Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:40, дипломная работа
В данной работе изучаются предпосылки важнейшего события XX века, которое изменило облик всей системы международных отношений. Речь идет о формировании и осуществлении политики объединения Германии.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. РАСКОЛ ГЕРМАНИИ И ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЕЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 9
1.1 РАСКОЛ ГЕРМАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ 9
1.2 РОЛЬ И МЕСТО “НОВОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ” В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ 20
ГЛАВА 2 ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 28
2.1 ПОЛИТИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ 28
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 63
В
сложившейся ситуации для М.С. Горбачева
чрезвычайно важна была позиция
Лондона и Парижа. Подход французского
руководства был ясно изложен
президентом Ф.Миттераном в его
беседах с М.С.Горбачевым 25 мая
в Москве.
Французский лидер был готов поддержать
некоторые важные требования в отношении
Германии: неприкосновенность германских
границ; включение объединенной Германии
в Европейские сообщества; военные ограничения
для германского государства, в частности,
запрет на обладание ядерным оружием.
Ф. Миттеран выступал за то, чтобы НАТО
не выдвигала свои боевые позиции в будущую
восточную часть объединенной Германии.
Однако при всем этом, французский президент
был весьма прагматичен в своих взглядах
и в личной беседе с М.С.Горбачевым заметил:
“В настоящее время вы оказались заблокированными.
Я просто не вижу, как вы можете добиться
своего. Да, вы можете ужесточить позицию,
но это в свою очередь может стать источником
дестабилизации в Европе”60. Иными
словами твердая позиция Москвы в вопросе
о членстве объединенной Германии в НАТО
была чревата внешней изоляцией.
Ключевую договоренность по германскому вопросу удалось достигнуть на встрече М.С.Горбачева с президентом США Дж.Бушем 1-3 июня 1990 года. Пытаясь доказать неприемлемость участия объединенной Германии в НАТО, М.С.Горбачев столкнулся с жесткой позицией американского президента. Так, Дж. Буш заявил: ”Мы выступаем за членство объединенной Германии в НАТО… НАТО – это якорь стабильности”61. Таким образом, не имея возможности воздействовать на сложившуюся обстановку, М.С.Горбачев вынужден был пойти на уступки, при этом ключевая договоренность по германскому вопросу выглядела так: объединенная Германия по достижения окончательного урегулирования, учитывающего итоги Второй мировой войны сама решит членом какого союза ей состоять. При этом США согласились увязать объединение Германии с общеевропейским процессом и с адаптацией НАТО к новым условиям.
Участники
событий и эксперты по-разному
оценивают возможности СССР добиться
более выгодных для себя условий
объединения Германии.
Известный дипломат Анатолий Леонидович
Адамишин полагает: ”Ясно, что нам ни в
коем случае нельзя было применять силу...
Но что, я думаю, мы могли бы получить дипломатически?
Более упорядоченный процесс объединения
Германии — такой, чтобы вывод оттуда
300 тысяч наших войск не выглядел как бегство.
Могли бы, видимо, получить больше денег
за это ... и потратить их с большим умом,
если бы всё это не делалось второпях.
... Могли бы, возможно, получить ситуацию,
когда Германия была бы политически в
НАТО, но не была бы в НАТО военной”62.
Окончательные
договоренности были достигнуты во время
визита делегации ФРГ во главе
с канцлером Г.Колем в СССР
в июле 1990 года. При этом необходимо
отметить, что в правящих кругах
СССР все еще сохранялись
Пожалуй, наибольшие споры вызвал будущий военно-политический статус бывшей территории ГДР.
По этому вопросу М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе упорно отстаивали советский подход — исключить эту территорию из сферы действия НАТО. М.С.Горбачев заручился обязательством руководителей ФРГ не размещать иностранные войска НАТО, а также ядерное оружие и средства его доставки на территории бывшей ГДР и согласием Г. Коля на ограничение сил объединенной Германии численностью в 370 тысяч человек.
Одновременно ФРГ обещала оказать финансовую помощь в выводе советских войск с территории Германии. В обмен на советские уступки канцлер Г. Коль охотно поддержал идею заключения договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между объединенной Германией и Советским Союзом.
12
сентября 1990 года договор “два
плюс четыре был подписан”.
Непосредственно объединение
Таким образом, исходя из анализа всего вышеобозначенного, можно сделать вывод, что в ходе процесса объединения Германии в полной мере проявились установки нового внешнеполитического курса советского руководства: отход от тотального противостояния Востока и Запада, неприменение военных методов для решения социально-политических проблем, а так же поиск компромиссных решений и баланса интересов. В то же время, необходимо констатировать и тот факт, что процесс реализации этих установок был недостаточно продуман, конкретные акции зачастую “импровизировались”, допускались отдельные ошибки и просчеты. Безусловно, что М.С. Горбачев внес большой вклад в завершение “холодной войны”, но не сумел заложить основы нового миропорядка.
