Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:42, реферат
В XVIII в. мы сталкиваемся с поразительным парадоксом: в стране повсеместно господствуют нормы «Домостроя XVI в»., русское общество однозначно трактует женщину как существо второго сорта, а у верховной власти могущественнейшей империи на протяжении около 75 лет почти непрерывно находятся женщины, причем из самой низшей, наиболее бесправной «касты»: вдовицы (Екатерина I, Анна Иоанновна, Екатерина II) и девица (Елизавета Петровна). Как мы знаем, в древности эта «каста» считалась как бы переходной — им надлежало либо выходить замуж, либо идти в монастырь. Редким особам, имевшим этот статус, удавалось удерживать свое достаточно высокое общественное и придворное положение: боярыня Морозова, царевна Софья, а также другая сестра Петра I Наталья Алексеевна и т.д
Введение……………………………………………………………………………………….……………..3
Цели и задачи…...………………..……………………….……………………….……………………....…4
История прихода к власти женщин…………………………….……………………………..…….….......5
Женщины-правители XVIII в…………………….……..…………...…………………………….....……5-6
Екатерина I………………………………………………………….………………………………………6
Заговор Верховников……………………………………………….………………………………………6-7
Анна Иоанновна…………………………………………………..………………………………………7-8
Елизавета Петровна…………………………………………….……………………………………….8-10
Екатерина II (Великая)……..………………………………………………………………………….10-15
Н. И. Новиков против «Всякой всячины».……………… …………….………………………………15-16
Вывод…………………………………………………………………………………..……………….…....17
Заключение…………………………………..……………………………….……………….…………….18
Список используемой литературы…………….…….....
В традиционном по своей сути обществе Петр I укрепил весьма опасную традицию, согласно которой величие оказывалось неотделимым от своеволия. Особенно это опасно в России, где крайности вообще в большом почете и умеренность сплошь и рядом рассматривается как признак слабости.
Схожий прецедент имел место в конце XVI века, но итоги правления Ивана Грозного были далеко не столь внушительны, как результаты царствования Петра I. Роль
церкви и традиции оставалась неизмеримо более высокой, да и его наследник Феодор
Иоаннович по своим психофизическим данным не мог играть роль царя-самодура. Тем
не менее страна, привыкшая к насилию и непредсказуемости власти, была в итоге ввергнута в Смутное время. [1, Стр.76- 77].
Петр умер 28 января 1725 г., не оставив распоряжения о преемнике. В страшных мучениях, вызванных злокачественным заболеванием предстательной железы или мочекаменной болезнью, он, по недостаточно доказанной версии, смог написать лишь два слова: «Отдайте все...» Император не оставил после себя сыновей. С этого момента и начинается эпоха дворцовых переворотов и приход к власти женщин и детей. [3.Стр 145].
Вывод: я считаю, что Петр оставил своим наследникам-мужчинам слишком мало возможностей, чтобы хоть один из них мог пользоваться властью без ущерба для себя и страны.
Большое влияние на приход к власти женщины, на мой взгляд оказал провозглашенный 5 февраля 1722 Пётром закон, который отменил прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии, заменив его личным назначением царствующего государя. Стать преемником по Указу 1722 года мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство.
4. Женщины-правители XVIII века.
Наверное, наиболее правильно оценивать это время как развитие дворянской империи в период от петровских преобразований до новой крупной модернизации страны при Екатерине II.
