. Последний рязанский  князь по приказу Василия III был схвачен и заточен в темницу.

    Присоединение суверенных и полузависимых земель и княжеств к Москве — лишь часть  истории формирования территории единого Русского государства. В конце XV в. эта история пополнится войнами за русские княжества, оказавшиеся в составе Польско-Литовского государства. 

Информация о работе Падение ордынского ига