Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:38, доклад
Башкирские восстания 17—18 вв. Восстание 1662—64. Началось после того, как царское правительство запретило башкирским феодалам набеги на калмыков и потребовало возвратить захваченных ими пленных, что ущемляло экономические интересы башкирской знати. Восстание возглавили крупные феодалы (Иш-Мухаммед, Конкас и Девеней Девлетбаевы, Сары-Мерген и другие), стремившиеся использовать в своих целях недовольство народных масс захватом башкирских земель царской администрацией, злоупотреблениями при сборе ясака и др.
Во время экспедиции Кирилов
продолжал трудиться над «
Особенно заразил пример Кирилова и приохотил к научным занятиям историей, географией, статистикой молодого бухгалтера экспедиции П. И. Рычкова. Это происходило не в ущерб основным служебным обязанностям последнего. В сенатском указе от 14 октября с удовлетворением отмечалось: «о всех приходах и расходах с начала той комиссии и по нынешней 1737 год щеты в ревизион-коллегию отосланы и из оных краткие экстракты в Кабинет сообщены, которые сочинены по бухгалтерскому обыкновению...» Там же. С.122. Цит. по: РГАДА. Ф.248. Оп. 5. Д.313. Л. 19об..
В начале 1737 г. край, находившийся в ведении Оренбургской экспедиции, казался достаточно укрепленным и более безопасным от нападений кочевников, чем до того времени. Кирилов начал снова готовиться к походу в Оренбург и хлопотать о снаряжении в первого торгового каравана в Ташкент «для основания азиатской коммерции» и для разведки обо «всех бы тамошних обстоятельствах», а особенно о так занимавшей Кирилова возможности судоходства по Аральскому морю и среднеазиатским рекам. Смерть расстроила его планы. 14 апреля 1737 г. он умер и 16 апреля был погребен в самарской церкви Николая Чудотворца Смирнов Ю.Н.Деятельность Оренбургской экспедиции под руководством И.К.Кирилова в Заволжье//Самарский земский сборник. Вып.3. Самара. 1996. С. 62..
По словам П. И. Рычкова, Кирилов, хотя «разные человеческие недостатки и пороки имел... и тем разные на себя нарекания навлек, но сию правду поистине надлежит ему отдать, что он о пользе государственной, сколько знать мог, прилежное имел попечение, и труды к трудам до самой своей кончины прилагал, предпочитая интерес государственный паче своего.» Рычков П. И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. С.29.. Семье остались только долги умершего да казенный начет в 2900 руб., из-за которого вдову чуть было не лишили жалованья, причитавшегося мужу. Благо помог получить это жалованье ее отец, П. С. Бахметев. Правда, затем эта родственная услуга доставила Бахметеву немало неприятностей от нового начальника.
По-настоящему заслуги Кирилова были осознаны властями и признаны четверть века спустя. В 1761 г. П. И. Шувалов вошел с представлением в Сенат: «Доверие, которое оказывает нам наша государыня, обязывает нас ходатайствовать за людей, которые отваживались на предприятия, оказавшиеся чрезвычайно полезными для отечества. Семейство Ивана Кириллова находится в крайней бедности и, можно сказать, остается без пропитания, а Кириллов оказал отечеству знатную услугу: доказательством служат те плоды, которые получаются от Оренбурга и его губернии, а на виновнике этого богатства Кириллове до сих пор числится долгу 7591 рубль, и этот долг надобно взыскать с сына его обер-аудитора Военной коллегии». Сенат решил просить о пожаловании Кирилову-младшему 10 000 руб. с зачетом в ту сумму долгов его отца Соловьев С. М. Сочинения Кн. XII. М.. 1993. С.551-552.. Со временем стали сбываться предсказания Кирилова, сделанные в самый канун основания первых крепостей по Самарской линии: «Что же до строения городков надлежит, и в том не на одно сие время, но вечный интерес зависит, и слава победоносного оружия вашего величества купно со отворением полезной коммерции во всю полуденную Азию распространится, ибо в самых пустых и доселе неизвестных или брошенных местах несколько новых провинций под державу вашего величества прибудет с таким подземным плодом, о котором многие еще не верят; и к тому страждущее в басурманских руках христианство (т.е., в Хиве, Бухарах, Балхе, Бодокшане и иных) свободу получит, и впредь туда из крайних русских селений никак заяицким татарам воровскими набегами в полон брать или красть будет нельзя.»Соловьев С. М. Сочинения Кн. X. М.. 1993.С.582..