Во второй четверти — середине XVIII в. не было крупных реформ. Преобразования Петра стабилизировали страну. Новые учреждения и социальные структуры создали определенную устойчивость общества. Крупной, если не решающей силой при определении политики стала гвардия. Гвардия использовалась и для личной охраны императора, и для организации контроля за деятельностью различных учреждений. Позиции гвардии формировались боровшимися дворцовыми группировками. От позиции гвардейских полков во многом зависело, кто будет занимать трон в Петербурге. Гвардия активно вмешивалась в династические споры, и тогда борьба за власть принимала форму дворцовых переворотов. Это позволило некоторым историкам утверждать, что действия гвардии — своеобразный акцент, «гвардейская поправка к необузданному абсолютизму». Если попытаться выделить равнодействующую из взаимодействия трех основных сил — дворянства, крестьянства и абсолютистского государства, то она отразит расширение прав и привилегий дворянства, дальнейшее закрепощение крестьянства и попытки государственной власти приспособить аппарат чиновничье-бюрократической машины к изменяющимся условиям жизни. [3. стр. 146].
Первой женщиной, вступившей на престол стала Екатерина I (Марта Скавронская, Екатерина Алексеевна Михайлова, 1684—1727 гг.).
После смерти Петра, который умер 28 января 1725 года, не оставив распоряжения о преемнике страшных мучениях, вызванных злокачественным заболеванием предстательной железы или мочекаменной болезнью, он, по недостаточно доказанной версии, смог написать лишь два слова: «Отдайте все...». Император не оставил после себя сыновей. Дочери были рождены до оформления брака с Екатериной. Реальными претендентами на престол после смерти императора оказались его жена Екатерина и внук Петр— сын казненною царевича Алексея. Началась борьба за трон между «ним южными наследниками северного исполина» (А. С. Пушкин). При дворе явно обнаружились две группировки знати. Одну из них составляли высшие сановники, выдвинувшиеся при Петре I.
Среди них важнейшую роль играл безродный князь А. Д. Меншиков. Кандидатом на престол была Екатерина. Другую группировку представляли родовитые аристократы во главе с князем Д. М. Голицыным, выдвинувшие кандидатуру Петра II. Пока Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон, Преображенский и Семеновский полки открыто встали на сторону Екатерины I (1725—1727). Фактическим правителем страны стал А. Д. Меншиков, первый из длинного ряда фаворитов, большинство из которых прежде всего уделяли внимание своему карману и своим интересам.
Для лучшего управления государством создан Верховный тайный совет — высший государственный орган, ограничивший власть Сената. В него вошли А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, П. А. Толстой, А. И. Остерман, Д. М. Голицын и голштинский герцог Карл Фридрих — муж старшей дочери Петра I Анны. Большинство Верховною тайного совета составили ближайшие советники Петра I, только князь
Д. М.Голицын принадлежал к старой знати. Попытка П. А. Толстого выступить против А. Д. Меншикова привела к его ссылке и гибели на Соловках.[3.стр 146-147].
Вывод: Екатерина I правила в течении 2 лет во время ее правления произошло резкое усиление позиций Меньшикова, который, можно сказать, что при правлении Екатерины I, как мне кажется фактически стал «властелином страны». Попытки несколько обуздать его властолюбие и корыстолюбие с помощью созданного при императрице Верховного тайного совета (Меншиков, Апраксин, Головкин, Толстой, Голицын, Остерман), которому подчинялись первые три коллегии, а также Сенат, ни к чему не привели.
Незадолго до смерти в 1727 г. 43-летняя Екатерина I подписала «тестамент» — завещание, определявшее последовательность наследования престола. Ближайшим наследником определялся сын царевича Алексея — Петр II, за ним должны были следовать дочери Петра: Анна и се наследники, Елизавета и ее наследники.
Престол занял 12-летний Петр II (1727—1730) при регентстве Верховного тайного совета
Петра II на пятнадцатом году жизни. Смерть Петра пришлась как раз на день объявленной свадьбы. Династия Романовых пресеклась по мужской линии. Вопрос о новом императоре должен был решать Верховный тайный Совет состоявший из 8 человек (5 мест принадлежали Долгоруким и Голициным). [3. стр146-147].