Что же касается оценки последствий объединения для самой Германии, то мнения многих исследователей совпадают. Так, видный немецкий публицист Оскар Ференбах в своей монографии “Крах и возрождение Германии.” констатирует, что “уравнивание жизненных условий повлекло за собой насильственное приобщение к господствующей идеологии согласно ст. 23 Конституции и, как следствие, глобальные изменения в общественной среде ФРГ”64. Подобного мнения придерживается и главный научный сотрудник Института Европы РАН Игорь Максимычев. В своем интервью радио “Голос России” он заявляет: “Конечно, невозможно сказать, что Германия продолжает быть разделенной, но разница между востоком и западом Германии не только не сократилась, она, пожалуй, даже как-то усилилась. Во всяком случае, на востоке Германии, в бывшей ГДР очень сильны ностальгические настроения, сильно желание воскресить те завоевания, которые были в ГДР”65.
Пожалуй,
от излишнего пессимизма может
избавить лишь положительная динамика
объединительного процесса и понимание
его незавершенности.
Объединенная
Германия практически сразу же вновь
оказалась в центре мировых политических
событий. Считается, что переориентация
произошла успешно благодаря
основным чертам германской внешней
политики, сложившимся и закрепившимся
с момента основания
Настрой на широкий внешнеполитический консенсус и на определенную преемственность был и является одним из ярко выраженных признаков германской политической культуры. Это касается начатого еще во времена Конрада Аденауэра, первого федерального канцлера, трансатлантического партнерства и процесса европейской интеграции, стремления к добрососедским отношениям, - прежде всего с Францией, ради которых германская внешняя политика прилагала усилия с начала 50-х годов – а также своевременно начатого трудного процесса примирения с Израилем66.
При этом необходимо отметить и тот факт, что после смены эпох в 1989-1990 годах, после объединения Германии германские политики испытали немалые затруднения при попытках определить новые внешнеполитические вызовы и разработать для этого генеральную стратегию.
При этом необходимо отметить и тот факт, что внешняя политика Федеративной Республики за все время ее существования вне зависимости от состава правительства отличалась преемственностью и предсказуемостью. Для нее не были характерны резкие колебания курса, а все изменения готовились заранее в недрах предыдущих правительств и осуществлялись достаточно плавно67. Сама же система внешней политики германской республики представляет собой механизм формирования и реализации внешней политики, сложную совокупность взаимосвязанных элементов, постоянно взаимодействующих. Она включает в себя следующие подсистемы: “восточная политика”, “европейская политика” в рамках Евросоюза, а также “атлантическая солидарность”, контроль над вооружениями и деление на функциональные блоки.
Необходимо
сказать, что после объединения
Восточной и Западной Германии в
генеральной стратегии
Необходимо отметить и тот факт, что современный механизм формирования внешней политики сложился в основном в 70-е годы XX века при правительстве социал-либеральной коалиции. Возрастание роли ФРГ в системе международных отношений путем нормализации с восточными соседями (так называемая “восточная политика”), наращивание темпов западноевропейской интеграции, вовлечения страны в военно-политический диалог между Востоком и Западом, а также активного подключения страны к деятельности практически во всех международных организациях потребовало совершенствования и обновления, а также создания новых материальных основ для реализации внешнеполитических задач.
Нынешний
механизм формирования германской внешней
политики представляет собой сложную
систему, на высшем (государственном) уровне
которой стоят федеральный
Федеральный
канцлер – ключевая политическая
фигура страны. Согласно Основному
закону он “определяет основные направления
политики, при этом в его компетенцию
входят следующие функции: определение
внешнеполитического курса
Президент Федеративной Республики является формальным носителем внешнеполитической власти и стоит несколько обособлено от канцлера. Он носит лишь представительские функции, а его влияние на формирование внешней политики проявляется, прежде всего, в его публичных выступлениях.
Безусловно, что центральное место среди государственных учреждений, занимающихся внешними сношениями, принадлежит министерству иностранных дел. Чтобы подчеркнуть особый статус министерства, его руководитель, как правило, становится вице-канцлером.
Наконец,
рассматривая механизм формирования
внешнеполитического решения в
ФРГ нельзя не упомянуть программные
установки правящих партий, выработанные
при участии партийных фондов
с учетом интересов тех или
иных социальных слоев и финансово-
Таким
образом, рассмотрев основной механизм
принятия внешнеполитического решения
в ФРГ, было бы логично проанализировать
внешне политические действия Федеративной
Республики в контексте отношений
с Российской Федерацией.
Особый
интерес в сфере внешней