Но прежде чем заслуги Кирилова станут общепризнанными, Татищев бросит тяжелые и резкие слова в адрес своего предшественника и всей Оренбургской экспедиции, «которую, как видно, по обману Тевкелева и Кирилова ... начали, ...оное вымышлено более для собственной, нежели казенной пользы» Пекарский П. Новые известия о В. Н. Татищеве. СПб., 1864. С.38. Чтобы понять причину таких обвинений, надо обратиться не только и не столько к деятельности Кирилова, сколько к обстоятельствам, связанным с пребыванием самого Татищева во главе Оренбургской комиссии.
2.2 Оренбургская экспедиция под руководством В.И. Татищева
10 мая 1737 г. Попов Н.А. Татищев и его время. М. 1861. С.558. состоялся указ о назначении на место умершего Кирилова В.Н.Татищева, одного из выдающихся деятелей XVIII в., энциклопедически образованному человеку, который оставил след во многих областях знаний: географии, экономике, археологии, законодательстве, этнографии, филологии, истории и т.д. Татищев не мог прибыть к экспедиции немедленно, не сдав дела по управлению Уральскими заводами.
При таком положении дел до приезда Татищева было естественным продолжение реализации планов, разработанных Кириловым, без их серьезной ревизии. Тем более этому способствовало пребывание в руководстве экспедиции ближайших сотрудников прежнего начальника. Дела по канцелярии экспедиции согласно указу Кабинета от 7 мая принял Бахметев. Тевкелев, узнав о смерти Кирилова, также возвратился из Башкирии в Самару, где вместе с Бахметевым продолжил перевод экспедиции в Красносамарскую крепость, «куда и сами они на житье переехали» Смирнов Ю.Н. Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30 - 40-е гг. XVIII в.». Самара, 1997. С. 126 . Цит. по:РГАДА. Ф.248. Оп. 5. Д.313. Л.186. Летом «ходил он, Бахметев, с командою и застроил по Оренбургской дороге крепосцы вверх по реке Самаре Тоцкой, Сорочей, по Яику Караульной ... да Берцкой»Там же., намеченные к строительству еще Кириловым.
Военно-политическая обстановка в Башкирии оставалась сложной. И.К.Кирилов успел сосредоточить здесь огромное количество регулярных инерегулярных воинских формирований. К марту 1737 г. насчитывалось 9900 регулярных и 7700 нерегулярных служилых людей. Все они были поделены на 4 команды и размещены в разных частях Башкирии. В случае необходимости мог быть задействован резерв, состоящий из местных мишарей, ясашных людей Осинской и Сибирских дорог, русских крестьян из сибирских слобод, служилых мурз и татар Казанской губернии - общим числом в 4500 человек. Там же. Цит. по: РГАДА, Ф.248.Оп.17.Кн.1164.Л.341-342; Оп.3.Кн.139.Л.345.. Вся эта сила была подготовлена для участия в военных операциях против восставших башкир, назначенных на лето 1737 года.
Почти половина из находившихся в Башкирии воинских формирований предназначалась для строительства и охраны городов и крепостей.
Татищеву предстояло определить свою тактику в решении сложных задач, связанных с подавлением восстания и управлением Башкирией. Как писал о нем В.Н.Витевский, «Татищев, хорошо уже знакомый с краем, поднял коллегиальное начало, слабо прилагавшееся к делу во времена Кирилова, и придал совершенно иной характер управлению Оренбургской комиссией» Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Т.1. Казань, 1889.С.153..
