Деятельность ІV Государственной Думы в Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:56, Не определен

Описание работы

В современных условиях трансформации российского общества и осуществления радикальных реформ системы государственного управления, взаимодействия властных структур и института гражданского общества всестороннее осмысление опыта проведения избирательных кампаний в первое общероссийское представительное учреждение - Государственную Думу приобретает особую актуальность.

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

   5 декабря 1912 года с декларацией  правительства выступил В.Н. Коковцов, который дал высокую оценку  деятельности III Государственной думы. Правительство пошло по пути внесения в Государственную думу незначи-тельных законопроектов (в 1912—1914 гг. свыше двух тысяч – так называемая. "законодательная вермишель"), в то же время широко практикуя внедумское законодательство.19

   Бюджет  на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, «одобренный Государственной думой и Государственным советом» (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный «согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета».

   В ІV Государственной думе чаще, чем в третьей, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.

   В ответ на декларацию правительства оно приняло формулу, приглашавшую правительство вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 года, в 1913—1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др.

   Таким образом, практического значения деятельность ІV Государственной думы практически не имела: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом. Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три — на период Первой мировой войны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Государственная Дума в годы Первой мировой войны и причины её роспуска

   Начавшаяся  в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгорав-шиеся оппозиционное движение в российском обществе. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказались за доверие правительству и отказ от оппозиционной деятельности. 24 июля 1914 г. Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.20

   С началом войны Сессии Государственной  думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

   На  чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. Третья сессия была созвана для принятия бюджета.

   На  экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счёты» с Правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.21

   Первая  мировая война легла тяжелым  бременем на плечи России. В 1915 г. остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 г  – 74 металлургических завода. Экономика  страны уже не могла содержать  многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0.5 млн. кадровых рабочих.

   Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной  политики со стороны Государственной думы. 
С началом четвёртой сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией
 

 правительства  И.Л. Горемыкин, вместо оценки  политического положения (которого  требовала Государственная дума), предложил Государственной думе  обсудить три малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны» (т.е. Государственной думы).22

   Вокруг  этого лозунга объединилось большинство  фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и три группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.23

   Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

   Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

   Думская оппозиция заняла выжидательную  позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной  думы активно сотруд-ничали с правительством, принимая участие в работе «особых совещаний».

   9 февраля 1916 года возобновились  занятия Государственной думы. Хотя  правительственная декларация не  отвечала требованиям «Прогрессивного блока», Государственная дума занялась обсуждением бюджета.

   На  пятой сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от «деловой работы», приступила к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный блок» потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.24

   Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправ-ления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

   В конец 1916 г. парламентская элита  вступает в последнюю (предшествую-щую февралю) фазу эволюции своего менталитета, ознаменовавшуюся отчаянной экспансией мифа о руководящей роли Думы. Поведение оппози-ционных политиков в этот труднейший для государства момент недвусмыс-ленно свидетельствует, насколько условным и незначительным был для большинства из них вопрос о политической ответственности за свои действия. Они всё более ощущают бессилие Думы, её неспособность влиять на политику царизма. Пока власть делала перестановку старых бюрократических кадров, популярность Думы катастрофически падала, угасала вера в её руководящую роль.25

   В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложи-лось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвести в столицу вагоны с мукой). 23 февраля, в Международный женский день недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград.26

   В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

   В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

   В ночь на 26 февраля власти провели  массовые аресты, а днём на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.

   Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно  поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил  Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства».

   В этот же день, 26 февраля 1917 г. император  издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее  апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена и в полном составе Дума уже не собиралась.27

   Безвластной Думе оставалось выполнять лишь функцию  символа «Великой революции». В политической риторике постоянно звучали тирады о влиянии Думы на общественное сознание, что предопределило триумфальную победу над царизмом и всенародное признание режима «Свободной России». Именно Дума обеспечила единение в борьбе с самодержавием - залог успеха «национальной и надклассовой революции».28

   27 февраля 1917 года частным совещанием  членов Думы был создан Временный  комитет Государственной думы, который  в ночь на 28 февраля 1917 года  принял решение взять в свои  руки восстановление государственного и общественного порядка.

   В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

   Окончательно  предрешилась судьба Думы 2 марта, на первом заседании Временного правительства. В этот же день согласованный накануне состав кабинета был официально обнародован - до издания Николаем Манифеста об отречении. Не удосуживаясь сохранить хотя бы видимость легитимного формирования новой власти, оказавшиеся во главе неё политики-оппози-ционеры поспешили объявить, что вся полнота власти, принадлежавшая монарху, должна считаться переданной не Государственной Думе, а Временному правительству (по крайней мере до созыва Учредительного собрания).

   Временное правительство не отменило распоряжение о временной приоста-новке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существо-вала как «частное учреждение», причём депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

   После создания Временного правительства  роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.29

   Наиболее  активно «частные совещания» Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.

   Самой значительной акцией в этом плане  было «частное совещание» бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") – «возможного содействия», поскольку оно отвечало тем идеалам, которые себе народ поставил.30

   6 (19) октября 1917 года IV Государственная дума четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании. 
18 (31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

   Таким образом, Государственная дума - по сути единственный легальный институт публичной политики в самодержавной России - изначально была далека от традиционных для демократических государств парламентских идеалов. Как показала история, законодательная деятельность IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь её развития – в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива.  

Информация о работе Деятельность ІV Государственной Думы в Российской Империи