Заговор верховников. После долгих консультаций верховники остановили свой выбор на старшей линии династии, связанной с братом Петра I — Иваном V. Дочь Ивана V Алексеевича Анна была выдана еще при Петре замуж за 1ерцога Курляндского и, овдовев, жила в одном из прибалтийских городов — Митавс (ныне Елгава). Приглашая Анну Иоанновну на русский престол, верховники учитывали, что Анна не имела политических связей с русским дворянством. Верховники разработали специальные условия- кондиции, на основании которых Анна должна была управлять страной. Новая императрица принимала на себя обязательства не выходить замуж и не назначать наследника, решать важнейшие дела в государстве только при участии Верховного тайного совета.
Некоторые историки считают, что поражение верховников — упущенный шанс по ограничению монархии. Реальные события, в которых приняли участие дворянство и гвардия, находившиеся в Москве, свидетельствуют о доминировании другой тенденции.
Анне Иоанновне по прибытии в Москву было подано не менее 20 дворянских проектов. Главная мысль дворян сводилась к пожеланиям императрице «царствовать неограниченно и самодержавно», «принять самодержавство таково, как Ваши славные и достохвальные предки имели».
Уже через две недели после приезда в Москву Анна разорвала кондиции об ограничении самодержавия на глазах у верховников и заявила о «восприятии ею самодержавства». В ходе расправы над верховниками Иван Долгорукий был казнен, так как открылось подложное завещание о занятии престола его сестрой, «государыней-невестой», его отец и сестра были сосланы в Березов. Верховный тайный совет в 1731 г. был заменен Кабинетом из трех министров во главе с А. И. Остерманом. Спустя четыре года Анна Иоанновна приравняла подписи трех кабинет-министров к одной своей.[3. стр 147-148].
Вывод: Верховный совет решил пригласить на престол племянницу Петра I герцогиню Анну Курляндскую жившую в Митаве (столице Курляндии), она рано овдовела и жила в стесненных материальных условиях, во многом за счет средств русского правительства. Мне стало интересно, почему Верховный Совет решил пригласить именно Анну Иоанновну и выяснила, что крайне важным обстоятельством прихода к власти Анны Иоанновны на престол было то, чтобы она не имела сторонников и каких-либо связей с России. То есть приглашение Анны Иоанновны давало возможность Верховному Совету навязывать свои условия и ограничить власть монаха.
Анна Иоанновна. В 37 лет Анна Иоанновна заняла русский престол (1730—1740). Это была уже сложившаяся личность. Анна Иоанновна не отличалась ни красотой, ни ярким умом, ни образованностью. Она мало интересовалась делами государства, передав управ-
ление своему фавориту, Эрнсту Иоганну Бирону, герцогу Курляндскому (с 1737 г.),— честолюбивому, но ограниченному человеку. Время правления Анны Иоанновны получило название «бироновщина», ставшее олицетворением засилья иноземцев в управлении страной.
Все ключевые позиции в стране оказались в руках немцев. Иностранные дела вел А. И. Остерман, армией командовал Б.-К. Мининых, гвардией-Ф. К. Левенвольде. Академию наук возглавлял И. Д. Шумахер. В экономику России проникли авантюристы, безнаказанно обворовывавшие страну, такие, как, например, Шембсрг, грабивший заводы Урала. «Полтавский победитель был принижен,— писал С. М. Соловьев,— рабствовал Бирону, который говорил: "Вы, русские"». Попытка А. П. Волынского, служившего еще при Петре I и занимавшего при Анне важный пост кабинет-министра, организовать заговор против Анны Иоанновны и немецкого засилья закончилась неудачно. Он и его ближайшие сторонники были казнены.
Символом правления Анны стала Тайная канцелярия во главе с А. И. Ушаковым, следившая за выступлениями против императрицы и «государственными преступлениями» (знаменитое «слово
и дело»). Через Тайную канцелярию
прошли 10 тыс. человек. Абсолютистское
государство шло навстречу
В 1732 г. был открыт Сухопутный
шляхетский кадетский корпус
для обучения дворян. Затем последовало
открытие Морского, Артиллерийского,
Пажеского корпусов. С 1736 г. срок
службы для дворян