26 мая 1737 г. В.Н. Татищев выехал из Екатеринбурга, где он находился в должности «горного командира» (1734-1737). Прибыв на место 11 июля, Татищев незамедлительно повел беспощадную борьбу со всякого рода злоупотреблениями своих подчиненныхБуканова Р.Г. Указ. соч. С. 139. . 14 июля в Мензелинске им был созван генеральный совет, который рассмотрел вопросы, касающиеся не только подавления башкирского восстания, на и дальнейшего управления краем. По его настоянию суд вынес смертный приговор уже находившемуся под следствием капитану Житкову - за грабеж башкирского населения «без всякой причины» и творимые его командой произвол и убийства. Сурового наказания требовал Татищев и для майора Бронского, который «принесших повинную и безборонных оступя, неколико сот побил, и пожитки себе побрал». За взятки, казнокрадство, грабежи местного населения новый начальник Оренбургской экспедиции отстранил от должности и отдал под суд уфимского воеводу С.В.Шемякина, а затем ввел твердое расписание, «чтобы на жалование толикое число людей содержать, сколько настоящее отправления требуют... дабы жалования при экспедиции излишнего никто не брал...» В.Семенов, В.Семенова. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург,. 2002. С.35..
Но Татищев не только чинил суд и расправу. По его распоряжению при самарской штаб-квартире Оренбургской экспедиции была создана самая большая по тем временам библиотека, открыты российская итатаро-калмыцкая школы, школа Пензенского полка для солдатских детей, начато строительство госпиталя и аптеки с лабораториями.
Наладив дела в экспедиции, Татищев летом 1738 г. приехал в Оренбургскую (Орскую) крепость и «нашел её в ужасном состоянии: оплетена была хворостом и ров полтора аршина, а сажен на 50 и рва не было, так что зимою волки в городе лошадей поели».
Не одобрил Татищев и выбранного для крепости места: низкое, затопляемое, бесплодное и безлесное, «великими горами отгоражённое... от других русских городов» В. Семенов, В. Семенова Указ.соч. С.36..
С 10 мая 1737 г. Оренбургская экспедиция была переименована в Оренбургскую комиссию, но прежнее название употреблялось наравне с новым Там же..
«Кому это в вину причесть не знаю, -- писал Татищев, -- ибо инженерные офицеры сказывают, что о неудобствах Кирилову представляли, да слушать не хотел, и офицера искусного в городостроении нет» В.Семенов, В.Семенова. Указ. соч. С.36.
В Государственном архиве Оренбургской области хранится «Проект Татищева о переносе Оренбурга с Устья Орь-реки вниз по реке Яику на 184 версты к урочищу Красной горы» (сейчас здесь село Красногор Саракташского района).
Проект В.Н.Татищева Сенат рассмотрел и нашёл справедливым. Строительство нового Оренбурга было начато, а старый остался как город Орск. Как и Кирилов, Татищев прилагал немалые усилия к налаживанию торговых связей с ханствами Средней Азии. Отправляя из Оренбурга (Орска) большой купеческий караван в Ташкент, он составил для поручика Миллера, возглавлявшего караван, инструкцию, в которой наказывал узнать «о состоянии, силе и власти ханов» и какие русские товары там можно продавать, просил захватить образцы азиатских товаров; если «узнается» о серебряной и золотой руде, то достать несколько кусков, а место, где находятся руды, «записать, реки и озера примечать...» Там же. С.37..
Несмотря на занятость, частые разъезды (Татищев по-прежнему оставался «командиром» уральских горных заводов). Василий Никитич продолжал вести научно-исследовательскую работу. В 1737 году, например, он разработал «Предложение о сочинении истории и географии», содержащее 198 вопросов, касающихся истории, географии, этнографии и языка, в 1738 г. составил карту Самарской излучины Волги, карты Яика и ряда пограничных районов, сделал обзор природных богатств Сибири: «Общее географическое описание Сибири».
Не оставляет Татищев свой труд: «Историю Российскую» и древнее русское право, памятники которого он разыскивает, оплачивает из своих средств их переписку или перевод, а потом передает в Академию наук. В 1738 г. он готовил к изданию открытый им «Судебник» Ивана Грозного 1550 г., и в обстоятельных комментариях к нему высказывался по важнейшим вопросам политической и социальной истории России XVI-XVIII вв.
В 1738 г. в Синод поступила жалоба от протопопа Антипа Мартинианова, состоящего при Оренбургской экспедиции, которого Татищев якобы без предъявления ему обвинения, «презрев власть святейшего Синода, посадил с утра на цепь, водил по улице, как бы на показ... и приводил в канцелярию, держа на цепи до вечера...» Там же.
. Синод обратился в
Кабинет министров, требуя
С этого времени началась настоящая война против начальника Оренбургской экспедиции. 27 мая 1739 г. создается следственная комиссия для разбора обвинений против Татищева, а уже 29 мая он отстраняется от всех дел, лишается званий и берется под домашний арест (некоторые источники утверждают, что Татищев был посажен в Петропавловскую крепость). Только смерть Анны Иоанновны и падение Бирона в ноябре 1740 г. спасли его.
Период деятельности В.Н.Татищева на посту главного командира оренбургской комиссии был самым эффективным по своим политическим и социально-экономическим последствиям. При нем была предпринята попытка упорядочить строительство и размещение городов-крепостей, наведен порядок в управлении краем. Кроме основания новых крепостей, переноса на другое место города Оренбурга, им были предприняты конкретные меры по их заселению. Именно Татищеву принадлежит проект создания единой укрепленной линии или ряда линий вдоль границ Башкирии.
При Татищеве в Башкирии наступило временное затишье, появилась возможность заняться обустройством крепостей и организацией среднеазиатской торговли.
2.3 И.И. Неплюев на посту командира Оренбургской экспедиции и окончание ее деятельности
В.А. Урусов, произведенный в чин генерал-поручика и назначенный главным командиром Оренбургской комиссии 17 июня 1739 г., прибыл в Самару 17 августа. Пока он принимал дела и осматривал крепости по р. Самаре, поступил высочайший указ, подписанный 20 августа 1739 г., в котором подробно излагалась программа его действий. Указ, высланный Урусову, позволяет получить представление о содержании проектов, поданных в Сенат В.Н.Татищевым, так как, по словам П.И.Рычкова, данный указ фактически представлял собой «полную резолюцию на все от тайного советника Татищева учиненныя представления» Рычков П. И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. С.42..
В первом пункте указа подробно излагались задачи, стоявшие перед Оренбургской комиссией: строить город Оренбург на изысканном месте вновь при Красной горе, строить крепости в удобных к поселению и безопасных местах, изыскивая, чтобы поблизости были леса, луга, удобные земли и пашни. Чтобы пашни находились в таких местах, где можно было бы спасти себя при случаях внезапных неприятельских набегов. Далее говорилось о переименовании прежнего Оренбурга в Орскую крепость, о беспошлинной торговле в новом городе азиатских купцов, а также - подавление башкирского восстания, принятие казахов в подданство, поселение на реке Сакмаре трех ландмилицких драгунских полков.
Данный проект был осуществлен лишь при И.И.Неплюеве. Василий Урусов занимался, главным образом, подавлением башкирского восстания и строительству городов-крепостей почти не проявлял интереса. План сооружения крепостей на р. Сакмаре был частично осуществлен лишь в пятидесятых годах XVIII в. Остался не выполненным и первый пункт правительственного указа о переносе Оренбурга на новое место. В период управления В.А.Урусова, в Башкирии города-крепости практически не строились.
Город Оренбург суждено было построить действительному тайному советнику и кавалеру Ивану Ивановичу Неплюеву. Это одна из ярких личностей и государственных деятелей, сформировавшихся в петровскую эпоху.